История деревни Пласкуша

Дорога к исчезнувшей деревне Пласкуша

В нашей школе есть краеведческий музей, где я являюсь экскурсоводом, а также участвую в работе кружка «Наш край». Мы совершаем пешие и велосипедные походы по родному краю, собираем материалы по истории своей малой родины. Узнав о районном конкурсе «Корни и ветви родного края», я решил принять в нем участие, так как считаю что каждому человеку очень важно знать историю не только той местности, где он живет, но и близлежащих окрестностей. В своей работе я попытался рассказать об одной из исчезнувших в нашей округе деревень – Пласкуше.

Деревня Пласкуша располагалась в трех верстах от центра Замошинской волости д. Чекулино на ровной безлесной местности. В словаре топонимов дается определение – «неглубокая, плоская, деревянная чаша».

Первые упоминания о деревне нашлись в Писцовых книгах Ржевского уезда XVII-XVIII веков. По данным СНМ Ржевского уезда по сведениям 1859 года значится что Пласкуша расположена «между трактами Бельско-Осташковским и Торопецким и границей Бельского уезда в Замошинской волости, при колодцах в 66 верстах от центра уезда, в 34 верстах от стана, дворов – 23, население – 175 душ, из них мужского пола – 93, женского – 82». Жители были лично свободными, но до реформы 1861 года были прикреплены к земле. Среди них – свободные хлебопашцы, ясачные крестьяне, ямщики.

После отмены крепостного права начался массовый исход крестьян. Численность населения сильно уменьшилась. В Тверском епархиальном статистическом сборнике за 1901 год в Пласкуше значатся четыре двора, 13 мужчин и 16 женщин.

Основными занятиями были земледелие и животноводство. Наделы доходили до 9 десятин. Земледелие велось по трехпольной системе. Основными культурами были рожь, пшеница, ячмень, овес, греча, реже горох. Из овощей сажали свеклу, капусту, морковь, лук, огурцы. Из технических культур выращивали лен, коноплю. Почвы были неплодородные, а урожай – маленький. Налоги и хозяйственное потребление равнялись 26 рублям, годовой же доход составлял 5 рублей. Поэтому процветали промыслы и отходничество. Мастеровитые крестьяне уходили на заработки в города – Смоленск, Новгород, Москву, Санкт-Петербург, где нанимались на фабрики, в чернорабочие, трудились на стройках. Возвращались домой с денежными средствами, которых хватало на уплату налогов и приобретение инвентаря, скота и на другие хозяйственные нужды. Был распространен и извоз. Женщины занимались домашним хозяйством, ухаживали за скотом, работали в огородах, пряли, ткали. Самотканую одежду часто украшали вышивкой. Наиболее популярной была сквозная строчка «вырезы». Все крестьяне работали много и тяжело. Заметного социального расслоения не было. Наблюдался рост деревенского населения.

С началом Первой мировой войны большинство мужчин ушли на фронт. Воевали и в гражданскую войну как на стороне белых, так и на стороне красных. Хозяйства без крепких мужских рук приходили в упадок.

В послереволюционное время жизнь стала налаживаться. Была создана кооперативная артель по производству упряжи. В 1931 был организован колхоз «Большевик».

Члены колхоза «Большевик» 1941 год

Великая Отечественная война нарушила мирную жизнь. Все мужчины призывного возраста ушли защищать родную землю. Более 10-ти из них полегли на полях сражений. Часть жителей отправили в эвакуацию, остальные остались в Пласкуше.

В середине октября деревню заняли фашисты. Оккупанты установили «новый порядок». Жителей самых добротных домов выгнали на улицу. Был введен комендантский час. Самовольно покидать селение запрещалось. Утром и вечером жителей собирали на поверки. Местное население работало на расчистке дорог, строительстве укреплений. Нескольких женщин отправили оказывать медицинскую помощь в немецкий госпиталь, находившийся на окраине деревни. Фашисты лютовали, прибегая, зачастую, к безжалостному расстрелу селян. Так, немецкий офицер застрелил одиннадцатилетнего Ваню Андреева, чем-то ему не угодившего.

В марте 1943 года фашисты скрытно покинули деревню, не успев ее основательно разрушить. А жители – женщины, старики, подростки начали восстанавливать хозяйство. В заплечных мешках носили из Оленино семенное зерно, на себе распахивали поля, всем, чем могли помогали фронту.

После Победы стали возвращаться мужчины. Но жизнь оставалась трудной. Экономику страны восстанавливали за счет деревень. Не было техники, душили налоги и займы, работали за ничем не обеспеченные трудодни. Начался отток населения.

Положение выправилось к середине 50-х годов. На полях стали работать трактора, присланные из МТС, увеличились посевные площади.

В начале 50-х годов колхоз «Большевик» объединился с соседним колхозом имени Сталина. Новое хозяйство сохранило имя Сталин.

