Праздник милосердия и надежды

14 октября Россия освящается праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Празднуют его не только православные, но и множество людей, по разным причинам находящихся вне ограды Церкви. Покров давным-давно стал неотъемлемой частью русской культуры, хотя корни у него византийские. Основанием установления праздника стало Константинопольское чудо, описанное в житии св. Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого.

Однажды св. Андрей и его ученик Епифаний, будущий патриарх Константинопольский, молились в храме, где хранилась риза Богоматери. Вдруг как бы раскрылся над ними свод храма, и св. Андрей увидел Пресвятую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась подобно земной женщине, а затем простерла над людьми в храме свой омофор (покрывало). «Видишь ли ты Царицу всех?» – спросил Андрей ученика. «Вижу, отче святой, и ужасаюсь», – ответил Епифаний. Затем видение исчезло, однако благодать незримого Покрова осталась. Чудо было столь великое и невероятное, что о реальности этого события споры не утихают по сей день.

Подлинник Жития св. Андрея Константинопольского не дошел до нас, а поздние списки в датировке чуда и рассказах о событиях вокруг него противоречат друг другу. Так, в одних говорится, что событие имело место во время нападения на Константинополь сарацин (арабов) в 910 году, в других – что во время нападения каких-то «врагов» в 911 году, в-третьих – ни с какими нападениями не связывается. Позднейшее предание упоминает поход на Византию русского князя. Но в 911 году русское войско не осаждало Царьград, наоборот, туда прибыло русское посольство для заключения мирного договора между Русью и Византией. События 910 – 911 годов подробно зафиксированы в византийских летописях, но ни в одной из них нет упоминания о нападении на Константинополь каких-либо «врагов». Набег славян и викингов на предместья города был в 860 году. Тогда, после молитвы патриарха Фотия и погружения в море Ризы Богородицы, их ладьи то ли буря разметала, то ли они восвояси уплыли, но это совсем другая история. Ошибки в датировке – обычное дело при переписывании книг, но как быть с фактами? Если ни в 910, ни в 911 годах могучего врага у ворот столицы не было – не было и страха перед ним. Отчего же в таком отчаянии оказался православный народ Константинополя, что Пресвятая Богородица явилась утешить его? Однако страх и отчаяние не обязательно должны быть связаны с каким-то одним фактом. Может происходить череда событий, нагнетающих обстановку, подавляющих и повергающих в уныние, как отдельного человека, так и целое общество. А византийцам было от чего впасть в уныние.

К X веку важнейшие торговые пути, ранее делавшие Константинополь центром мировой экономики, переходят под контроль арабских и хазарских купцов. Это были не просто иноземцы из враждебных государств – это были воинствующие иноверцы. Обычная конкуренция дополнилась религиозным противостоянием. Река богатств, притекавшая в Царьград, превращалась в ручей, что заметно ухудшало благосостояние общества.

Параллельно сокращению притока богатств, росли налоги на земледельцев, что вело к разорению крестьян. Теряя доход, они теряли способность служить в войске. Количество пехоты из ополченцев сокращалось. Профессионалы стоили дорого и их явно недоставало. Ослаблением армии немедленно воспользовались соседи. В 904 году болгарский царь Симеон отнял у империи часть земель на Балканах. Пришлось откупаться ежегодной данью. В Малой Азии наступали сарацины. Арабские и берберские пираты захватывали острова уже в Эгейском море и действовали с особой жесткостью. Так, после захвата острова Крит берберы вырезали на нем все христианское население. В июле 904 года набегу пиратов подвергся город Фессалоники, а это уже центр империи. Некоторых успехов византийцы достигали с помощью «греческого огня», но это были лишь тактические успехи. В октябре 911 года возле острова Крит их флот был разбит сарацинами. Русская летопись сообщает, что в 907 году князь Олег совершил набег на империю. Славяне и скандинавы были язычниками и, по обычаю войны, то, что не могли утащить как добычу, приносили в жертву богам на месте: ценности сжигали, скот убивали. Но люди, как самый дорогой товар тогдашней киевской торговли, чаще становились пленниками, чем покойниками. Однако набег 907 года, если верить летописи, совершался с несвойственной даже язычникам жестокостью. Свирепые воины Олега не просто грабили – они опустошали страну. Целенаправленно громили православные храмы, жгли дома, вырубали сады, пленников предавали жуткой смерти, хотя могли сохранить им жизнь ради продажи или выкупа. Грекам казалось, что на них напали одержимые бесами.

Растущую тревогу вызывали не только войны и экономические проблемы, но и моральное состояние высшей власти. Византийские императоры не всегда были образцами добродетели, однако то, как повел себя Лев VI Философ – было невиданно. Любовь к книжной мудрости не принесла пользы этому правителю: неудачно воевал, неэффективно управлял. Личная жизнь тоже не задалась: три раза был женат и вознамерился вступить в четвертый брак. Когда против этого выступил Константинопольский патриарх, Лев не образумился, но обратился к римскому папе и добился-таки благословления. Церковь еще не была расколота, но такое поведение властителя Востока шокировало многих. Мало того, вскоре император сместил и сослал строптивого патриарха и добился возведения на престол «своего человека». Новый патриарх признал законным четвертый брак Льва, чем продемонстрировал подчинение государю и спровоцировал раскол духовенства на «согласных» и «ревнителей православных традиций».

