Наша альтернатива «реформам» – политика здравого смысла и реальные дела для оленинцев!

Ежегодный отчет главы Оленинского района об итогах работы за 2018 год и задачах на 2019 год

Уважаемые депутаты!

2018 год был годом последовательной, системной и результативной работы по развитию инфраструктуры и решению текущих проблем Оленинского района. В 2015 году, под руководством местного отделения партии «Единая Россия», мы выработали продуманную и реальную программу на период до 2020 года, которая была поддержана на выборах подавляющим большинством оленинцев и сейчас воплощается в жизнь.

2018 и 2019 годы являются решающими, от которых в конечном итоге зависит успех или неудача всего пятилетнего периода нашей совместной работы.

Уже сегодня очевидно, что к моменту завершения наших полномочий через полтора года, район будет в гораздо лучшем состоянии, чем он был три с половиной года назад, когда мы в этом составе были избраны. Это относится к дорожному хозяйству, ЖКХ, состоянию социальной сферы, обеспечению занятости. При этом наша работа не велась хаотично – мы берем конкретные проблемы, четко планируем свои действия по их решению, с реальными сроками, а затем последовательно их решаем в целом по району.

2018 год был юбилейным годом и прошел под знаком двух важных исторических дат, которые торжественно отметили все оленинцы – 75-летия освобождения района от немецко-фашистских захватчиков и 120-летия поселка Оленино. Для нас было важно не только достойно провести праздничные мероприятия, но и добиться реальных, осязаемых улучшений в жизни нашего района, которые дальше напоминали бы оленинцам о прошедшем юбилее.

Развитие инфраструктуры Оленинского района

Всего с 2017 по 2019 год вложено 50 млн рублей на асфальтирование 10 км дорог в п. Оленино! Это беспрецедентный уровень поддержки, который позволил нам за короткий срок вернуть оленинцам хорошие дороги.

Безусловно, самым главным итогом всей нашей работы в текущей пятилетке стали кардинальные изменения в дорожном хозяйстве. В отчетном году, благодаря участию в областных программах, продолжилось восстановление дорог поселка Оленино. При этом, в отличие от 2017 года, мы не только ремонтировали старый асфальт, но и переводили в твердое покрытие грунтовые дороги нашего райцентра.

Значительным событием, не только для п. Оленино, но и для Глазковского сельского поселения, стало асфальтирование улицы Калинина, которая очень много лет была худшей во всем поселке и практически непроезжей в весенний и осенний периоды. Таким же проблемным участком была ул. Мамкина – от Ленина до Крестьянской, также переведенная из грунтового в твердое покрытие. Отремонтирован асфальт на ул. Октябрьская (от РДК до храма), ул. Мамкина (от Пионерской до Ленина), участок ул. Строителей с выездом на ул. Ленина. Работы завершились к Дню района, новые дороги стали хорошим подарком жителям поселка к его 120-летию.

Продолжился ремонт дворовых территорий. Если в 2017 году основные работы велись в дворах залинейной части п. Оленино, то в 2018 – в микрорайоне ул. Пионерская и Строителей. Отремонтированы дворы домов 8, 9, 10, 12 по ул. Пионерская, 7-9 по ул. Строителей, а также Ленина, 27/5.

Всего на ремонт дорог местного значения и дворовых территорий в 2018 г. направлено 13,7 млн руб., из них 11,0 – за счет областного и 2,7 – за счет местного бюджетов.

Сформирована программа на 2019 год. В апреле завершился конкурс по определению подрядной организации, которая сейчас готовится к выходу на объекты. Нам предстоит не только сохранить высокий объем работ, обеспеченный в 2018 г., но и значительно увеличить его.

Нам предстоит отремонтировать ул. Крестьянская на всем протяжении (включая асфальтирование грунтового участка между ул. Октябрьская и Мамкина), ул. Октябрьская от храма до кладбища, дорогу к Оленинской районной больнице (участки улиц Пушкина, Горького, Больничная), половину ул. Горбачева, которая не была приведена в порядок в 2017 г., а также участок ул. 1 Мая, от ФОКа до поворота на Пионерскую.

Таким образом, в п. Оленино, к 7 км дорог, отремонтированных в 2017-2018 гг., прибавятся еще 2,8 км нового асфальта в текущем году. Почти 10 километров за три года, не считая дворов!

Работы начались 9 апреля и активно ведутся сейчас.

Пройдет ремонт семи дворовых территорий – домов №№ 2, 3, 4а, 5 и 7 по ул. Пионерская, №№ 1 и 2а по ул. Строителей. Таким образом, весь микрорайон ул. Пионерская будет приведен в порядок.

Общий объем ремонтных работ по дорогам и дворам на 2019 год составляет 17,0 млн руб., из них 13,6 млн – за счет областного, и 3,4 млн – за счет местного бюджетов.

Всего с 2017 по 2019 год в дорожное хозяйство п. Оленино вложено 50 млн рублей! Это беспрецедентный уровень поддержки, который позволил нам за короткий срок вернуть оленинцам хорошие дороги.

Конечно, и дальше есть над чем работать. Мы помним, что еще не отремонтированы несколько дворов – например, Крестьянская, 17-19-21, К. Маркса, 4. Можно говорить о нескольких улицах поселка, ремонт которых надо планировать на перспективу. Но это задачи уже для новой администрации и нового депутатского корпуса, которые придут в 2020 году. Основной объем работ по дорожной сети поселка в этом году мы завершаем и планируем направить все средства дорожной программы 2020 года на поддержку поселка Мирный. Считаю, что это полностью справедливо. В Мирном, в отличие от Оленино, серьезный ремонт дорог не проводился давно – кроме той части поселка, через которую прошла построенная в 2016 году региональная дорога «Мирный – Высокое».

Завершена подготовка проектной документации по двум основным улицам п. Мирный – ул. Ленина (от ул. Юбилейная до дороги «Мирный – Высокое») и ул. Юбилейная (полностью). Мы начинаем проектировать ремонт 10 дворов п. Мирный, по которым поступали заявки жителей в связи с программой «Городская среда». Сами по себе обращения мостовчан полностью правильные, обоснованные. Но я считаю, что ремонт дворов целесообразнее включать именно в дорожную программу, а не «Городскую среду».

Вот из этих объектов будет состоять заявка Оленинского района на 2020 год. Мы за год приведем в порядок Мирный, а с 2021 года логично будет возобновить работы в Оленино.

Еще одним новым направлением, которое мы реализуем совместно с Министерством транспорта Тверской области в 2019 году, стали мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения. Планируется значительное обновление дорожных знаков, нанесение разметки на пешеходных переходах современными материалами, устройство перильных ограждений на тротуарах перед школами, а также строительство линии уличного освещения на участке ул. Чехова – от Союзной до перехода через железную дорогу. На эти мероприятия дополнительно выделяется 2544 тыс. руб.

Крайне острой проблемой в дорожном хозяйстве района в течение последних шести лет остается состояние аварийного моста через р. Береза в Мостовском поселении. Благодаря помощи со стороны губернатора Тверской области И.М. Рудени, председателя Законодательного Собрания С.А. Голубева, эта проблема начала решаться. В 2018 году подготовлена проектно-сметная документация. 23 апреля 2019 года мы выдали Дирекции территориального дорожного фонда разрешение на реконструкцию моста. Рассчитываем уже в начале нынешнего лета увидеть подрядчиков на объекте.

Развитие дорожного хозяйства с недавнего времени стало составной частью национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Продолжая активную работу по ремонту дорог местного значения, нам необходимо добиваться в Минтрансе и ТДФ реконструкции двух дорог регионального значения. Во-первых, возобновление реконструкции дороги Оленино – Белый (на участке Гусево – Шиздерово), работы по которой были остановлены 20 лет назад. Во-вторых, необходимо привести в порядок дорогу от трассы М-9 до д. Каденка (т.н. «Холмецкая автомагистраль»). Соответствующие предложения мы представили в правительство и Минтранс Тверской области. Кроме того, вопрос по Холмецкой дороге обсуждался с депутатом Государственной Думы С.А. Веремеенко, который помогает нам в решении этой проблемы.

