Благородная профессия

Ежегодно 5 октября все педагогическое сообщество отмечает Всемирный день учителя.

По сложившейся традиции в этот день мы с особой признательностью и любовью говорим о людях, которые выбрали для себя эту благородную профессию. У каждого из нас в школьные годы был любимый учитель, тот, кто мудростью, глубокими знаниями, душевной добротой учил познавать мир, не поддаваться трудностям и смело смотреть вперед. И, конечно же, в этот день все учителя принимают цветы и поздравления от своих учеников, а также слова благодарности за терпение, доброту и понимание от родителей. В преддверии этого замечательного праздника, мы побеседовали с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, учителем русского языка и литературы Оленинской средней школы Е.А. Тимофеевой.

– Елена Алексеевна, почему Вы выбрали профессию учителя?

– С раннего детства я мечтала стать врачом. Но за годы обучения в школе, стереотипы поменялись. Интерес к учительской профессии появился благодаря моему первому классному руководителю Р.В. Жуковой и учителю математики, на ту пору директору школы, А.А. Дроздовой. Другим, не менее важным фактором, повлиявшим на мою профессиональную деятельность, послужила семейная династия. Мои дедушки Василий Силаевич и Петр Силаевич Мамченковы, к которым я всегда испытывала чувство огромного уважения, были учителями – историками. И когда пришло время выбирать свой жизненный путь, не задумываясь, поступила в 1981 году в Старицкое педагогическое училище, а позднее, в 1985 году, в Орехово-Зуевский педагогический институт на очное отделение филологического факультета.

– Какие качества, на Ваш взгляд, нужно прививать детям со школьной скамьи, чтобы они впоследствии стали успешными людьми? Как складываются Ваши отношения с учениками?

– В первую очередь, это зависит от отношений между учителем и учеником, которые непременно должны складываться только на дружеской основе. Согласитесь, если мы будем воспитывать детей на повышенных тонах или применять только «кнут», то ничего хорошего из этого не получится. Наоборот, если ребятам постоянно внушать, что учеба им в жизни пригодится, то успех, на мой взгляд, гарантирован.

Я считаю, для того, чтобы дети смогли приспособиться к различным жизненным ситуациям, нужно прививать им социальную компетентность.

Ученики, в свою очередь, должны развивать в себе толерантность, способность общаться, стремиться вперед. А такие умения, как найти подход к учителю и выстроить общение в дружеской, деловой атмосфере, должны закладываться еще в раннем возрасте. Поэтому за 29 лет работы в школе с учениками старалась выстраивать только доверительные отношения. Иначе просто и быть не может.

– Есть чему поучиться у них?

– Безусловно. Прежде всего, современности и мобильности, легкости, с которой они идут по этой жизни. Я много анализирую, думаю, а нужно просто двигаться вперед, не останавливаться на достигнутом.

– Как Вы считаете, Ваши бывшие ученики стали достойными людьми, выйдя из стен школы?

– Скажу кратко: за все время моей педагогической деятельности мне всегда везло с учениками. Большинство из них еще учась в школе, проявляли себя очень достойно и в учебе, и в общественных делах, все они добрые и отзывчивые. Сегодня многие из них живут в Оленино, имеют свои семьи, а их дети учатся в нашей школе. Я надеюсь, что, став взрослыми людьми, они не потеряли свои человеческие качества.

– Елена Алексеевна, являясь человеком творческим, Вы постоянно совершенствуете свои знания. И тому доказательство – победа в конкурсе на получения гранта Президента. Насколько сложно Вам было принимать участие в мероприятии такого уровня?

– По инициативе Президента РФ В.В. Путина в рамках нацпроекта в 2006 году был объявлен конкурс «Лучший учитель России». И вот тогда в первый раз я приняла участие и стала победителем. В этом году в рамках национального проекта «Образование» вновь решила попробовать, да и результаты деятельности были на достаточном уровне.

Конкурс был объявлен в середине апреля, а в мае уже проходила экспертиза предъявленных документов. Их оценка основывалась рядом критериев, главным из которых было наличие у педагога собственных методических разработок по преподаваемому предмету, имеющих положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе. Также среди критериев отмечались высокие результаты учебных достижений и внеурочной деятельности обучающихся, создание учителем условий для адресной работы с различными категориями детей, обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий и непрерывность профессионального развития педагога. Действительно, работа очень трудоемкая, требующая много терпения и выносливости. Но вот, позади основной этап.

Затем – подведение итогов. И 6 сентября был официально выставлен приказ о списке победителей. 1000 человек в РФ, и только 8 из них – квота на Тверскую область.

Хочу поблагодарить за помощь и поддержку директора школы И.А. Дибкову, которая своей настойчивостью помогла мне добиться победного результата. Своих бывших учеников: Евгению Ермакову, Анну Новицкую, Михаила Тимофеева, а также коллег из Серединской СОШ Московской области, школы №1391 г. Москва, Итомлинской СОШ Ржевского района. Кроме моих наработок по условиям конкурса также требовались рецензии на некоторые разработки и созданные мной программы. Здесь отозвались бывшие однокурсники, с которыми я до сих пор поддерживаю теплые, дружеские отношения. Так что, можно смело сказать – это наша общая победа.

– Какие чувства Вы испытали, когда увидели себя в списке победителей?

– Принимая участие в любом конкурсе, прежде всего, мне хочется передать свой опыт, поделиться им с людьми, показать, что возраст и стаж не влияют на победу. Ну, а узнав, что победила, было приятно ощущать, что мучения не прошли даром.

– Каким должен быть современный педагог на Ваш взгляд, чтобы соответствовать всем требованиям современной школы?

– Прежде всего, учитель должен хорошо знать свой предмет, возрастную психологию и уметь найти подход к каждому ребенку. На сегодняшний день у детей отмечается низкая мотивация к обучению. Иногда даже наступает некоторое разочарование, когда понимаешь, что твои старания напрасны, не дают нужного результата. Поэтому учителю приходится работать в жестких условиях. Но, несмотря на все сложности процесса обучения, отмечаются и положительные стороны. Когда в конце года, после сдачи ЕГЭ многие выпускники поступают в престижные ВУЗы страны – это, поверьте, дорогого стоит. Значит, усилия не напрасны. Несомненно, этому во многом способствует и материально-техническая база нашего учреждения. Мы идем в ногу со временем, успешно применяя все необходимые на сегодняшний день образовательные технологии. Так, за последние годы полностью перешли на электронное ведение школьной документации, будь то классный журнал или ученический дневник.

– Елена Алексеевна, что бы Вы пожелали своим коллегам в День учителя?

– Хотелось бы всем пожелать, чтобы этот осенний день был освещен солнечными улыбками детей, был наполнен поздравлениями и благодарностями учеников и их родителей, выпускников, друзей. Желаю всем крепкого здоровья, счастья, благополучия, терпения, яркого творчества и, конечно же, любви к детям, к своей семье!

В этот праздничный день коллектив редакции газеты «Наша жизнь» поздравляет педагогов Оленинского района с их профессиональным праздником – Днем учителя и дарит нашим уважаемым учителям эти стихотворные строки:

Давно закончили мы школу,
Жизнь по дорогам развела,
Но в День учителя мы снова
Поздравим вас, учителя.
Благодарим вас за науку,
За то, что жить учили нас,
Задачки ваши вспоминаем
В проблемах жизненных подчас.
Дай Бог вам силы издоровья,
Счастливых дней и долгих лет,
За то, что щедро и с любовью
Дарили нам вы знаний свет!

Беседовала Е. ИВАНОВА