Выставка народной игрушки «Аты-баты, шли солдаты…»

Игрушки… Это свой особенный мир, созданный любовью к ним, в котором все чисто, ясно и сказочно, и который никого не может оставить равнодушным. Этот термин не нуждается в каком-то дополнительном разъяснении, он известен и понятен всем – от мала до велика. Игрушки сопровождают нас всю нашу жизнь в разных видах и вариациях. Для большинства людей игрушка ассоциируется с чем-то детским, например, куклами и машинками, но на самом деле ее мир широк, разнообразен и безграничен. Они бывают сюжетно-образными и дидактическими, спортивными и играми-развлечениями и др.

В феврале в краеведческом музее п. Оленино открылась выставка Юрия Николаевича Фокина, «Заслуженного работника культуры Российской Федерации», под названием «Аты-баты, шли солдаты…». На ней представлены деревянные игрушки, посвященные военной теме. Она является всего лишь небольшой составляющей от той объемной общей выставки, которая называется – «Из кладовой радости. Деревянная игрушка» из фондов Тверского государственного объединенного музея. Выставляемая коллекция была подарена ООО «Тверской сувенир» в 2004 году. Представленные игрушки были изготовлены в 60-90-х годах прошлого столетия. Тогда предприятие имело иное наименование – Объединение художественных изделий и игрушек.

Юрий Николаевич родился в 1935 году в рабочей семье. Основные годы его детства выпали на период Великой Отечественной войны. В то время было принято перед праздниками вручать подарки детям фронтовиков. Так как отец восьмилетнего Юры был на фронте, то военком, вручая ему валенки, сказал, как обычно говорили всем детям фронтовиков в таких случаях: «Это тебе от отца, с фронта!». В те же годы зародилась еще одна традиция – когда проходили военные эшелоны, люди стояли вдоль железнодорожного полотна и внимательно всматривались в лица проезжающих мимо военных, надеясь на то, что все-таки вот-вот промелькнет родное лицо. Однажды Юрий также встречал состав, ожидая его, стоя на высоком снежном откосе. Сугроб рухнул вниз и мальчика вынесло к железнодорожному пути. Один валенок из той пары, которую вручил Юре от папы военный комиссар, слетел и оказался на шпалах между рельсами. В это время со стороны стремительно надвигался огромный товарный поезд. У мальчика в голове проскочила мысль: «Это же папкин подарок!». И он потянулся за валенком… Произошла страшная трагедия, после которой Юрий Фокин остался без обеих рук.

Из воспоминаний фронтового фотокорреспондента Якова Берлина: «Меня направили в город Калинин, чтобы сделать фоторепортаж о том, как после войны налаживается спортивная жизнь…». В Парке текстильщиков он увидел лихо игравших в футбол мальчишек. Достал фотоаппарат. Навел только что полученную новинку – телеобъектив. Глянул в него и замер, не веря своим глазам – один из мальчишек бежал на протезе. Вместо рук у него были культи – одна до плеча, а другая чуть ниже локтя. «…Но Юра Фокин на равных с остальными пацанами играл в футбол. На равных он и в школе был юннатом, то есть копал грядки…», – рассказывал фотокорреспондент.

В 1955 году Юрий Николаевич успешно окончил школу №5 г. Калинин, собираясь поступить в педагогический институт. Но ушел с первого же экзамена. Причина его поступка была понятна. Он писал сочинение, держа ручку в зубах, чем вызвал жалостливые взгляды со стороны всех присутствующих на экзамене.

В 1956 году Фокин поступил на работу в артель «Художественные изделия» художником-расписчиком. Старые и опытные мастера обучили его азам работы над сувенирами из дерева. С того момента в нем открылся талант к разработке новых образцов, которые имели образы героев русских народных сказок, бытовые сценки, потрясают выразительностью обыкновенных деревянных деталей, выточенных на станке. Всю свою жизнь Юрий Фокин посвятил родному предприятию. Им было разработано невероятное количество изделий, пользующихся спросом и сегодня. Созданные им композиции побывали на многих выставках как в нашей стране, так и за рубежом: Японии, Бельгии, Канаде, Болгарии и других странах мира. Большинство произведений Юрия Николаевича заслуженно заняли свои места в музеях Твери и Москвы. За свою трудовую деятельность мастером было разработано и оформлено более 1200 образцов деревянной игрушки.

В своей трудоемкой, но очень интересной работе художник Фокин не признает никаких чертежей. У него присутствует обостренное чувство древесной формы. Хотя его эскиз всегда конструктивен, окончательный вид новое изделие получает у токарного станка. Огромное количество, созданных мастером миниатюр не повторяются и совсем не похожи друг на друга. Так, например, любуясь его миниатюрой «По воду», трудно поверить, что она собрана из выточенных на станке деталей. В фигурке деревенской девушки с коромыслом столько непринужденной грации, так легка ее поступь, так естественен и ощутим игривый, своевольный характер, что даже не возникает никаких сомнений в художественных достоинствах этой работы.

Деревянная скульптура Юрия Фокина на деревянной основе – явление самобытное и нетипичное. Так же, как нетипична собственная его судьба. Художник-самоучка благодаря таланту и трудолюбию вырос в выдающегося мастера, работы которого были неоднократно отмечены на различных выставках декоративно-прикладного искусства.

В воображении художника, обладающего даром ваятеля и живописца, рождаются мажорные, полные жизни композиции. Трудно сказать, что в них интереснее – скульптура или роспись. Если форма рождает экспрессию, то графически точная роспись Фокина придает произведению законченность и эмоциональную выразительность. У него наблюдается сдержанная, строгая манера письма, склонность к обобщенному образу, в высшей степени бережное отношение к дереву, декоративные свойства которого он умело использует для раскрытия темы. Иногда образ создается несколькими точными штрихами, как в той же миниатюре «По воду». В основном это щедрая, многоцветная, колоритная живопись, как во «Временах года» – четырех женских фигурках с ярко выраженной сезонной символикой.

По форме его работы нетрадиционны для старинного народного промысла. Зато в высшей степени народны мотивы композиций. Ему присуще подлинно народное понимание народной игрушки, присутствующего в ней доброго юмора. Ее дух сохраняется и в форме, и в росписи. Полны мягкого юмора его композиции по пушкинским сказкам. Художник любит жанровые сцены из старинного русского быта. Особенно популярны его «Скоморохи», «Коробейник», «Барыня».

В 1966 году, за свой упорный и творческий труд, Юрий Николаевич получил свою первую высокую награду – орден «Трудового Красного Знамени». Через восемь лет – в 1974 году ему вручили орден «Ленина». В 1977 году ему было присвоено звание мастер-художник I класса, в 1979 году – мастер-художник высшего класса. А в 1994 году мастеру было присвоено высокое звание – «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Оленинцам и жителям района выпала уникальная возможность ознакомиться с творчеством Юрия Николаевича Фокина, посетив его выставку, организованную Оленинским краеведческим музеем, которая с легкостью и непринужденностью вернет любого, даже взрослого человека, в радостный и сказочный мир детства. Она поднимет настроение, заставит на некоторое время забыть о проблемах и трудностях, но главное – откроет любителям художественного ремесла новые страницы истории русской народной игрушки.

Выставка «Аты-баты, шли солдаты…», открытая еще в феврале, будет работать до конца марта. Сотрудники краеведческого музея приглашают всех жителей и гостей ознакомиться с новой разновидностью русского народного декоративно-прикладного искусства.

А. ЛАВРОВ