Вторым по значимости и по масштабу местным проектом по развитию инфраструктуры, начатым в 2018 году, стала модернизация уличного освещения. Эта проблема носила длительный характер. Использование энергозатратных светильников ДРЛ и ДНаТ в Оленино и Мирном превратилось в непосильную нагрузку для бюджета. Попытки хоть как-то остановить рост расходов на неэффективное освещение вынуждали нас к сезонным и суточным отключениям. При этом уличное освещение на селе было ликвидировано еще во второй половине 1990-х годов, когда колхозы и совхозы не смогли содержать его в условиях «рыночных реформ». Мы давно думали над этой проблемой, искали способы ее решения. Многие помнят эксперимент по установке фонарей на солнечных батареях в Глазках и Ильенках, который несколько лет назад, показал как сильные, так и слабые стороны такого освещения. Разумеется, массовая установка светильников ДРЛ и ДНаТ по всему району стала бы самоубийством для бюджета, и мы позволить себе этого не могли.

Ситуация изменилась с развитием производства светодиодных светильников и повышением их доступности. Это позволило нам провести массовую замену светильников в Оленино и Мирном, рассчитанную на два года. Благодаря возникшей экономии мы смогли заняться восстановлением освещения на селе без общего роста потребления электроэнергии, а с его снижением. Таким образом, наша работа по замене светильников в Оленино и Мирном и установке их на селе – это единое целое. Это неразрывно связанные части одной, единой муниципальной программы «Энергосбережение» на 2018-2020 годы. И когда в конце 2017 года наши политические противники обращались в различные органы власти, включая правительство области и прокуратуру, чтобы не допустить замену светильников в Оленино по ППМИ-2018, то их главной и реальной целью был срыв восстановления освещения на селе. Потому что без энергосберегающих мероприятий в поселке денег на оплату освещения деревень у нас просто бы не было. Это были продуманные и осознанные действия людей, которые понимают исключительно высокую социальную эффективность программы и борются за власть по принципу «чем хуже, тем лучше». Тем не менее, все попытки сорвать реализацию программы в Оленинском районе оказались безрезультатными.

В 2018 году установлены 346 светодиодных светильников в 13 населенных пунктах. К июлю 2019 года уличное освещение появится во всех населенных пунктах свыше 100 жителей, в районе не останется ни одного устаревшего светильника. Сезонные отключения отменяются!

Благодаря активному участию Оленинского района в Программе поддержки местных инициатив в 2018 году установлены 346 светодиодных светильников в 13 населенных пунктах. В Оленино заменены 148 светильников (или 35% из имеющихся 420), в Мирном – 37. Все остальные светильники установлены в деревнях, живших без уличного освещения больше 20 лет – в Глазках, Никулино, Гришино, Комиссарово, Гусево, Тархово, Молодом Туде, Отрадном, Козлах, Холмеце, Каденке.

Новое освещение в Оленино было включено в День района и стало еще одним подарком для жителей к 120-летию поселка.

Разумеется, мы никогда не смогли бы успешно провести такими высокими темпами модернизацию уличного освещения в масштабах всего района, если бы не областная Программа поддержки местных инициатив. Общий объем финансирования ППМИ в Оленинском районе за 2018 год, из всех источников, составляет 8,1 млн руб. Вот эти средства, подавляющее большинство которых привлечено из областного бюджета, помогли нам кардинально изменить ситуацию в течение года. В Тверской области есть несколько районов, где ведется модернизация освещения в районных центрах, не хуже, чем у нас. Но мы – единственный район, где эта работа ведется комплексно как в поселке, так и в сельских поселениях.

В предыдущие годы, именно благодаря ППМИ, мы решили множество других проблем наших сельских территорий – прежде всего, в сфере водоснабжения и благоустройства. Общий объем вложений в развитие инфраструктуры района в рамках ППМИ с 2013 по 2019 год составляет 36,3 млн руб., которые направлены на реализацию 56 проектов во всех поселениях района, что означает решение 56 проблем, волнующих наших жителей. В том числе, на реализацию 11 проектов ППМИ-2019 в нашем районе будет направлено 6,4 млн руб. из всех источников финансирования.

Кроме того, в прошлом году, вне программы и без финансовых затрат, прошла временная замена оставшихся 65 светильников ДРЛ-250 на менее затратные светильники ДНаТ-150 в п. Мирный сроком на один год. Эти же светильники будут заменены на светодиодные в 2019 году. Таким образом, уже с декабря прошлого года, ни одного светильника ДРЛ в Оленинском районе не используется! С июля 2019 года у нас не останется ни одного светильника ДНаТ, и 100% уличного освещения будет светодиодным!

2019 год – определяющий для модернизации уличного освещения района. В Оленино планируется замена 272 светильников – из них 128 в рамках участия в ППМИ и еще 144 собственными силами. По итогам завершения всех работ, годовая экономия электроэнергии по поселку составит 133 тыс. кВт, или свыше миллиона рублей по текущим ценам. В Мирном будут заменены 65 светильников. Другими словами, по итогам нынешнего года, никаких других видов уличного освещения, кроме светодиодного, в Оленинском районе больше не будет. Благодаря ППМИ мы восстановим уличное освещение в с. Татево, дд. Толокново, Сады, Шиздерово, Воронино, Завидово, Знаменка. Силами сельских поселений, хотя и в меньшем объеме, будет обеспечено уличное освещение в дд. Бобровка, Меженинка, Требески. Всего в Оленинском районе за год появится более 450 новых светодиодных светильников.

На 2020 год останутся незначительные работы по монтажу освещения в таких деревнях, как Хлебники и Городок, которые, из-за числа жителей, не могут войти в ППМИ, и где работы будут проводиться только собственными силами.

Таким образом, модернизация уличного освещения Оленинского района в основном будет завершена уже в ближайшие месяцы. Благодаря проведенной работе, с 2019 года полностью отменяются все виды сезонных отключений на летний период, и больше их не будет. Эта проблема, которая волновала многих людей, как и проблема отсутствия освещения в деревнях с населением от 100 человек, навсегда останется в прошлом.

Следующий проект по развитию инфраструктуры, реализацией которого мы, при поддержке правительства области, занимаемся уже третий год – утепление теплотрасс современными энергоэффективными материалами. Учитывая, что на сегодня самая острая проблема района – резкий рост цен на топливо, любые меры по энергосбережению и экономии угля выходят на первый план. Напомню, что в 2017 году, в первый год реализации программы, мы утеплили 4,2 км теплотрасс в центральной части поселка. В 2018 г. работы были продолжены. Утеплено 2,2 км теплотрасс в залинейной части поселка, присоединенных к котельной №5 (ул. Чехова). Наша задача на 2019 год – продолжить эту работу и утеплить 2,0 км тепловых сетей, присоединенных к котельным №№ 3 (больница) и 4 (ул. Заводская). Таким образом, мы планируем полностью завершить модернизацию сетей в залинейной части поселка. В целом по поселку эта работа должна быть завершена в 2020 году. Надо понимать, что эти затраты на энергосберегающие мероприятия, точно так же как по модернизации уличного освещения, являются окупаемыми для бюджета.

