Продолжение, начало в №3 от 14 января 2019г.
В ночь с 27 на 28 декабря 1979 года на пленуме ЦК НДПА были сформированы новый состав Революционного совета и правительства ДРА. Новым председателем Революционного совета и премьер-министром страны был избран генеральный секретарь ЦК НДПА Бабрак Кармаль.
Первыми действиями нового правительства стала ликвидация по решению «революционного суда» десяти ближайших сотрудников Амина, главным образом из силовых структур, и «очистка от вражеских элементов» фракции «Халк».
Генерал армии В.И. Варенников так охарактеризовал личность нового Президента: «…К сожалению, в свое время мы поддались напору со стороны Бабрака Кармаля и позволили себя втянуть в затянувшуюся войну. Кармаль не заслуживал доверия ни со стороны своих соратников, ни со стороны народа, ни со стороны наших советников. Был он демагогом высшего класса и искуснейшим фракционером. Мастерски умел прикрываться революционной фразой. Этот «талант» помог ему создать вокруг себя ореол лидера. Каждый раз после очередного просчета он всех убеждал: «Товарищи, вот теперь мне все ясно! Ошибок больше не будет!». Ему всякий раз верили и ждали. А он тем временем расшатывал партию, с народом не работал, да и не умел или не считал нужным это делать. Фактически он не боролся за людей, это однозначно…».
Какова же была реакция на ввод советских войск в Афганистан других государств?
6 января 1980 года Президент США Джимми Картер, выступая по телевидению, заявил, что оккупация Афганистана представляет собой «угрозу миру во всем мире» и озвучил санкции, вводимые против СССР. В основном это были ограничения или сокращения, например: продажа зерна сократилась с 25 млнтонн до 8 млн тонн; сокращение советской квоты на вылов рыбы в американских водах – с 350 тыс. тонн до 75 тыс. тонн; сокращение посадочных мест самолетам «Аэрофлота» на аэродромах США и др.
10 января премьер-министр Австралии Джон Малькольм Фрейзер объявил о санкциях против Советского Союза, в частности, об отмене двухсторонних визитов, отмене программ в области культуры, отказе от совместных научных проектов и т.д.
18 января британское правительство приняло решение о приостановке кредитов в сумме 950 млн фунтов, представленных в свое время Советскому Союзу.
Ввод советских войск, так или иначе, осудили: Индия, Пакистан, Япония, Франция, Иран, Ирак, Китай, Судан, Саудовская Аравия, Марокко, Малайзия, Египет, Югославия и другие страны, а также некоторые зарубежные коммунистические партии. В поддержку Советского Союза выступили всего лишь 18 государств, на тот момент его явных союзников, таких как Болгария, Монголия, Куба, сам Афганистан и др.
Советские войска, перейдя государственную границу и совершив марш-бросок по маршрутам Термез – Кабул – Газни и Кушка – Герат – Кандагар, взяли в кольцо важнейшие административные центры страны. Выполняя эту задачу, 12000 человек двигались в направлении Кушка – Кандагар, а другие силы через Термез, перевал Саланг – на Баграм и Кабул. Часть советских войск из Кабула направилась в Гардез. К середине января ввод главных сил 40-й армии в основном был завершен. Важную роль при вводе войск сыграло контрразведывательное обеспечение развертывания 40-й армии. Вместе с передовыми частями в Кабул вошли и подразделения полевого управления Особого отдела КГБ армии во главе с первым его начальником полковником КГБ С.Бажковым.
Особую роль в обеспечении ввода ОКСВ в ДРА сыграла группировка боевых кораблей ВМФ СССР в Индийском океане, Красном и Средиземном морях. В ответ на активизацию американских морских пехотинцев в Индийском океане, сразу же после окончания ввода советских войск, командующий 8-й оперативной эскадрой контр-адмирал М.Хронопуло получил указание из Москвы провести совместные учения с йеменскими ВМС по высадке морского десанта на острове Сокотра. Впервые, за всю историю морской пехоты, около 1 тысячи советских морпехов участвовали в совместных учениях. Стремительность, организованность и четкость действий двух стран возымели успех – американцы значительно снизили свою активность в акватории.
