Капитальный ремонт по-оленински: история успеха

С самого своего основания в 2013 году Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области или как его называют сокращенно – Фонд капитального ремонта, преследуют многочисленные скандалы.

Из последних громких информационных поводов – это смена в конце прошлого года руководства Фонда, массовое сокращение сотрудников и невыплата денег подрядчикам и рабочим. Только ленивый не сообщил о том, что Фонд отказывается рассчитываться с компанией «Витмар» за два десятка отремонтированных домов в Тверской области, инициировав повторную проверку качества выполненных работ, а в самой организации творится самая настоящая кадровая чехарда – оттуда, словно с тонущего корабля, бегут работники, а в аккурат перед самым Новым годом о предстоящем сокращении оповестили еще порядка двадцати сотрудников. Слухи же о недобросовестных аукционах, различных сомнительных фирмах-подрядчиках из других регионов давно уже никого не удивляют.

Можно было бы, конечно, отмахнуться от всех этих случаев или запастись попкорном для просмотра новых серий скандального сериала под названием «Фонд капитального ремонта», если бы не одно но. Деятельность Фонда непосредственно касается большинства жителей Верхневолжья, всех наших земляков, проживающих в многоквартирных домах. И существует Фонд не только на государственные средства, но и в большей степени на взносы людей, которые ежемесячно исправно вносят плату за капитальный ремонт в «общий котел». Все сомнительные финансовые операции этой организации, все случаи некачественного ремонта домов, скандалы и подмоченная репутация – все это отражается не только на простых жителях Тверской области, на каждом жильце многоквартирного дома, где бы такой дом не находился: в Твери, в Ржеве, в Торжке, в Лихославле – в любом из 42 муниципальных образований нашего региона, но и, в конечном итоге, на репутации региональной власти.

И здесь внимательный читатель должен сказать: «Стоп. Ведь в Тверской области 43 муниципальных образования». Да, все верно, в Тверской области на сегодняшний день 43 муниципалитета, но никакой ошибки в предыдущей фразе нет. Фонд капитального ремонта охватывает практически всю территорию региона, но за одним исключением. И это исключение – Оленинский район, местные власти которого, словно предчувствуя будущие проблемы и скандалы с Фондом, пошли своим уникальным путем в деле организации капитального ремонта, и добились на этом поприще просто невероятных результатов, которые даже не снились другим районам, решившим идти в общей массе и переложить заботы о капитальном ремонте многоквартирных домов на Фонд.

Напомним коротко историю создания Фонда.

В самом конце 2012 года вступили в действие изменения в Жилищный кодекс РФ, которые в корне изменили прежний порядок организации проведения капитального ремонта, введя понятие «Региональный оператор». У регионов появилась возможность непосредственно заниматься капитальным ремонтом, и Законодательное Собрание Тверской области летом 2013 года приняло соответствующий закон «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области», на основании которого в Тверской области и был создан региональный оператор – Фонд капитального ремонта.

Создание такого регионального оператора подкупило всех глав муниципальных образований тем, что ответственность за капитальный ремонт домов просто перекладывалась на Фонд, не нужно было думать, где изыскивать средства на капремонт, искать подрядчиков и проверять качество работ. Есть Фонд, есть жители многоквартирных домов и управляющие организации – вот пусть они и выстраивают собственные взаимоотношения. Но уже тогда проницательным и опытным управленцам было понятно, что за мнимой простотой решения скрывается не один подводный камень. Как показывает весь опыт последних лет – чем больше структура, чем больше денежных средств она аккумулирует, тем менее эффективно эти средства расходуются.

Поэтому в Оленинском районе решили пойти другим путем: не перечислять средства в «общий котел» регионального оператора, а оставлять все собранные деньги на капитальный ремонт у себя в муниципалитете. И как показала практика, именно оленинский путь организации капитального ремонта многоквартирных домов оказался самым эффективным и успешным, в отличие, например, от деятельности Фонда капитального ремонта. В Оленинском районе не привыкли плыть по течению, но в любой ситуации стараются мыслить и действовать нестандартно, ставя во главу угла интересы собственного муниципалитета, а не удобство работы чиновников.

Расскажем об оленинском опыте подробнее.

Поправки в Жилищный кодекс, о которых мы уже упоминали, помимо создания регионального оператора, предусматривали и другой путь организации капитального ремонта – его можно назвать для удобства муниципальным. Так вот, суть его заключалась в том, что муниципалитет мог не отправлять средства региональному оператору в случае охвата товариществами собственников жилья 100% многоквартирных домов. В Оленинском районе местные власти проделали большую подготовительную работу и добились этих показателей.