Еще одной новой для района программой является национальный проект «Городская среда». В нее мы впервые вступаем в 2019 году. Как известно, в феврале-марте прошел сбор предложений жителей п. Оленино и п. Мирный, онлайн-голосование в Интернете, голосование на счетных участках. По итогам открытого и широкого обсуждения, победителем стало благоустройство тротуара на ул. Кузьмина, пешеходных дорожек в парке и на пл. Победы и территории Оленинского РДК. На этом объекте работы должны быть выполнены в 2019 году. Надо отметить, что мы вступали в программу «с колес», при отсутствии проектной документации по благоустройству трех объектов из пяти. Поэтому голосование жителей определяло, скорее, рейтинг объектов и наши приоритеты на 2019 и 2020 годы. Наша задача – завершить подготовку документации по всем пяти объектам, подготовить на 2020 год, в качестве основной, заявку по благоустройству прудов п. Мирный (она заняла второе место). По остальным трем объектам нам надо будет внимательно смотреть, что может быть заявлено в программу «Городская среда», а что, возможно, в другие программы – например, ППМИ или «Год Мостовского поселения – 2020». В любом случае, нам нужно в ближайшее время благоустроить парк «Каштановая роща», посаженный в прошлом году к 120-летию поселка, привести в порядок территории Оленинской средней школы и Мостовского детского сада.

Благоустройство никогда не ограничивалось и не может ограничиваться нашим участием в областных программах. Мы многое делаем и продолжаем делать сами. Все населенные пункты нашего района уже много лет отличаются своей чистотой и ухоженностью. Совсем недавно, 20 апреля, успешно прошел общерайонный субботник. Так же успешно он проходил все последние годы. В Оленино появляется все больше узнаваемых мест, делающих наш поселок непохожим на другие населенные пункты. Одним из таких мест в нынешнем году станет часовня святого Георгия Победоносца, которая была заложена 15 апреля и строится на частные благотворительные средства. Разумеется, нам необходимо до Дня района благоустроить прилегающую, пока еще неприглядную, территорию на пересечении улиц Гагарина и К. Маркса. Средства на благоустройство требуются небольшие, и мы их уже нашли.

Разумеется, мы сохраняем все районные программы, которые реализуем самостоятельно в течение ряда лет. Часть этих программ являются местными партийными проектами «Единой России», что накладывает на руководство района и на партийное большинство в Собрании депутатов особую ответственность за результаты.

Более десяти лет существует программа «Сельский водопровод». В 2018 г. заменено 5,2 км водопроводных сетей в сельской местности. Больше всего – в Каденке (1034 м), Толокново (938 м), Холмеце (840 м), Глазках и Воротьково (по 500 м), Городке и Татево (по 400 м). Капитально отремонтированы водозаборные узлы в Тархово и Садах.

Общий объем финансирования работ по ремонту систем водоснабжения составил 1,8 млн руб.

Необходимо отметить, что с 2018 года, в связи с вынужденной передачей водопровода от поселений в ОМУП «Сельский коммунальный участок», мы не можем участвовать с объектами водоснабжения в Программе поддержки местных инициатив. Вся работа проводится только силами района. Она продолжится и в 2019 году.

Предстоит замена 6 км водопровода на селе, в том числе в д.д. Хлебники (745 м), Каденка (710 м), Тархово (690 м), Никитино (610 м), Глазки (600 м), с.с. Молодой Туд (550 м), Татево (500 м). В д. Отрадное предстоит замена водонапорной башни. Финансирование ремонтных работ по водоснабжению на селе составит 2,3 млн руб.

Мы учитывали предложения депутатов по ремонту водопроводных сетей на селе. Например, по предложению председателя Собрания Т.В. Дубовой в Хлебниках в течение 2019 года будет проведена полная замена имеющихся сетей, а не частично, как обсуждалось сначала.

Всего, с 2008 по 2018 год, в Оленинском районе заменены 42,7 км водопровода, существовавшего с 1960-70-х годов. К концу года этот показатель достигнет 48,7 км У нас уже есть крупные деревни, где заменены 100% сетей, и таких деревень становится все больше.

В то же время, в ближайшие годы нам предстоит корректировка подходов к программе «Сельский водопровод». У нас благодаря поведенной работе в прошлые годы значительно снизилась острота проблемы ветхих сетей. Одновременно, с 2018 года, возникла новая проблема – в результате тарифного регулирования при передаче водоснабжения от поселений в район на местный бюджет легли убытки свыше 2 млн руб. в год, и эти убытки будут постоянными. Каких-то дополнительных средств в бюджете нет, и хотя бы часть из них придется изыскивать за счет уменьшения расходов на замену сетей. Если говорить про 2020 год, то у нас по этой программе, на один год, возникнет один очевидный приоритет. Предполагается, что по национальному проекту «Здравоохранение» в Тверской области (включая Оленинский район) пройдет массовая установка модульных ФАПов на селе. При этом, подготовка наружных сетей водоснабжения и канализации является обязанностью района и районного бюджета. Если по двум ФАПам в прошлом году мы решали эту проблему через резервный фонд, то сейчас мы надеемся, что речь может пойти о 12-14 ФАПах. Это совсем другой объем работ и совсем другой уровень затрат, которые должны быть своевременно запланированы в бюджете и районной программе.

Важнейшее направление нашей работы по поддержке коммунальной сферы и повышению комфорта жизни оленинцев – капитальный ремонт жилья. Являясь единственным районом Тверской области, не отправившим платежи за капремонт в «общий котел» и установившим систему муниципальной поддержки ТСЖ, мы с 2016 года обеспечиваем самые высокие среди районов Тверской области объемы капремонта жилья. При этом, работы проводятся по расценкам, которые в два с лишним раза ниже, чем расценки Регионального оператора.

В 2018 году заменена кровля в домах по ул. Строителей, 7, ул. Чехова, 19 и ул. Пионерская, 4а. Отремонтирована система электроснабжения по ул. Пушкина, 5/2, ремонт систем водоснабжения и канализации в 3 домах, ремонт фундаментов в 5 домах. Всего отремонтировано 12 домов (7 – в Оленино и 5 – в Мирном). Общий объем работ в 2018 году составил 4 млн руб., из которых 1,8 млн направлены из районного бюджета, остальные – со спецсчетов ТСЖ.

За период 2016-2018 годов общий объем работ по капремонту жилья составил 17444,2 тыс. руб., из них финансирование районного бюджета – 7006,4 тыс. руб. Это очень высокий показатель. В каждом многоквартирном доме Оленинского района жители видят конкретные изменения к лучшему. Деньги на капремонт у нас не просто собираются – они реально работают в интересах жителей. Но, разумеется, невозможно в течение трех лет решить все без исключения проблемы, существующие во всех 96 многоквартирных домах.

Особого внимания заслуживает проблема плоских крыш в пятиэтажных домах поселка Оленино. Осенью 2018 года отремонтировали первую из таких крыш по ул. Пионерская, 4а. В 2019 году будут отремонтированы плоские крыши четырех остальных пятиэтажных домов – по ул. Заводская, 3 и 5, Октябрьская, 23 и Чехова, 23. К концу 2019 года проблема плоских крыш будет решена полностью и на много лет. Да, ремонт этих четырех больших крыш – достаточно затратный (2970 тыс. руб.). Тем не менее, мы не просто проведем его за год, но и будем ремонтировать еще 9 домов, в п. Мирный. В трех домах запланирован ремонт систем водоснабжения, в двух – канализации, и в четырех – ремонт фундаментов.

Объем работ на 2019 год составит 4,5 млн руб., из них 1,5 млн – районный бюджет. Считаю, что мы можем и должны сохранять ежегодное финансирование и ежегодный объем работ на этом уровне, не снижая его.

Мы являемся единственным районом Тверской области, в котором все многоквартирные дома уже участвовали в программе капремонта, а некоторые из них участвуют по второму разу. Это важнейшая работа для оленинцев, которая просто была бы невозможна без решений 2014 года – имею в виду решения районного Политсовета «Единой России» и предыдущего созыва депутатов о сохранении средств на капремонт на территории района.