Вторая половина 50-х- начало 60-х годов самое благополучное время в истории Пласкуши. Колхоз показывал высокие производственные результаты. За достижения в животноводстве хозяйство было удостоено в 1958 году диплома ВДНХ СССР. В Пласкуше открылись начальная школа, медпункт, клуб, магазин, появились контора и машинный двор. На улицах деревни не умолкали детские голоса. Семьи были многодетные: у Мудровых росло 6 детей, у Громовых – 5, у Беляевых – 6. Вдовам Орловой, Спиридоновой, Беляевой пришлось поднимать дочерей и сыновей в одиночку. На полях и животноводческой ферме добросовестно трудились жители Пласкуши: Ершовы, Зорькины, Мудровы, Орловы, Громовы, Суворовы, Шариковы и др. Лентяев и прогульщиков в деревне не было.

В1964 году все хозяйства в округе объединились в совхоз «Холмецкий». С этого времени началось медленное вымирание деревни. Многие семьи уехали в центральную усадьбу, другие – в города и развивающиеся села. Из 18 дворов половина опустела. Последния жительница деревни Е. Спиридонова покинула ее в конце 90-х годов. А через несколько лет Пласкуша выгорела от весеннего пала травы.

В настоящее время в нашем поселении проживает всего один уроженец деревни Александр Дмитриевич Громов. Он и рассказал мне о последних годах деревни и о своих родителях Дмитрии Степановиче и Нине Егоровне.

Д.С. Громов

Дмитрий Степанович родился в 1912 году в деревне Истопки у Степана Мироновича и Агафьи Александровны Громовых. В семье было еще два сына – Николай и Алексей. Родители крестьянствовали, а подросшие сыновья им помогали. Степан Миронович был известен как столяр- краснодеревщик, Агафья Александровна слыла искусной вышивальщицей.

В1929 году Дмитрий Степанович закончил Вепревскую начальную школу и уехал в Москву. Работал землекопом, заведующим клубом и одновременно учился в ШРМ. В 1934 вернулся домой, заведовал Большевистским клубом. С 1937 года работал в районной газете «Путь Ленина» литературным сотрудником, а затем заведующим сельскохозяйственным отделом. В 1339 – 1940 гг. участвовал в советско-финской войне. Воевал на Карельском фронте в составе 6-го отдельного лыжного батальона. Был награжден медалью «За отвагу». В одном из боев получил тяжелое ранение. После госпиталя вернулся в газету и трудился на посту ответственного секретаря редакции.

В начале войны его откомандировали в распоряжение Московского горвоенкомата, где он занимался призывом. С апреля 1942 до конца войны находился в действующей армии. Служил военным дознавателем, начальником секретной части. Победу встретил в Кенигсберге в звании капитана. Там же встретил молодую девушку Нину, работавшую телефонисткой в штабе части. В октябре 1945 они поженились. С 1946 по 1948 год их часть находилась на Донбассе. В апреле 1948 года семья Громовых демобилизовалась.

Нина Егоровна родом из Белоруссии. Ее родная деревня была сожжена немцами и семья решила вернуться на малую родину мужа.

Здесь Дмитрий Степанович работал завклубом, Нина Егоровна – в колхозе. В декабре 1949 года его назначили заведующим общим отделом исполкома Оленинского райсовета, а в 1950 году он был избран секретарем исполкома.

В 1952 году по партийному призыву Дмитрий Степанович возглавил колхоз имени Сталина. Громовы поселились в Пласкуше. При нем колхоз добился высоких производственных результатов, много раз становился победителем соцсоревнования, был отмечен Дипломом ВДНХ СССР за достижения в молочном производстве. В период кукурузной кампании председатель Громов отказался распахать клеверные поля под посевы культуры, за что был отстранен от должности. Год он проработал инспектором по закупке сельхозпродуктов. А в октябре 1961 года был избран председателем Холмецкого сельского совета. На этой должности он проработал до 1974 года. Уже на пенсии Дмитрий Степанович поступил в Народный университет культуры и успешно его окончил. Его картины неоднократно выставлялись в Выставочном зале областной картинной галереи.

В 1976 году Громовы переехали в Холмец, растили внука Алешу, названного так в память пропавшего на войне брата Дмитрия Степановича. Нина Егоровна всегда была рядом с мужем, поддерживала его в трудные времена. Супруги вырастили пятерых детей, помогали воспитывать внуков.

В 1981 году Дмитрия Степановича не стало. Нина Егоровна вела хозяйство, продолжала работать, встречалась с учащимися школы, рассказывая им о войне, о пережитом.

Работая над темой, я понял, что описывать истории деревень – интересное и полезное занятие, ведь в прошлом заложены корни нашей нравственности, духовного богатства. Эта несуществующая сейчас деревня, где родились и жили наши предки, внесла свой вклад в историю не только оленинского края, но и всей страны. Я горжусь этой малой частичкой моей Родины.

Собирая исторические материалы деревни Пласкуша мне захотелось продолжить работу по поиску исчезнувших деревень района. В ближайшем будущем я и буду над этим трудиться.

А. Иванов, ученик 5 класса Холмецкой основной школы
(руководитель: Т.П. Громова)