Когда людям, недовольным положением дел в районе, предлагают конкретизировать свои претензии к власти, в основном приходится слышать о безработице. В прошлом году бывший глава района В.А. Суворов с небольшой группой соратников в письме губернатору с просьбой об отставке О.И. Дубова и о назначении на эту должность «человека из реальной экономики» (т.е. из бизнеса) в очередной раз назвал безработицу в Оленинском районе «самой высокой в Тверской области».
Мы не утверждаем, что Вениамин Александрович сознательно пытался ввести губернатора в заблуждение – это было бы совсем глупо. Скорее всего, написал по незнанию, исходя из воспоминаний о своей работе в службе занятости. На самом деле, ситуация давно изменилась.
Действительно, в 2008 – 2010 годах Оленинский район переживал резкий рост безработицы, вызванный банкротством Оленинского леспромхоза. Главная причина банкротства – приватизация леспромхоза – возникла еще до Дубова, но мы сейчас не об этом. В тот период уровень безработицы в Оленинском районе на самом деле находился рядом с 10%-й отметкой, периодически пересекая ее в одну или другую сторону, и по этому показателю наш район в отдельные месяцы занимал печальное первое место в области, либо второе.
Понимал ли глава района важность проблемы? Конечно, понимал. И активно работал по снижению безработицы в районе.
Личная заслуга Олега Игоревича – сохранение социальной сферы на селе и отказ от «оптимизации» в тот период, когда она активно проводилась по всей области. Сохраненные школы, дома культуры, библиотеки, территориальные отделы поселений – это сотни сохраненных рабочих мест, причем самых престижных, в бюджетной сфере, куда стремится подавляющее большинство жителей района.
Конечно, эта мера только остановила рост безработицы, но сама по себе не могла ее снизить. Поэтому, когда Ржевская птицефабрика и Нелидовский ДОК обратили свое внимание на рабочую силу в Оленинском районе, местная администрация не просто не мешала этим предприятиям приглашать к себе оленинских рабочих, но и активно помогала в этом. Потому что работа в соседних районах, когда человек каждое утро едет на работу из дома, и каждый вечер возвращается домой – хорошая альтернатива не только пособию по безработице, но и сезонным выездам на «калымы» в Подмосковье. Тем более, что на Нелидовский ДОК с удовольствием взяли бывших работников леспромхоза, которым не нашлось места в «Экзоте» и «Мостлесе», возникших на обломках прежнего мощного предприятия. Инвесторов в производство у нас меньше, чем хотелось бы. Но когда они появляются, власть им активно помогает. Пример – пеллетный цех ООО «Любятино-2», где было создано почти 20 рабочих мест.
В этот же период интерес к району проявили торговые сети, а также некоторые предприниматели из соседних районов. Сегодня в Оленино работает уже четыре сетевых магазина. В каждом районе к такой торговле отношение у власти разное. В Оленино сетевики встретили максимальную лояльность и поддержку – из-за современной застройки поселка и новых рабочих мест. На трассе М-9 несколько лет назад открылся заправочный комплекс, ставший основным работодателем для деревни Никулино. Весь центр поселка за последние годы оказался застроен новыми магазинами с местными и неместными хозяевами, но все они – с нашими работниками.
Процесс шел постепенно, тихо и поначалу незаметно. Все новые объекты сферы услуг вместе взятые дают больше сотни рабочих мест для оленинцев. При этом, для бюджета, с учетом всех особенностей налогообложения, торговля гораздо выгоднее, чем промышленность – за счет налога на вмененный доход она больше платит в местный бюджет и меньше в федеральный. А сетевые магазины еще и показывают в бухгалтерии и налоговой инспекции реальную зарплату сотрудников – значит, платят реальный подоходный налог, который весь идет в район. В основном эти сто с лишним рабочих мест дали районному бюджету прирост собственных доходов на 32 млн рублей за шесть лет. Да, бюджет лучше не стал – за счет сокращения областной дотации за то же время на 39 млн рублей, но это уже совсем другая история. Доходы, зарплаты и количество рабочих мест в Оленинском районе за эти 10 лет серьезно выросли.