Для сравнения, объем плановых работ прошлых лет по капремонту жилья, финансируемых через общий котел, и не завершенных в срок до 01.01.2019 г., составил по Тверской области 2174,4 млн руб. Еще раз – региональный оператор не выполнил работы в срок на два миллиарда рублей за последние три года. У нас таких домов, где не выполнены плановые работы, нет ни одного!

Вместе с тем, нам необходимо усилить контроль за качеством работ и повысить ответственность подрядчиков. В прошлом году вопросы возникли, и на одном из домов нам придется устранять брак подрядчика своими силами. С 2019 года во все договора на проведения работ по капремонту домов должны включаться гарантийные обязательства подрядчиков сроком на пять лет, точно так же, как это происходит с ремонтом дорог. Особенно это актуально для плоских крыш, где ремонт, во-первых, самый дорогостоящий, а во-вторых, сильно зависящий от погодных условий при проведении работ. Нам надо, чтобы подрядчики не укладывали кровлю в дождь либо при минусовой температуре, и заранее понимали, что переделывать брак придется за свой счет.

Кроме того, с учетом возникших вопросов на встрече с избирателями п. Мирный в марте 2019 года, считаю необходимым в первоочередном порядке запланировать на 2020 год ремонт внутридомовых систем отопления в тех домах, где не выдерживается тепловой режим. Главе Мостовского поселения В.Н. Бирюкову и директору ОМУП «ЖКХ Мостовское» О.А. Поздняковой нужно проработать этот вопрос, и до 1 июля 2019 года представить мне свои предложения по объему и стоимости работ.

Если подвести общие итоги нашей работы по развитию инфраструктуры Оленинского района в 2018 году, и шире – в период 2017 – 2019 гг., то главной и отличительной чертой этой работы является системность и последовательность. Мы уже давно покончили с хаотичным подходом к решению проблем района. Наоборот – берется проблема, и год за годом, шаг за шагом, мы в плановом порядке занимаемся ее решением и доводим дело до конца. Решив одну проблему, переходим к следующей. Только так, на основе четкого планирования, должна строиться вся наша работа и в дальнейшем.

Важнейшим условием выполнения наших планов было и остается активное взаимодействие руководства района с губернатором, правительством и Законодательным Собранием Тверской области. В течение 2018 года, благодаря участию в областных программах, Оленинский район смог привлечь дополнительно 36,5 млн руб. из областного бюджета. Это вполне достойный показатель, но он мог бы быть еще выше, и над его дальнейшим ростом нам нужно работать.

Поддержка и развитие социальной сферы.

Больших успехов добилась Оленинская средняя школа благодаря активной работе ее директора, И.А. Дибковой. Завершен перевод коррекционного филиала школы из ветхого в благоустроенное здание по ул. Строителей. Отремонтированы актовый зал, столовая, спортзал, расширена оранжерея.

 

Уважаемые депутаты!

Главным направлением работы администрации района была и остается поддержка социальной сферы.

Крупнейшей отраслью района было и остается образование.

Продолжилось укрепление материальной базы образовательных учреждений. Наиболее успешных результатов добилась Оленинская средняя школа благодаря активной работе ее директора И.А. Дибковой. Завершен перевод коррекционного филиала школы из ветхого в благоустроенное здание по ул. Строителей. Отремонтированы актовый зал, столовая, спортзал, расширена оранжерея. Все работы проводились в высоком темпе и с минимальными затратами. Надо отметить, что Оленинская средняя школа не только использует возможности муниципальной программы развития образования, но и активно работает с депутатами поселкового Совета, районного Собрания депутатов, Законодательного Собрания Тверской области. Не является исключением и 2019 год – благодаря помощи С.А. Голубева мы планируем обустроить асфальтированную беговую дорожку на школьной территории.

Оленинская средняя школа сегодня служит ярким примером успешной работы. Это относится не только к хозяйственной деятельности, но и, прежде всего, к учебно-воспитательному процессу.

В Мостовской средней и Оленинской основной школах произведена замена оконных блоков. К сожалению, мы не смогли выполнить эту работу полностью, как хотели, в связи с тем, что обе наши заявки в областную программу по этим школам не прошли конкурсный отбор. Мы оставили на замену окон в каждой из этих школ нашу долю софинансирования – по 200 тыс. руб. Кроме того, 320 тыс. руб. на эти же цели для Мостовской школы выделил депутат Законодательного Собрания С.А. Голубев. В этой же школе установлено видеонаблюдение, произведен большой косметический ремонт к ее 50-летнему юбилею. При этом, Мостовская школа, как и Оленинская средняя, не только ставит проблемы перед нами (что, конечно же, необходимо делать), но и самостоятельно решает многие свои вопросы.

Разумеется, тем школам, где люди сами хотят что-то сделать, проявляют инициативу, мы помогаем и будем помогать в первую очередь.

В августе 2018 года, в самые кратчайшие сроки была решена проблема по оснащению теплыми туалетами восьми сельских школ Оленинского района. Поручение по ликвидации холодных туалетов к 1 сентября 2018 года возникло во второй половине июля. Тем не менее, удалось оперативно найти средства, организовать работу и своевременно начать новый учебный год в полностью подготовленных школах с учетом изменившихся требований.

Большое значение для отрасли образования имеет поддержка со стороны депутатов всех уровней, представляющих партию «Единая Россия». Депутатами Законодательного Собрания, районного Собрания депутатов, Советов депутатов городского и сельских поселений выделены средства на поддержку образовательных учреждений в общей сумме 1463,5 тыс. руб.

Всего на укрепление материальной базы образовательных учреждений в прошлом году направлено 4611,5 тыс. руб. Это меньше, чем в 2017 году (когда район участвовал в областной программе), но существенно выше, чем в 2015 и 2016 гг.

Одно из направлений работы, которой нам нужно заниматься в системе образования – это энергосбережение. На 2019 год запланированы работы по модернизации внутреннего освещения в ряде школ. В Гришинской и Гусевской школах они уже проведены в 2018 году, в Оленинской средней школе основные работы выполнены в 2017 году, и в этом году они будут завершены. Вместе с тем, мы уже вначале года столкнулись с проблемой недостоверного, значительно заниженного планирования объема и стоимости работ. Нам представили все цифры, имея на это достаточно времени. Мы внесли те же самые цифры в бюджет, и выяснилось, что денег не хватает. Необходимо срочно, до середины мая, дать достоверные расчеты, чтобы дальше определиться – находим мы какие-то дополнительные средства или выполняем работы не в полном объеме, с частичным переносом на 2020 год. Это относится и к учреждениям, которые изначально запланированы на 2020 год, и по которым тоже необходимо уточнить объем и стоимость работ.

Разумеется, проблемы образования не ограничиваются материальной базой. Школы успешно справляются со своими задачами по обучению наших детей, дают качественное образование. Это в равной степени относится ко всем учреждениям как в поселке, так и на селе. 100% выпускников успешно сдали Единый государственный экзамен, 8 человек окончили школу с золотыми медалями. Это результат работы всего педагогического сообщества района, которое в абсолютном большинстве состоит из высокопрофессиональных, ответственных людей, знающих и любящих свою работу.

Большое внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения. Все без исключения школы района активно участвуют в работе по благоустройству, в общерайонном субботнике, уходе за воинскими захоронениями. В Оленинской средней школе открылся экологический отряд, начала работать организация Российского движения школьников. Совсем недавно появилось патриотическое движение «Юнармия». Юнармейские отряды созданы в Оленинской средней и Холмецкой основной школах, их создание планируется в Мостовской средней и Оленинской основной школах.

Ключевым вопросом не только для системы образования, но и в целом для района остается сохранение сети образовательных учреждений на селе. Мы с самого начала отказались от «оптимизации» сельских школ – в том числе, и в период с 2007 по 2015 гг., когда политика «оптимизации» проводилась на уровне региона. Правильность этого решения неоднократно подтверждалось жизнью. Сохранение школ – это не только возможность детям учиться рядом с домом, расти в привычной, сельской среде. Это еще и сохранение наиболее престижных рабочих мест для сельских жителей. Это сохранение на селе бюджетников, которые имеют огромное положительное влияние на обстановку на каждой территории.

