История оленинской приватизации

В Интернете распространен странный текст бывшего главы администрации Оленинского района В.А. Суворова, вернувшегося после 20-летнего полного забвения к политической активности. Ограниченная газетная площадь не дает нам возможность пересказывать и анализировать все обвинения Вениамина Александровича в адрес главы района и нашей газеты. Поэтому пока обратим внимание лишь на одну из озвученных тем – самую важную и оказавшую наиболее серьезное влияние на дальнейшую жизнь района.

В.А. Суворов пишет (орфографию полностью сохраняем):

«Сохранить всю производственную сферу было непросто т.к. из области чуть не каждый день поступали директивы по коммерциализации, акционированию и приватизации предприятий, где были указаны сроки ответственность за неисполнение, но мы на свой страх и риск игнорировали (в хорошем смысле) все директивы и сохранили все предприятия. Ведь что такое было разделить колхоз или совхоз на имущественные паи. Это значит пустить с/х предприятие на разграбление, что в конце 90-х, начале 2000-х и произошло. Основная же приватизация произошла, когда Дубов большинство с/х предприятий превратил в ОМУПы и подчинил себе».

Очень разумные оценки приватизации дает бывший руководитель района, все правильно понимает… Может быть, действительно, не он, а уже О.И. Дубов (в конце 90-х, начале 2000-х годов) приватизировал все предприятия, в результате чего значительная часть из них прекратила свою деятельность.

Мы решили разобраться в этой проблеме на основе архивных документов. Получилась скучная статья, состоящая в основном из дат и номеров различных нормативных актов, изданных местной властью четверть века назад.

Перед тем, как сделать обзор истории оленинской приватизации, напомним, что О.И. Дубов был утвержден главой администрации Оленинского района 22 мая, а вступил в должность 24 мая 1996 года, а до этого момента никогда не жил и не работал в Оленинском районе. В.А. Суворов возглавлял администрацию района с 1991 по май 1996 года.

«Большая приватизация» в Оленинском районе началась с февраля 1993 года. В тот период, до Указа Б.Н. Ельцина № 1400 от 21.09.1993г. о ликвидации Советов, все решения о приватизации утверждал Малый Совет народных депутатов, но готовила предложения всегда только районная администрация.

Решением Малого Совета № 32 от 23.02.1993г. акционировано Оленинское ремонтно-техническое предприятие (преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Сельхозтехника»). В результате приватизации предприятие медленно разваливалось, остатки имущества были возвращены в муниципальную собственность в 2002 году. Сейчас на этой базе работает ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ».

Через три дня после «Сельхозтехники», решением Малого Совета № 39 от 26.02.1993г. зарегистрировали районное объединение «Агропромхимия» как государственное предприятие. Видимо, приватизация этого предприятия не нашла поддержки у депутатов. Параллельно с этим создается Акционерное общество открытого типа «Агропромхимия». Согласно свидетельству о собственности № 202 от 20.06.1995г., АООТ «Агропромхимия» выкупило государственное имущество предприятия «Агропромхимия». Было общее – стало частное. Надо заметить, что «Агропромхимия», в отличие от «Сельхозтехники», свернула свою деятельность очень быстро, еще до смены руководства района. Имущество было не просто выкуплено, а оперативно пристроено в «нужные» руки. И это произошло до мая 1996 года.

К приватизации сельскохозяйственных предприятий в период существования Малого Совета отношение, по всей видимости, было осторожным. По крайней мере существует только одно решение – №53 от 20.03.1992г. о преобразовании совхоза «Мостовской» в Акционерное общество закрытого типа «Мостовское».

Зато после ликвидации Советов, когда согласие депутатов на приватизацию предприятий не требовалось (такое согласование, в виде плана приватизации, вернулось в российское законодательство позже), «процесс пошел» полным ходом…

Постановлением главы администрации Оленинского района № 505 от 28.12.1993г. зарегистрировано Акционерное общество открытого типа «Олениноагропромстрой» и одобрен план приватизации предприятия, где на тот момент работали 113 человек. Через два года, к приходу О.И. Дубова, там оставалось не больше 20 человек, примерно, годовые долги по зарплате, которые гасились за счет продажи остатков техники. Часть базы «Олениноагропромстроя» в 2000 году была возвращена в муниципальную собственность – сейчас там работает МУП «Оленинское ПАТП».