Так, в 2013 году в районе было создано 65 ТСЖ в 96 домах, что позволило оставить 100% платежей за капитальный ремонт на специальных счетах, не отправляя их в так называемый «общий котел». Следующие два года шло накопление средств, а уже с 2016 года эти средства начали активно работать, причем работать так, как нигде больше в Тверской области. В 2016 году работы по капремонту были выполнены в 58 многоквартирных домах из 96, в 2017 году – еще в 43 домах. За два года удалось установить 8 новых металлических крыш, полностью отремонтировать фундаменты и подвалы в 7 домах, отремонтировать инженерные сети – водопровод, канализацию и электрику – в 11 домах, подключить два дома в поселке Мирный к газовым емкостям, полностью заменить оконные и дверные блоки в подъездах 89 многоквартирных домов Оленинского района. В 2018 году темпы капитального ремонта остались на прежнем высоком уровне: были отремонтированы 12 многоквартирных домов – 7 в Оленино и 5 в Мирном, в ходе капитального ремонта заменили кровли (с шифера на металл), отремонтировали системы электроснабжения, водоснабжения и канализации, продолжили ремонт фундаментов в зданиях. Ни в одном из городских округов и районов Тверской области нет и близко таких показателей капитального ремонта жилья.

Так в чем же секрет успеха Оленинского района?

Как мы уже писали, благодаря работе местной администрации все денежные средства остаются на счетах, созданных в свое время ТСЖ. Это позволяет жильцам самим определять, что в первую очередь необходимо сделать.

Другой особенностью оленинской системы капитального ремонта является муниципальная поддержка в виде субсидирования ТСЖ на выполнение работ, которая напрямую увязана с платежной дисциплиной граждан. В среднем, такая поддержка составляет 20-30% от стоимости работ, в зависимости от уровня собираемости платежей. Потому и собираемость по статье «капремонт» у оленинцев составляет практически 100% – самая высокая в Тверской области. Но администрация из районного бюджета не только выделяет дотацию для ТСЖ на проведение капитального ремонта, но и оказывает дополнительную помощь на ремонт, с возвратом денег в бюджет из дальнейших платежей. В муниципалитете установлена неснижаемая сумма финансирования капитального ремонта жилья из районного бюджета – не ниже 1,5 млн рублей в год.

Если обратиться к цифрам, то они следующие. Плановый объем по выполнению работ по капремонту жилья в Оленинском районе на 2017 год составлял чуть более 5 млн рублей, из которых 2 млн рублей – это финансирование из районного бюджета, в том числе на покрытие дефицита средств ТСЖ для расчета за выполненные работы, с последующим возвратом в районный бюджет. В 2018 году общий объем работ по капремонту жилья составил 4 млн рублей, из них – 1,8 млн рублей за счет районного бюджета.

Но даже эти бюджетные деньги и средства ТСЖ местная администрация старается тратить с максимальной эффективностью. Оленинский район – единственный муниципалитет в Тверской области, где существуют свои расценки на выполнение работ по капремонту жилья, которые даже сейчас, после повышения с 2018 года, в два с половиной раза ниже расценок регионального оператора – Фонда капитального ремонта. Грубо говоря, эффективность 1 оленинского рубля по затратам сравнима с 2,5 рублями Фонда, не говоря уже о качестве произведенных работ. Если скандалы вокруг подрядчиков Фонда капитального ремонта возникают ежегодно с завидным постоянством, то практически все работы, связанные с капитальным ремонтом в Оленинском районе, выполняются силами и ресурсами муниципальных предприятий, что гораздо дешевле и качественней. Во всяком случае, за все время с 2013 года ни средствам массовой информации, ни правоохранителям не известно ни одного случая некачественных работ на любом из объектов капитального ремонта в Оленинском районе.

Пример Оленинского района наглядно показывает, что денег в местных бюджетах вполне достаточно для сохранения и развития существующей инфраструктуры. Весь вопрос заключается лишь в том, как их тратить: с умом или без толку. В Оленинском районе каждую копейку собранных средств тратят с умом, хотя для этого нужно много работать и выстраивать свою собственную модель системы капитального ремонта. Куда проще было бы самоустраниться и «спихнуть» проблему капитального ремонта на регионального оператора, как это сделали в других муниципалитетах, а потом разводить руками, когда потечет очередная «отремонтированная» крыша, или когда очередной подрядчик скроется с выделенными на ремонт деньгами.

Хочешь сделать хорошо – сделай это сам. В Оленинском районе отлично понимают всю глубину и важность этой старой поговорки.

Макар Комиссаров, «Вече Твери» №4 от 18.02.2019