В течение многих лет в Оленинском районе было и остается 19 школ. Но, к сожалению, есть территории, где сохранять их невозможно по демографическим причинам. В последние месяцы поднимается нездоровый ажиотаж вокруг Холминской основной школы, где с нового учебного года остается всего 4 ученика (сейчас 5), где, кроме совместителей, работающих до конца мая, и пенсионеров, осталось всего два педагога, которых мы, с учетом близости Холмины к поселку, легко трудоустроим по специальности. Ни одного аргумента в пользу продолжения работы этой школы в ее нынешнем виде просто не существует. Это единичное решение, достаточно неприятное для нас, но мы его будем вынуждены принять. По итогам многочисленных выступлений г-жи Цупровой в Интернете и СМИ, ее обращений в различные органы, мы внимательно изучили перспективы работы Холминской школы на ближайшие пять лет и убедились, что никакой перспективы у нее нет. Разумеется, учебный год и в этой школе должен быть нормально завершен, как во всех остальных образовательных учреждениях района.

Безусловным примером эффективной работы остается отрасль культуры. Успешное развитие сферы культуры происходит все последние годы. Оно продолжилось в 2018 году и продолжается сейчас.

В целом по Оленинскому району за 2018 год приобретено оборудования, музыкальных инструментов, сценических костюмов и инвентаря для 25 учреждений культуры на сумму 1422,0 тыс. рублей. В районный Дом культуры, по областной программе приобретены звуковое и световое оборудование на общую сумму 800,0 тыс. рублей. Напомню, что в 2017 году, также по областным программам, мы приобрели в РДК новые кресла и экран. В этом году мы подали заявку в программу на оставшуюся аппаратуру, чтобы завершить переоснащение РДК. Среди сельских учреждений нужно отметить Глазковский СДК, который, по районной программе «Год поселения», был полностью оснащен новой световой и звуковой аппаратурой, проектором, экраном на общую сумму 135 тыс. руб.

В 2018 году отремонтировано 11 учреждений культуры, 6 библиотек, обе детские музыкальные школы, объем работ составил 1694,9 тыс. руб. Заменена шиферная кровля на металлическую Оленинской детской музыкальной школе и часть кровли в Холмецком СДК. Проведен ремонт полов в Козловском и Садовском СДК, Воронинской библиотеке, ремонт печей – в Козловском и Комиссаровском СДК, Холмецкой и Садовской библиотеках. Проведен ремонт потолков и системы электроснабжения в Кашинском СДК. Заменены оконные блоки в Центральной и Никулинской библиотеках. Установлены металлические двери в четырех учреждениях культуры.

В конце 2018 года во всех учреждениях культуры проведены энергосберегающие мероприятия: 100% энергозатратных и морально устаревших светильников и ламп заменены на светодиодные.

На 2019 год нам предстоит заменить кровлю в Молодотудском СДК, обшить фасад и заменить полы в Оленинской музыкальной школе, отремонтировать потолок в Шиздеровском СДК, выполнить целый ряд других работ. Значительная их часть, связанная с заменой окон и дверей, уже завершена в марте 2019 года.

Разумеется, наша работа по ремонту и оснащению учреждений культуры – это не самоцель, а создание условий для творческого развития наших жителей, повышения их социальной активности, содержательного досуга, самореализации представителей всех возрастов.

В районе насчитывается 157 любительских творческих объединений, в которых занимается 1360 человек, 2 народных коллектива: студия эстрадной песни «Россияне» (РДК) и ансамбль народной песни «Камелек» (Мостовской СДК). Не имеют звания «народных», но от этого не становятся менее популярными танцевальный коллектив «Шарм» и хор ветеранов «Калинушка» (РДК).

На базе Управления культуры успешно развивается такая популярная молодежная игра, как КВН. В прошлом году наша команда стала серебряным призером областного КВН, а совсем скоро, 18 мая, у нас в Оленино, в этом зале состоится областной финал сезона 2019 года, на котором впервые встретятся между собой две оленинские команды. В этом году создана районная лига КВН, цель которой – дальнейшее развитие этой игры. Судя по нынешнему, очень успешному сезону, создание лиги было правильным и своевременным решением. Мы болеем за обе наши команды и желаем, чтобы в домашнем финале областной Кубок, после долгого перерыва, вернулся в Оленино.

В 2018 году более 77 тысяч человек посетили массовые мероприятия. У нас сложились свои культурные традиции. Это не только День района, День Освобождения и мероприятия в дни государственных праздников, которые проводятся везде. В жизнь оленинцев прочно вошли День молодежи, фестиваль «Воспой свою Россию», рок-фестиваль «Ураган». В 24 населенных пунктах прошли Дни деревень, которые давно полюбились нашим сельским жителям. В год 120-летия поселка Оленино, многие мероприятия (и, прежде всего, День района) были так или иначе связаны с этой юбилейной датой.

То, что работа отрасли культуры в нашем районе идет в русле современных требований и интересов жителей, подтверждают объективные цифры. Оленинский район занимает первое место в Тверской области по посещаемости учреждений культуры на душу населения – 17,3 посещений на человека, при среднеобластном показателе 5,1. Разница – в три с половиной раза!

Такие же лидирующие позиции культура Оленинского района занимает не только в клубной, но и в библиотечной работе. Нашей принципиальной позицией было и остается сохранение всех сельских библиотек. Но она оправданна только при условии постоянного пополнения книжного фонда – только в этом случае люди будут постоянными читателями наших библиотек. На комплектование книжного фонда в 2018 году направлено 447,9 тыс. рублей, из них 400,0 тыс. рублей средства местного бюджета, 47,9 тыс. рублей – средства областного бюджета. На таком же или близком уровне мы финансируем пополнение библиотек новыми книгами последние 10 лет.

Библиотечный фонд района в 2018 году пополнился на 9142 экземпляров. В сельские библиотеки поступило 6828 экземпляра новой литературы. Приобретено 324 экз. новых книг на 1 000 жителей (при среднеобластном показателе 70 экз.). В пополнении книжного фонда на душу населения, точно так же, как в охвате жителей культурно-массовыми мероприятиями, Оленинский район прочно занимает первое место в Тверской области.

В нашем районе многие годы успешно проводится патриотическая работа – прежде всего, связанная с сохранением памяти о Великой Отечественной войне. В прошлом году эта работа значительно активизировалась. Создано местное отделение Российского военно-исторического общества, под эгидой которого ведется разработка туристического маршрута «Тропа памяти». В д. Холмец, на средства президентского гранта, открыт музей 158 и 186 стрелковых дивизий, а в д. Жиганово, на месте героической гибели Абрама Левина, восстановлен памятный знак. В 2019 году по областной программе в Оленино будет установлено хранилище останков советских воинов, где наши солдаты будут находится в цивилизованных условиях – с момента подъема поисковиками до торжественного перезахоронения. Это четвертое такое хранилище в Тверской области, которое мы планируем установить к 22 июня.

Укрепляются международные связи Оленинского района с нашими друзьями из Республики Беларусь и Республики Казахстан. В сотрудничестве с Шкловским районом Белоруссии, с которым нас связывают 9 лет побратимских связей, основной упор делается на культурные связи, которые начинают дополняться торговым сотрудничеством. Совместно с казахстанскими друзьями мы активно работаем по увековечению памяти воинов 100 и 101 казахстанских стрелковых бригад, героически сражавшихся на территории района в годы войны.

Очевидные успехи сферы культуры в нашем районе связаны с эффективной работой начальника Управления культуры Т.Г. Богдановой – опытного, знающего и энергичного руководителя.