Боевой и численный состав ОКСВ не был постоянным. В марте-апреле 1980 года в его состав входили: управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, 4 дивизии (три мотострелковые и одна воздушно-десантная), 5 отдельных бригад (в том числе десантно-штурмовая, трехбатальонного состава), 4 отдельных полка, трубопроводная бригада, бригада материального обеспечения и некоторые другие части и учреждения. В авиации насчитывалось 7 полков – смешанный авиаполк, 3 вертолетных полка, 2 авиаполка истребителей-бомбардировщиков, истребительный авиаполк и 3 отдельных вертолетных эскадрильи, приданные мотострелковой дивизии.
Общая численность ОКСВ составляла 81800 человек (из них военнослужащих – 79800). Боевые части Сухопутных войск и ВВС насчитывали 61800 военнослужащих. Наибольшая численность ОКСВ была в 1985 году – 108800 человек (из них военнослужащих – 106000). В целом, на вооружении советских военных формирований находилось около 2400 единиц бронетехники (около 600 танков, 1500 БМП, 290 БТР), 900 орудий различных калибров, 500 вертолетов и самолетов различных модификаций.
Соединения и части 40-й армии дислоцировались в важных районах и центрах Афганистана. Основная группировка советских войск сосредотачивалась в восточных и северо-восточных провинциях. 5-я мотострелковая дивизия дислоцировалась на западе, а две отдельные бригады – на юге страны. Каждой дивизии, бригаде и отдельному полку назначались районы ответственности, включавшие основные населенные пункты и соединяющие их коммуникации. Восемь батальонов специального назначения, объединенных в две бригады, действовали вдоль афгано-пакистанской границы, в выделенных им полосах ответственности.
В боях в ДРА участвовали две авиадивизии – 270 боевых самолетов и 4 полка боевых вертолетов Ми-24 и Ми-8 (около 250 машин). С аэродромов Туркестанского и Среднеазиатского военных округов оперировали, кроме того, еще две авиадивизии. В Афганистане находилось 30 штурмовиков Су-25. Эти соединения авиации были подчинены не командующему 40-й армии, а командующему южным театром военных действий в Ташкенте – генералу армии М. Зайцеву.
Части гв.105-й воздушно-десантной дивизии и два полка гв.103-й воздушно-десантной дивизии, не входившие в 40-ю армию, располагались в Кабуле и Баграме.
Кроме соединений и частей Советской Армии, в ДРА находились отдельные подразделения пограничных войск КГБ СССР и МВД СССР. Первые подразделения ПВ КГБ были введены по настоятельной просьбе Бабрака Кармаля в 1980 году. 22 декабря 1981 года было принято решение о дополнительной отправке в ДРА группировки спецподразделений погранвойск общей численностью до 8000 человек, возложив на нее контроль за обстановкой в полосе до 100 км. вдоль советско-афганской границы.
Именно советские пограничники первыми столкнулись с афганскими вооруженными отрядами оппозиции. Уже сразу после «Саурской революции» государственная граница Афганистана и СССР превратилась в активную зону боевых действий.
В течение 1979 года группы мятежников вышли к пограничной реке Пяндж на участках Хорогского, Московского и Пянджского пограничных отрядов и заняли господствующие высоты вдоль границы. В этой связи охрана советской границы на участках Среднеазиатского и Восточного пограничных округов была усилена людьми и техникой, переброшенными с иранской и китайской границ.
В начале января 1980 года первые два сводных боевых отряда ПВ КГБ СССР переправились через реку Пяндж, прикрыв советский районный центр Калай-Хумб, дорогу Душанбе-Хорог и афганский порт Шерхан.
В течение 1980 года в результате серии операций, таких как «Горы-80», «Весна-80», «Осень-80», «Баламургаб» и другие, советские пограничники освободили от вооруженных отрядов оппозиции значительную часть северного Афганистана, что позволило в некоторой степени стабилизировать обстановку на границе. В мае 1980 года для прикрытия северного участка границы Афганистана с Пакистаном и Китаем были выставлены гарнизоны от Мургабского погранотряда.
Всего же за годы войны пограничные подразделения в ДРА провели 1113 операций. Было уничтожено более 41000 мятежников, захвачено в плен около 20000 моджахедов, уничтожено и захвачено оружия – 20334 единицы, боеприпасов – 3023000 штук, автотранспорта – 742 единицы. Через «Афганскую войну» прошло более 62000 пограничников, 22000 из них награждены орденами и медалями, 7 человек удостоены звания Героя Советского Союза (двое – посмертно). 518 военнослужащих пограничных войск погибло.
