Вертепный театр в Мирном

Искусство – это один из способов познания как естественно-научной, так и религиозной картины восприятия мира.

Искусство включает в себя множество различных направлений и областей творчества: это – и кино, и живопись, и музыка, и литература, и архитектура, а также многое-многое другое.
Самым давним, распространенным, популярным и востребованным особенно в среде творческих гурманов до сегодняшних дней остается театральное искусство. Как одно из «великих искусств», театр имеет свои разновидности. Он может быть эстрадным и оперным, сатиры и балетный, детский и авторский, зверей и крепостной и т.д. Среди них одно из лидирующих мест занимает кукольный театр.

В последнее время интерес к игровым куклам постепенно растет. И этому есть логическое объяснение. Спектакли, в которых вся труппа представлена куклами, финансово экономичны, высоко мобильны, малогабаритны и, наверное, самое главное – не требуют больших театральных сцен, что уже само за себя говорит, что его коллектив может выступать везде, где только можно – от больших помещений, до небольших комнат.

Есть кукольные театры, которые используют ширмы, а сами фигурки надеваются на руку актера, называемые «театрами Петрушки». Но есть театры, которые сохранили давние традиции кукольного искусства, где используются вертепы, а куклы именуются как «вертепные».

Вертеп представлял собой деревянный ящик в виде домика. У него нет стенки – той, что обращена лицом к зрителю. В старину вертепные короба делали большими: до полутора метров в высоту и в ширину. Ящик этот напоминал пещеру, в которой родился Божественный Младенец и где Его укрывали от царя Ирода. Вертепные ящики хранили как реликвии много лет и показывали на каждое Рождество. Вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов, использовались в течение одних святок.

Именно такой «вертепный кукольный театр» был создан более трех лет назад при «Воскресной школе» Храма святого равноапостольного Николая Японского в п.Мирный. Его идейным вдохновителем и создателем была Г.К. Фатхутдинова, ставшая в дальнейшем его руководителем.

По словам Гульнары Камильевны, главной целью создания театра является воспитание детей в русле православной веры, а также разъяснения им основ христианства как учения в целом. Все куклы, которых в театре насчитывается более полутора десятков, являются библейскими персонажами. Они, как правило, изготавливаются из дерева, после чего их обшивают тканью либо раскрашивают. Основной материал, который используется в изготовлении персонажей – папье-маше и ткани. Все работы производятся вручную, своими силами. Шить их Гульнаре Фатхутдиновой помогают матушка Галина (Рублева), Елена Шувалова и другие.

Сценарии пишет сама руководитель, строго придерживаясь тематических рамок. Все спектакли, как правило, проводятся в определенные дни, приуроченные к Рождеству, Богоявлению, Масленице, Пасхе, Святой Троице и т. д.

Год назад такой же театр открылся и в Мостовской средней школе им. С. Козлова.

За время своего существования театр неоднократно показывал «Рождественские представления». Ежегодно ко Дню Благоверной кончины Великого князя Михаила Тверского проходят получасовые спектакли, посвященные его памяти. Помимо Оленинского района мостовской вертепный театр не раз выезжал за пределы муниципального образования. Он побывал в Ржеве, где выступил в Художественной галерее при Ржевской епархии, а также, в г. Нелидово.

Творческие люди, отдавшие себя в руки искусства, никогда не останавливаются, а продолжают свое движение вперед, как Гульнара Камильевна, испытывающая большое желание принять участие в конкурсах, посвященных году Японии в России, которые будут проводиться в г. Москва, а также расширить свой театр при помощи изготовления новых, более масштабных – ростовых фигур…

А. ЛАВРОВ