Безусловно, и в сфере культуры есть ряд проблем, решить которые можно только с помощью правительства области – прежде всего, в рамках национального проекта «Культура».

В прошлом году мы отмечали 20-летие муниципального музея, который за эти годы стал настоящим центром краеведческой и патриотической работы в районе. Когда мы его, в большой спешке, открывали к 100-летию поселка в 1998 году, то, конечно, и такое здание всех устраивало. Но время ушло вперед, все это время музей развивался, расширял экспозицию, налаживал выставочную деятельность. И сегодня это здание музея – как по тесноте, так и по техническому состоянию – превратилось в главный тормоз для его успешной работы. Нам крайне необходимо новое, современное и гораздо более просторное здание для музея. Речь может идти не только о строительстве, но и о выкупе существующего здания по адекватной цене. Недавно мы подробно обсуждали эту проблему в ходе рабочей поездки в район председателя Комитета по культуре Тверской области И.А. Репиной, подготовили свои предложения в правительство области и очень надеемся на то, что общими усилиями мы найдем возможность перевести музей в достойные условия.
Одно из направлений нацпроекта «Культура» – строительство новых клубов на селе. Пока этот вопрос прорабатывается на региональном уровне. Лично я считаю, что самое перспективное направление – установка типовых модульных сельских клубов на 50-70 мест, аналогично тому, как это сделано по ФАПам. Если это произойдет, нам нужно будет готовить заявки по строительству целого ряда сельских ДК. Да, сейчас мы их содержим в порядке и регулярно ремонтируем. Но многие здания морально устарели. А, например, такой ДК, как Никулинский, где зимой температура в здании равна температуре на улице, просто невозможно привести в порядок. Только новое строительство, если нацпроект даст нам такую возможность! Этот же вопрос надо будет прорабатывать по Шиздерову, Тархову, Козлам, Ильенкам, и, возможно, еще нескольким территориям, где морально устаревшие здания затрудняют полноценную работу сельских ДК.

Для библиотек района главной задачей должна стать дальнейшая информатизация. Работа в этом направлении активно велась все последние годы. Но до ее завершения еще далеко.
На базе Центральной библиотеки с 2008 года функционирует деловой информационный центр. С 2010 года на базе Мостовской и Холмецкой сельских библиотек работают сельские ДИЦ. Деловые информационные центры оснащены компьютерами с выходом в Интернет, имеется электронная почта. К услугам пользователей – информационная система «Консультант Плюс». С 2009 года работает программа «Налоговый представитель». Эта работа будет продолжена и в дальнейшем.

В то же время темпы осуществления задачи по информатизации библиотек пока недостаточны. Не все сельские библиотеки подключены к сети Интернет. Мы подключали их там, где есть сотовая связь оператора «Мегафон» – но это далеко не весь Оленинский район. Наша задача – подключить все сельские библиотеки к сети Интернет, с участием в областных программах.

Важнейшее направление развития социальной сферы, повышения благосостояния бюджетников – это реализация майских Указов Президента России 2012 года. Собственными силами местного бюджета обеспечить необходимый рост зарплаты в образовании и культуре невозможно. В связи с этим, Оленинскому, как и другим районам, была оказана значительная помощь из областного бюджета. На выполнение майских Указов в сфере образования мы получили межбюджетные трансферты 100,6 млн руб., в сфере культуры – 12,8 млн руб. По итогам 2018 года средняя зарплата учителей составила 22298 руб. в месяц (126% к уровню 2017 г.), воспитателей детских садов 19913 руб. в месяц (101% к уровню 2017 г.), работников культуры 21539 руб. в месяц (129% к уровню 2017 г.).

К сожалению, с 2012 года здравоохранение перешло из муниципального в областное подчинение. Однако сейчас, с началом реализации национального проекта «Здравоохранение», есть целый ряд задач, которые возложены на муниципальный уровень.

Одним из самых ярких и позитивных событий прошлого года стало открытие двух новых сельских ФАПов – в Гусеве и Каденке. Первоначально Оленинский район не попал в областную программу. Весной 2018 года я был вынужден обратиться лично к губернатору Тверской области И.М. Рудене, который принял решение в интересах жителей района и включил наши два ФАПа в программу дополнительно. Это решение стало результатом именно нашей работы, и нашего взаимодействия с региональной властью. Точно так же как администрация района полностью взяла на себя всю координацию работы с подрядчиками на монтаже ФАПов. Разумеется, мы своевременно и качественно выполнили свою прямую обязанность по выделению участков и подготовке площадок под ФАПы.

Одним из самых ярких и позитивных событий прошлого года стало открытие двух новых сельских ФАПов – в Гусеве и Каденке. В этих деревнях материальная база здравоохранения шагнула из XIX в XXI век.

На 2020 год есть перспектива получения новых ФАПов по нацпроекту, и их будет значительно больше. В связи с этим нам нужно заранее запланировать все затраты на межевание участков, подготовку площадок и подведение к ним наружных сетей. Дополнительных денег у нас нет. Поэтому ради такого дела, исключительно нужного людям, мы будем находить деньги в существующих районных программах. Наружные сети – это «Сельский водопровод» (без увеличения общего объема программы), подготовка площадок – это благоустройство поселений, а также «Год поселения-2020», если вопрос встанет по Холмецкому и Первомайскому ФАПам, которые включены в состав наших предложений в Минздрав. Возможно, если будет решен вопрос по значительному количеству ФАПов, мы попросим вас, уважаемые депутаты, направить какую-то часть ваших депутатских средств на эти цели. Но новые ФАПы к себе в район мы должны принять по-максимуму, сколько дадут. В Гусеве и Каденке, находясь на открытии объектов, я убедился, что материальная база здравоохранения в этих деревнях шагнула из XIX века в XXI-й.

В нацпроекте «Здравоохранение» обращено внимание на качество дорог, ведущих к районным больницам. Эта проблема будет решена в ходе плановых дорожных работ 2019 года.
С 2019 года, по предложению председателя Собрания депутатов Т.В. Дубовой, введена компенсация проезда фельдшеров до места работы и обратно. Кроме того, предлагаю ввести с 1 июля 2019 года для молодых специалистов среднего медперсонала ежегодную выплату в размере 1000 руб. в месяц из районного бюджета. Выплата будет производиться в течение трех лет после окончания учебного заведения, при условии работы специалиста в районе.

К сожалению, я не могу привести каких-то положительных примеров по привлечению в район врачей – это сегодня самая острая проблема здравоохранения. При этом мы готовы помогать врачам в жилищном вопросе. Насколько знаю, сейчас Минздрав Тверской области готовит программу по обеспечению молодых врачей в районах жильем на основе софинансирования из областного и районных бюджетов. Мы готовы принимать в этой программе активное участие.

Оленинский район – единственный в Тверской области, продолжающий сохранять муниципальные программы социальной поддержки населения. Полностью налажена система реализации товаров первой необходимости по социальным купонам, введенным с 2016 года. Существуют муниципальные льготы по отдельным видам медикаментов. Районный бюджет уже давно не обязан нести эти виды расходов. Но мы понимаем, что при существующей, достаточно высокой доле малообеспеченного населения, такая помощь необходима. При этом выдача соцкупонов проходит более оперативно и требует гораздо меньшего объема документов, чем государственная помощь из областного бюджета.

Совместно с Управлением ЖКХ, председателями ТСЖ и отделом соцзащиты мы оказывали организационную и административную помощь в оформлении жителям отапливаемых домов субсидий на оплату коммунальных услуг. Это важно на фоне высоких тарифов за отопление. В 2018 году количество получателей субсидий в отапливаемом жилье достигла 40% от общего количества семей, что является достаточно высоким показателем.