Вскоре наступила очередь сельхозпредприятий. 30.05.1994г. В.А. Суворов издал постановление №229 «О выдаче свидетельств на право собственности на землю собственникам земельных долей». Постановление небольшое, поэтому приведем его текст полностью:

«В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.1994г. № 324 «О практике аграрных преобразований в Нижегородской области» постановляю:

Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Оленинского района организовать выдачу Свидетельств собственникам земельных долей и обеспечить выполнение этой работы к 1 августа 1994 года».

Дольше всех сопротивлялось свалившемуся на него «счастью» коллективное предприятие «Городковское». Однако, через 10 месяцев, 17.02.1995г., было издано такое же постановление №83, специально для этого хозяйства.

Вениамин Александрович, мы полностью согласны с Вами, что разделить колхоз или совхоз на паи – это пустить сельхозпредприятие на разграбление. Только зачем Вы эти постановления издавали? И какое отношение к ним в 1994 – 1995 годах мог иметь О.И. Дубов, которого Вы в этом обвиняете?

Эстафету массовой приватизации в районе завершил Оленинский леспромхоз, преобразованный в акционерное общество в декабре 1995 года под самый Новый год. Предприятие было федерального, а не местного подчинения, соответственно, и приказ о приватизации издавал Комитет по управлению имуществом России. Но все согласования для этого приказа на местном уровне были получены.

Теперь – про ОМУПы.

К 2002 году все хозяйства района (за исключением СПК «Березка») фактически являлись банкротами, имели многомиллионные долги перед бюджетами всех уровней, а многие из них и по заработной плате. Однако длительное время закон о банкротстве не распространялся на сельхозпредприятия, что было для них настоящим спасением.

Для понимания ситуации приведем полностью первый абзац из постановления главы Оленинского района О.И. Дубова №3 от 04.11.2002г., с которого и началась деприватизация хозяйств. Повторим еще раз – деприватизация, т.е. процесс, прямо противоположный приватизации начала 1990-х годов:

«2 ноября 2002г. вступил в силу Федеральный Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии со ст.3, ч.2 указанного Закона, признаком банкротства является неспособность юридического лица исполнять обязанность по обязательным платежам в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. Ст. ст. 177-179 Закона регулируют особенности порядка банкротства сельскохозяйственных организаций. В целях предотвращения банкротства сельскохозяйственных предприятий, и связанных с этим негативных социально-экономических последствий, исходя из интересов сохранения агропромышленного комплекса Оленинского района, постановляю…».


Дальше в документе излагался подробный план создания ОМУПов. Все имущество принималось в муниципальную собственность, в счет долгов хозяйств перед местным бюджетом. Принималось быстро, чтобы опередить налоговую инспекцию, готовившую иски о банкротстве старых хозяйств, в связи с сохранившимися, многолетними и многомиллионными долгами перед федеральным бюджетом. Работа администрации оказалась более оперативной. Когда решения судов о банкротстве всех прежних хозяйств были приняты (2004 – 2005 годы), имущество уже находилось в ОМУПах, плативших все налоги.

Те, кто работал в то время в сельхозпредприятиях, хорошо помнят, что никакого принуждения к переходу в ОМУПы не было. В каждом коллективе проходило собрание, где подробно разъяснялся смысл предстоящей реорганизации и принималось самостоятельное решение. Если, например, той же «Березке» банкротство не грозило, то никакой работы по реорганизации ее в ОМУП никто не проводил и не задавал вопросов по сохранению прежней формы хозяйства. Если директор «Холмецкого» Н.И. Веселова, справедливо предполагая, что с созданием ОМУПа ее сразу заменят, предпочла гасить свои долги, продавая технику и скот, значит, таким было решение хозяйства, и никто не пытался его поменять административным путем.

Еще одним положительным моментом от деприватизации и создания ОМУПов стало полное прекращение распродажи техники и растаскивания ее на имущественные паи. До 2002 года этот процесс был массовым почти во всех хозяйствах.

Создание ОМУПов продлило жизнь большинству хозяйств примерно на 10 лет. Действительно, немалая часть из них прекратила деятельность в 2010 – 2012 годах. Но причины были совсем другие. ОМУПы не банкротились, они закрывались потому, что работать стало некому. И эта проблема относится не к экономике, а к демографии. Все ее понимают, а если В.А. Суворов – нет, то рассказываем лично для него.

Те работники хозяйств (прежде всего – доярки), которые трудились еще с советских времен, постепенно достигли пенсионного возраста и ушли на заслуженный отдых. Притока молодых кадров в сельское хозяйство нет – и не только в Оленинском районе. Соответственно, фермы обслуживать стало просто некому. Учитывая, что молоко составляет более 80% от выручки хозяйств, без животноводства их деятельность становится невозможной.