В византийском обществе Церковь имела огромное влияние, ее авторитет был высок и на Западе, она достигла больших успехов в миссионерской деятельности среди славян. Сама императорская власть в гармоничном союзе с властью духовной воспринималась как воплощение промысла Божия. А тут такие удары по сложившейся симфонии, и это тогда, когда римская курия все более противостоит Константинополю, а на Западе уже имеется свой император. Великая формула: «один Бог на небе – один император на земле», больше не существует. Усиливается соперничество между центрами власти, тут необходимо сохранять лицо в политике и единство в обществе. А как это возможно, если власть попирает христианские нормы? Росла тревога в стране, ибо Господь воспринимался византийцами, прежде всего как Вседержитель, справедливый, но суровый Судья. Народ трепетал, осознавая неотвратимость страшного наказания, ибо грехи власти – отражение греховности общества…. А может, пора возвести на трон нового императора «спасания нашего ради»? Но у византийцев тогда хватило мудрости понять: преодолеть трудный период можно, лишь сохраняя спокойствие и соблюдая закон. Они обратились не к мечу, а к молитве. Молились о том, чтобы Господь вразумил светские и духовные власти, чтобы укрепил единство общества, чтобы простил народу и властям их прегрешения. Невероятно, но факт – молился и каялся и сам император. Византия молилась и сомневалась: чего стоят перед Ним наши молитвы? На божьем суде нам нужен заступник пред Господом. Но кто может стать «адвокатом» перед Судьей Мира!? Богородица, только она! Да, только Она – Царица всех. После Успения Она явилась апостолам с благим словом: «Я с вами во все дни». «Во все дни» – это не только определение количества, но и качества времени. Каким бы оно ни было, какими бы и мы ни были – Царица Небесная с нами. Поэтому именно к Богородице повсеместно обращаются византийцы и прежде всего молящиеся во Влахернском храме. Здесь хранится Ее Честная риза, может быть отсюда молитва будет услышана. И Богородица не просто явилась, она молилась у престола Сына о милости к православной стране и народу ее. Молилась, а затем простерла омофор над христианами.… И еще почти 300 лет православный Царьград стоял неприступной твердыней на берегу Босфора. Когда же в безумии борьбы на власть наследники трона империи стали искать помощи сил земных, в 1204 году его разграбили «братья-христиане» с Запада. Но даже это трагическое событие не завершило историю православной Византии. В 1261 году она восстала из пепла и просуществовала до середины XV века, когда перегрызшиеся между собой православные государства Балкан были захвачены турками. К сожалению, потомки не усвоили уроки предков.

На Руси начало празднику Покрова положил князь Андрей Юрьевич Боголюбский. Благоверный князь свои успехи всегда приписывал поддержке Высших Сил и часто обращался к духовной литературе. Так и по возвращении из очередного успешного похода в 1164 году, он читал Житие св. Андрея Константинопольского, кстати, славянина по рождению, и был потрясен рассказом о чудесном видении подвижника. Андрей Юрьевич решил содействовать прославлению на Руси милосердия Богородицы, чтобы укрепить веру в Ее непременное заступничество для всех обращающихся к Ней. В слове, об установлении праздника Покрова он писал: « помыслил: какое страшное и милосердное видение не имеет празднества. Воспылал желанием: пусть без праздника не останется святой Покров Твой, Преблагая». Праздник милосердия пришел к нам в период княжеских усобиц, когда властители русской земли больше заботились о личном, чем об общем, когда милосердие в душах и в обществе нуждалось в божественном освящении. Сам Андрей Боголюбский пал от рук своих же бояр, а в 1216 году произошла самая кровавая битва того времени. На берегу реки Липицы сошлись тысячи русских воинов из Новгорода, Пскова, Смоленска, Торопца, Ростова под командованием торопецкого князя Мстислава Удалого и ростовского князя Константина Всеволодовича против таких же русских из Владимира, Переславля, Мурома, Суздаля, возглавляемых владимирским князем Юрием Всеволодовичем, родным братом князя ростовского. По воле своих государей в бою пало около 10 тыс. человек. Раненых же было столько, что «вопль был слышен на много верст». Даже для войн Нового времени такие потери ужасны, что уж говорить о европейском средневековье! Тогда гибель в сражении нескольких сотен воинов была событием из ряда вон выходящим.

Власть св. князя Андрея Боголюбского, как и других князей того времени, никогда не распространялась на всю Русь, но скоро по всей стране появились храмы в честь Покрова Божией Матери. В Новгороде Великом уже в конце XII века был основан монастырь Покрова Пресвятой Богородицы. Народная любовь к празднику росла и крепла. Русская Православная Церковь определила праздник Покрова Богородицы в разряд Великих праздников. Прекраснейшие русские храмы посвящены Покрову Пресвятой Богородицы, и первый из них, ныне всемирно известный храм Покрова на Нерли, построен по указанию св. благоверного князя Андрея Боголюбского в 1165 году. А потом был монгольский погром и много чего еще.… Не только отдельные люди, но весь наш народ не раз оказывался в ситуации, когда надеяться можно было только на милосердие Высших Сил. Он и надеялся, и с этой надеждой преодолевал тяжелейшие испытания. Поэтому и праздник Покрова так любим у нас от начала его установления.

Информационная служба Оленинского благочиния