Значительную боевую работу проделали советские пограничники и для создания, практически с нуля, пограничных войск Афганистана. Выполнение этой задачи было возложено на инструкторов и военных советников, выделенных из состава ПВ КГБ СССР.
Первые боевые операции весной 1980 года показали неподготовленность советских войск к ведению антипартизанской войны. В первую очередь, это было связано с тем, что структура 40-й армии была ориентирована, как и всей Советской армии, на ведение крупномасштабной ядерной войны, что в условиях Афганистана было неприемлемо. По этому поводу генерал Б.В.Громов писал: «…Выяснилось, что все выработанное советской военной наукой и записанное в боевых уставах, в том числе в разделе «Ведение боевых действий в горах», годится только для западного направления и европейского театра военных действий. Здесь же, в Афганистане, мы были вынуждены много постигать на ходу, медленно продвигаясь вперед путем проб и ошибок…».
В 1981 году, с учетом опыта первого года войны, были проведены существенные изменения и переформирование в составе 40-й общевойсковой армии. Еще в январе-феврале обратно в СССР были возвращены: 2-я зенитно-ракетная бригада, техника и личный состав дивизионов тактических ракет двух мотострелковых дивизий. Летом того же года в Союз вернулись 353-я бригада армейского подчинения и 234-й танковый полк 201-й мотострелковой дивизии. Боевое применение этих частей в горной местности оказалось нецелесообразным.
Советской группировке и афганским правительственным войскам в разные периоды войны противостояли от 47000 до 173000 человек. Как правило, моджахеды действовали группами от 20 до 50 боевиков, но для решения более сложных задач они объединялись в отряды по 150-200 человек. Иногда формировались и так называемые «исламские полки», которые насчитывали в своих рядах по 500-900 и даже более моджахедов. На вооружении у них находилось стрелковое оружие китайского, египетского, английского и шведского производства, безоткатные орудия, зенитные установки – 37-40 мм зенитные установки, ПЗРК типа «Ред Ай», 60- 80 мм минометы, 76 мм горные пушки. В большом количестве использовались противотранспортные и противопехотные мины, самодельные фугасы и ручные гранаты. С начала 1984 года – современные зенитные и противотанковые средства: ПЗРК типа «Стрела 2М» китайского и египетского производства, американский «Стингер» и британский «Блоупайп», огнеметы, нервно-паралитическое вещество 517-CS и даже химическое оружие (только в апреле 1984 года в Афганистан было переброшено 4000 химических боеприпасов).
Особое место в боевых действиях оппозиции занимала минная война, получившая в Афганистане широкое распространение. Она отличалась разнообразием приемов и способов. На вооружении партизанских отрядов моджахедов находились мины различных типов. Однако наибольшее распространение получили противотанковые мины производства Китая, Египта, США, Великобритании, Италии и Пакистана.
Значительную сложность для советских подразделений в ведении боевых действий, представляли так называемые «кяризные системы», активно используемые моджахедами. Они представляли собой сеть расположенных под наземными водотоками подземных галерей шириной и высотой до 2,5 – 3,5 метров, на дне которых были расположены колодцы, сообщающиеся между собой каналами. В этих «системах» мятежники укрывались от огня советской артиллерии и авиации. Они играли немаловажную роль в скрытых маневрах боевиков, а также были очень удобны для складирования и обустройства схронов вооружения. Так, в художественном фильме «9 рота», снятым Ф.Бондарчуком, показана сцена боя между десантниками и моджахедами в подземных кяризных системах.
Боевые действия советских войск в ДРА подразделялись на плановые, утвержденные министром обороны и неплановые. К плановым относились крупномасштабные операции, а к неплановым, как правило, бои местного значения. Так, самая первая крупная «плановая» операция проводилась с 14 ноября по 5 декабря 1980 года и носила кодовое название «Удар». А самая крупная за весь период войны – операция «Магистраль», проходившая с декабря 1987 по январь 1988 годов. Она была одна из самых успешных и результативных операций. В ходе данного мероприятия были разгромлены основные отряды и базы моджахедов, захвачено 19 ПЗРК, 167 минометов и безоткатных орудий, 156 крупнокалиберных пулеметов, 218 складов вооружения, 25730 реактивных снарядов, 12012 инженерных мин и фугасов, 1576 обычных мин и фугасов. Противник потерял тысячи боевиков. Советские подразделения потеряли тогда убитыми 20 военнослужащих, ранеными – 68…
А.ЛАВРОВ
(Продолжение читайте в следующем номере)