Приоритет социальной сферы, социально-ориентированная политика – одна из фундаментальных основ всей нашей работы в течение 23 лет. Мы последовательно развиваем социальную сферу, выводим ее на современный уровень, без «оптимизации», и без «реформ», идущих во вред населению.

Работа по восстановлению финансовой стабильности в районе

Уважаемые депутаты!

Вся наша работа уже несколько лет идет на фоне неоднозначных тенденций в бюджетной обеспеченности района. С одной стороны, мы привлекаем достаточно серьезные средства областного бюджета благодаря участию в областных программах. С другой стороны, объем бюджетных средств на обеспечение текущих расходных обязательств ежегодно снижается. Причина хорошо известна – это Методика формирования межбюджетных отношений, принятая шесть лет назад.

Начиная с 2013 года, в условиях действующей Методики, ежегодно происходит последовательное снижение бюджетной обеспеченности Оленинского района. Данная ситуация никак не связана с собственными доходами местного бюджета. Рост собственных налоговых доходов в первоначальном бюджете 2018 г. к уровню 2012 года составил 131,1% (+19,5 млн руб.). За это же время объем консолидированного бюджета района составил 77,4% (при значительном росте текущих расходов по социально-значимым статьям). Объем финансовой помощи из областного бюджета, без учета целевых средств, составил в первоначальном бюджете 2018 г. 63,8% к уровню 2012 года (-39,7 млн руб.). Я называю первоначальные плановые показатели, рассчитанные на основе Методики. Исполнение бюджета в конце года оказалось значительно лучше, и только поэтому мы избежали коммунального коллапса прошедшей зимой.

Сложившаяся практика формирования межбюджетных отношений после 2013 года предполагает сохранение уровня расчетной бюджетной обеспеченности по отношению к бюджету предыдущего года на душу населения каждого района, без учета инфляции. При этом, учитывая снижение числа жителей во всех без исключения районах, ежегодно происходит фактическое снижение расходной части местных бюджетов. С учетом инфляции, сохранения фактической объективной потребности в социально-значимых расходах местного бюджета, ежегодно происходит системное ухудшение качества местных бюджетов и фактического уровня бюджетной обеспеченности в подавляющем большинстве муниципальных районов Тверской области, включая Оленинский район. Это приводит к разбалансированности местного бюджета, росту кредиторской задолженности и социальной напряженности.
Принципиальной позицией авторов Методики было и остается максимальное стимулирование оптимизации сети учреждений образования и культуры на селе. По моему мнению, Методика политически и морально устарела. Она не только препятствует нормальному функционированию и жизнедеятельности муниципальных образований, но и полностью противоречит социально-экономической политике правительства региона. В 2016 году, по инициативе губернатора И.М. Рудени, «оптимизация» социальной сферы в Тверской области была отменена, однако мы все продолжаем жить по методике вчерашнего дня, которая вошла в полное противоречие с правильными и разумными политическими решениями руководителя области.

В утвержденном районном бюджете на 2018 год первоочередные социально-значимые расходы, составляя 63,6% от его общего объема, находились ниже минимальной потребности района на 14,1 млн руб. (в том числе утвержденные расходы по оплате труда – на 11,8 млн руб.). Наиболее угрожающая ситуация сложилась в сфере ЖКХ. В результате значительного недофинансирования отрасли в течение нескольких последних лет, одновременно с резким ростом расходов на топливо и особенно на оплату труда, возникла реальная угроза срыва подготовки района к отопительному сезону 2018 – 2019 гг..

Резко негативную роль сыграло отсутствие областного субсидирования ЖКХ в 2016 году и крупный штраф на ЖЭУ-1 и ЖЭУ-2, который мы по рассрочке выплачиваем до 2021 года. В 2016 году потеря районом 20 млн руб. на поддержку ЖКХ спровоцировала долги за уголь, которые длятся с тех пор до настоящего времени.

Другим фактором стало резкое подорожание угля: с 3900 до 4700 руб. за тонну в течение года – при потребности района 11,5 тыс. тонн в год. Такой рост цены на топливо никто не мог прогнозировать, и потери нам, естественно, никто не вернул. Все эти расходы легли на бюджет.

В 2018 году в полтора раза повысился минимальный размер оплаты труда – с 7800 до 11163 руб. В ЖКХ зарплату на уровне МРОТ получают более 90% работающих, и дополнительные расходы на оплату труда, опять же, легли на бюджет через дотации отрасли. В отличие от социальной сферы, где мы справились с задачей повышения МРОТ благодаря помощи из областного бюджета, на повышение зарплаты в МУПах никаких денег нам никто не дал и не мог дать, все это легло на район.

В результате, возникла задолженность предприятий ЖКХ за электроэнергию (которой не было много лет). К апрелю 2018 года по ЖЭУ-1 и ЖЭУ-2 она составила 4,7 млн руб. С 1 мая по 24 августа котельные п. Оленино были отключены, что делало невозможным начало ремонтных работ. В течение 2018 года задолженность за уголь доходила до 16 млн руб. и до пяти месяцев, из-за чего поставщики несколько раз останавливали отгрузку угля. Возникла реальная угроза банкротства муниципальных предприятий.

Финансовое положение района было центральной темой нашей рабочей встречи с губернатором Тверской области И.М. Руденей 19 июня 2018 года. По поручению губернатора, Министерство финансов Тверской области, совместно с администрацией и Финансово-экономическим управлением Оленинского района внимательно проанализировало доходную и расходную часть нашего бюджета. В результате, в декабре 2018 г. район получил дополнительную дотацию на сбалансированность местного бюджета в сумме 9,9 млн руб. Кроме того, в 2018 г. (в основном, в конце года) мы получили субсидию на повышение МРОТ работникам бюджетной сферы в сумме 12,0 млн руб., дополнительную финансовую помощь на выплату зарплаты работникам образования 1,0 млн руб., и работникам культуры 12,8 млн руб., в связи с майскими Указами Президента.

Следует отметить большую работу, которую в течение нескольких месяцев вело Финансово-экономическое управление: прежде всего, его начальник О.В. Богданова, по обоснованию необходимости дополнительной помощи району из областного бюджета. Если бы не эта работа, помощь району могла быть значительно меньше. Только благодаря высокому профессионализму работников Финуправления, качественной подготовке расчетов, мы смогли добиться положительного решения вопроса.

Помимо привлечения помощи из регионального бюджета, мы сами, на уровне района принимали меры по повышению доходов местного бюджета. Собственные доходы исполнены на 114,6% к первоначальному бюджету, перевыполнение составило 11,3 млн руб. Рост собственных доходов к уровню 2017 года составил 9,1 %, или 7,3 млн руб.

В результате этой работы нам удалось значительно смягчить ситуацию с разбалансированностью бюджета, выполнить социальные обязательства района по итогам года, ликвидировать задолженность за электроэнергию по муниципальным предприятиям (кроме Сельского коммунального участка). Задолженность за уголь составляла на 1 ноября 2018 г. 16,0 млн руб., на 1 декабря – 11,3 млн руб., на 1 января 2019 г. – 2,7 млн руб. Другими словами, долги за уголь за два последних месяца прошлого года сократились на 13,3 млн руб., или в шесть раз. Именно это позволило нам пройти отопительный сезон 2018-19 гг. в штатном режиме.

В то же время, причины разбалансированности местного бюджета сохранились, и ситуация воспроизводится снова. Главная причина – сохранение действующей Методики 2013 года, удушающей сельские районы. При этом на всех уровнях есть понимание, что Методика изжила себя и нуждается в серьезных изменениях. Будем надеяться, что эти изменения произойдут.