Именно так, из-за отсутствия работников, прекратилась деятельность таких ОМУПов, как «Гришино», «Толокново», «Красная Долина» и «Отрадное».

При этом, когда закрывались ОМУПы, была полностью выплачена зарплата (включая выходное пособие), все налоги, а остаток выручки от имущества поступил в местный бюджет. Техника продавалась желающим жителям именно этих территорий по льготной цене.

А теперь вопрос – что лучше (или хуже) – неизбежное банкротство хозяйств сразу после 2002 года или их ликвидация в связи с отсутствием работников в 2012 году? Ответ, наверное, очевиден. Хозяйства получили десять лет жизни, а сотни людей смогли доработать до пенсии. Конечно, часть коммерсантов, «крутившихся» на перепродаже техники и скота, были очень недовольны, но их было немного.

Те ОМУПы, где остались работоспособные коллективы, тоже были реорганизованы в 2012-2013 годах, но по другим причинам. Законы поменялись. Местный бюджет, как и во всех районах, потерял возможность оказывать финансовую поддержку сельскохозяйственному производству. С другой стороны, были отменены обязательные муниципальные задания по оказанию услуг на территории хозяйств. В этой ситуации (в отличие от 2002 года) действительно особого смысла в сохранении ОМУПов уже не было. Поэтому, например, на базе ОМУП «Возрождение» работает КФХ Дмитриев Р.Д., на базе ОМУП «Исток» – СПК «Каденка», на базе ОМУП «Гусево» – ООО «Гусевское». Это единственное ООО, созданное на базе МУПа, и только потому, что был привлечен сторонний источник финансирования, погасивший все долги хозяйства. При этом, контрольный пакет в ООО остался в муниципальной собственности.

Параллельно в последнее время возникло полтора десятка фермерских хозяйств, пользующихся поддержкой со стороны как районной, так и областной власти. Приоритетное внимание фермерству совсем не случайно, и тоже связано с демографией – когда на селе осталось мало работоспособных людей, то, конечно же, легче укомплектовать работниками небольшое фермерское хозяйство, рассчитанное на 3-5 человек, чем традиционный колхоз (ОМУП, СПК), где нужно 20-30 человек.

Никто не вернул и не мог бы вернуть сельское хозяйство района в то благополучное состояние, в котором оно находилось в советское время. В.А. Суворов, вспоминая показатели начала 1990-х годов, «забывает» сказать, что, например, тогдашнее производство льноволокна по району составляло 20%, а зерна 12% от сегодняшних показателей всей Тверской области. Резкий спад в сельском хозяйстве произошел везде – и совсем не по вине сегодняшней районной или региональной власти.

По данным государственной статистики, в 2017 году Оленинский район занимал из 36 районов Тверской области (в скобках – из 13 районов юго-запада Тверской области) следующие места по основным показателям сельскохозяйственного производства: зерновых – 16 место (4 место); производство льноволокна – 5 место (2 место); поголовье дойного стада – 19 место (5 место); производство молока – 18 место (4 место).

Сельское хозяйство Оленинского района находится на тех же позициях, в том же втором десятке районов Тверской области и в первой пятерке районов юго-запада, где оно было всегда, в течение многих десятилетий. Если кто-то думает, что, в отличие от всей страны и всей области, мы могли сохранить такие же посевные площади и такое же поголовье скота, как 30 лет назад – то это глупо.

Понятно, что О.И. Дубов, при всем своем неприятии к «рыночным реформам», мог только ослабить их негативные последствия на уровне района, а не ликвидировать их на уровне страны. Как раз это он и сделал, вернув часть имущества (ранее приватизированного) в муниципальную собственность, создав систему МУПов, и запретив любое присутствие частного бизнеса в отраслях, занимающихся жизнеобеспечением района, прежде всего – ЖКХ. Эта тема тоже для очень долгого разговора. Например, можно вспомнить о том, что сегодня муниципальными котельными отапливается 100% жилья, а до прихода О.И. Дубова в район было намного меньше половины. Но это уже совсем другая история…

Чтобы сейчас ни пытался говорить В.А. Суворов, он остался в истории района как руководитель, бездумно проводивший «рыночные реформы» и передавший имущество района в частные руки. Точно так же, О.И. Дубов останется в истории района как человек, не допустивший на оленинской земле проведения самых одиозных реформ.