Сюда еще можно добавить рост числа фермерских хозяйств, которые, благодаря активному участию района в областной программе, создали бывшие безработные жители села. Здесь речь идет не о таком количестве рабочих мест как в сфере услуг, да и зарплаты ниже. Но все равно, несколько десятков человек они работой обеспечивают.
Теперь обратимся к конкретным цифрам безработицы в районе на сегодняшний день. В этом нам поможет статистический сборник «Отдельные показатели рынка труда и деятельность органов службы занятости населения Тверской области по его регулированию в январе – сентябре 2018 года» (более свежий, годовой, выйдет весной).
Уровень официально зарегистрированной безработицы в Оленинском районе на начало января 2019 года составил 1,8% от экономически активного населения. Другими словами, за последние 10 лет уровень безработицы в Оленинском районе сократился в пять раз. И это ощутимый результат работы О.И. Дубова, о которой говорилось выше.
Как и во всех районах, подобных нашему, он заметно выше среднеобластного (0,7%). Но этот низкий уровень сложился благодаря почти нулевой безработице в самых крупных и экономически развитых городах (Тверь, Ржев, Конаково, Вышний Волочек, Удомля и т.д.). Понятно, что с ними Оленинский район ни в какие времена не сравнивался и сравниваться не будет. Просто потому, что еще с советских времен там сложился серьезный экономический потенциал, выдержавший удар «рыночных реформ» 90-х годов – в отличие от таких районов как наш, где основой было сельское хозяйство и обслуживающие его предприятия, пострадавшие от «реформ» в первую очередь. Мы находимся в плотной группе районов, давно уже покинув и первую «тройку», и первую «пятерку» районов по уровню безработицы. Будем надеяться, что скоро покинем и первую «десятку».
На сегодня самым «безработным» в Тверской области является Фировский район (4,5%, в два с лишним раза выше, чем в Оленинском). Следом идут Сонковский (2,9%), Жарковский (2,8%), Пеновский и Калязинский (по 2,2%) районы. В каждом из них несколько лет назад безработица была ниже, чем у нас. Там она тоже снижается, как и в целом по Тверской области. Но у нас этот процесс проходит быстрее.
Еще интереснее – динамика постановки на учет и снятия с учета безработных за год. С 1 октября 2017 по 30 сентября 2018 были поставлены на учет 378 человек – это 95,5% к уровню предыдущего года, и ниже среднеобластного показателя (96,3%). За это же время сняты с учета 413 бывших безработных (113,5% к предыдущему году). Этот показатель снятия бывших безработных с учета, наоборот, выше среднеобластного (95,5%). Средняя продолжительность безработицы составляет в Оленинском районе 4,5 месяца, а по Тверской области – 5,2 месяца. Те, кто хочет найти работу, достаточно быстро ее находят. Одни – в новых магазинах, другие – в бюджетной сфере и МУПах, третьи – на предприятиях соседних районов. При этом, на 1 октября 2018 года в службе занятости было заявлено 72 незаполненных вакансии. Понятно, что зарплата там, как и на многих других местах, составляет 1 МРОТ. Но сегодняшний МРОТ 11280 рублей – это не те 7500, которые были полтора года назад.
Наконец, по такому показателю как коэффициент напряженности на рынке труда (соотношение числа безработных с числом вакансий) Оленинский район, имея показатель 1,9, уступает Фировскому (7,0), Кувшиновскому (3,0), Калязинскому (2,8), Жарковскому (2,2), Молоковскому (2,1), Кесовогорскому (2,1) районам. Если в целом по области этот коэффициент за последний год снизился на треть, то по Оленинскому району – почти в два раза. Когда-то по коэффициенту напряженности на рынке труда, Оленинский район тоже «лидировал». Но это было давно.
Конечно, в борьбе с безработицей еще есть над чем работать и куда двигаться. Это прекрасно понимает руководство района. Однако уже сегодняшняя обстановка не имеет ничего общего с тем, что было 10 лет назад, когда безработица действительно была самой острой проблемой Оленинского района. Массовая безработица побеждена, с официальными цифрами не поспорить. С реальными возможностями быстро устроиться на работу (которых несколько лет назад просто не было, и которые мы все видим сегодня) не поспорить тоже. Не видят очевидного только те, кто продолжает жить вчерашним и позавчерашним днем и мечтают, как вернуть во вчерашний день весь Оленинский район.