Бюджет не в состоянии содержать систему ЖКХ в том виде, в котором она была до 2018 года. Отсутствие собственных возможностей финансирования, полная неспособность персонала Управления ЖКХ считать деньги, а у многих просто неспособность думать, рост цен на топливо и уровня МРОТ вынуждают нас не только увеличивать финансирование отрасли и проводить энергосберегающие мероприятия. Мы вынуждены принимать организационно-штатные меры, потому что такой фонд зарплаты просто не выдержат ни бюджет, ни сами МУПы. Именно поэтому с 01.01.2019 г. произошло объединение ОМУП «ЖЭУ №1» и ОМУП «ЖЭУ №2», что позволило высвободить 15 штатных единиц. Одновременно были упорядочены подходы к оплате труда отдельным категориям работников.

Сегодня в наихудшем финансовом положении находится ОМУП «Сельский коммунальный участок». Мы столкнулись с системной и нерешаемой проблемой, когда, в ходе передачи водоснабжения от поселений в район, Региональная энергетическая комиссия провела тарифное регулирование ОМУП «СКУ» на 2018 год, исходя из наименьшего тарифа 2017 года среди шести сельских поселений. Надо отметить, что в условиях действующего законодательства РЭК не могла принять другого решения, и поэтому каких-то вопросов к нему у нас нет. Но факт остается фактом – у ОМУП «СКУ» возникли ежегодные неизбежные убытки в сумме 2 млн руб. в год, и эти убытки будут только возрастать. В отличие от других МУПов, Сельский коммунальный участок так и не смог ликвидировать долги за электроэнергию, которые растут. На сегодня бюджет не может позволить себе увеличить дотацию предприятия еще на 2 миллиона, но какие-то решения этой проблемы мы должны найти до конца 2019 года.

При этом мы должны понимать, что вопрос финансовой поддержки муниципальных предприятий, предотвращение их банкротства – это не только финансовый и экономический вопрос. Это вопрос социальной стабильности и политической безопасности Оленинского района. За последние десять лет мы отбили несколько серьезных попыток прихода бизнеса в сферу ЖКХ. Я прекрасно понимаю, что приход любой частной структуры в эту отрасль будет играть крайне деструктивную роль в жизни района, как это происходило на других территориях, где муниципальные предприятия не удалось сохранить. Нам такого не надо!

Поэтому мы и дальше будем рассматривать поддержку муниципальных предприятий как одно из главных направлений финансовой политики района. При этом необходимо усиливать контроль за внутренней хозяйственной деятельностью МУПов. Они живут на наши деньги, поэтому не должно быть речи ни о каких самостоятельных решениях по расходованию средств, планированию собственной деятельности, определению уровня зарплаты.

Другой важный вопрос – повышение финансовой дисциплины в бюджетной сфере. В этом направлении была проведена серьезная работа (особенно в 2013 году), которая в целом дала положительные результаты. Нам необходимо усилить централизацию в планировании не только общерайонных, но и внутренних отраслевых расходов при формировании бюджета. Считаю это одной из важнейших наших задач.

В крайне сложных финансовых условиях 2018 года мы сохранили все муниципальные предприятия, обеспечили их бесперебойную работу, выполнили все социальные обязательства. Но еще предстоит длительная и напряженная работа по восстановлению финансовой стабильности района, подорванной, начиная с 2013 года.

Развитие внебюджетного сектора экономики. Борьба с безработицей.

Уважаемые депутаты!

Безусловно, очень серьезное значение для района имеет развитие внебюджетного сектора экономики. Оно рассматривается нами не как самоцель, а только как способ, очень важный способ решения трех общественно-значимых задач.

Во-первых, создание новых рабочих мест, чтобы люди могли обеспечить себя и свои семьи.

Во-вторых, пополнение бюджета через налоги и реализацию земельных участков.

В-третьих, развитие сферы услуг и улучшение облика населенных пунктов за счет строительства новых современных объектов.

Все эти задачи активно решались в 2018 году.

Уровень официальной безработицы на 01.01.2019 года составил 1,9% от численности экономически активного населения. Этот показатель упал ниже 2% впервые за все 23 года моей работы! Напомню, что 10 лет назад уровень безработицы превышал 10%, и, таким образом, в течение десятилетия мы снизили безработицу в пять раз. Для сравнения – самый высокий показатель среди районов Тверской области на 01.01.2019 г. составил 5,1%, в два с половиной раза выше, чем у нас. При этом, динамика снижения безработицы у нас выше, чем в среднем по области.

Массовая безработица в целом побеждена. Другой вопрос – что мы не преодолели, и никто никогда не сможет преодолеть значительную разницу в уровне заработной платы между Оленинским районом и Тверью, Подмосковьем, и, тем более, Москвой. Именно с этим, а уже не с безработицей, связан отъезд части людей на заработки в соседние регионы. Я сейчас не говорю о работе людей на Ржевской птицефабрике и Нелидовском ДОКе. Мы правильно сделали, когда в свое время не мешали, а помогали привлекать оленинцев на эти предприятия. Это положительно повлияло на снижение безработицы в последние годы, хотя было далеко не единственной, и даже не самой главной причиной.

В 2018 г. увеличилось поступление налогов в местный бюджет за счет внебюджетного сектора. Прежде всего, это относится к налогу на доходы физических лиц, который был и остается бюджетообразующим. Из 64,0 млн рублей НДФЛ, собранных на территории района в 2018 году, 30,7 млн руб. заплатили производственный сектор экономики и сфера услуг. Это 47,9% от всего объема подоходного налога, что значительно выше доли внебюджетного сектора в численности работающего населения района.

Рост поступления НДФЛ в 2018 г. от внебюджетного сектора экономики, относительно 2017 г., составил 107,5%. Это выше среднеобластного показателя (107,2%). При этом областной рост дают несколько городов, и, прежде всего, Тверь. Оленинский район по итогам прошлого года занимает 11 место из 36 районов Тверской области по росту поступления НДФЛ от внебюджетной сферы, что, безусловно, является достойным показателем. Давайте сравним с соседями по Юго-западу области. В Бельском, Жарковском, Зубцовском, Ржевском и Селижаровском районах налоговые поступления от внебюджетной сферы за прошедший год снизились. В г. Ржеве (103,4%), Пеновском (105,0%), Торопецком (105,2%) районах рост налоговых поступлений есть, но он ниже, чем у нас. И только Андреапольский (107,9%), Западнодвинский (113,0%) и Нелидовский (113,8%) районы, среди всех территорий Юго-запада, опережают нас по этому показателю. Остальные – позади.

Средняя зарплата в целом по району за 2018 год составила 20617 руб. (рост к предыдущему году 121,4%). Это результат не только майских Указов по отраслям социальной сферы, но и результат работы малого и среднего бизнеса, а также нашей борьбы против теневых зарплат и ухода бизнеса от налогов. Очевидно, что рост средней заработной платы за год оказался значительно выше уровня инфляции.

Большинство предпринимателей добросовестно относятся к своим обязательствам по уплате налогов. Это наше главное условие для взаимодействия и взаимопонимания между бизнесом и властью. Для тех, кто этого не понимает существует комиссия по укреплению финансовой и налоговой дисциплины, которую возглавляет О.В. Богданова. За 2018 год по итогам работы комиссии, выплачено в бюджет 630,3 тыс. руб.

Объем инвестиций в экономику района в 2018 г. составил 30,3 млн руб., или 128,2% к уровню 2017 года. Прежде всего, продолжалось развитие сферы услуг, открылись три новых сетевых магазина в центральной части поселка (один из них – в ранее построенном магазине другой торговой сети). Многие считают, что количество магазинов избыточно. Действительно, товарный рынок уже перенасыщен, но я вижу в этом больше положительных моментов, чем отрицательных. Острая конкуренция трех крупных торговых сетей в Оленино (не говоря уже о местных торгующих организациях) стала мощным фактором по сдерживанию роста цен. За несколько лет центр поселка избавился от пустырей и уродливых ларьков, приобрел современный вид. Усилиями малого и среднего бизнеса в центре поселка Оленино сложился компактный и цивилизованный торговый район. Стал разнообразнее ассортимент товаров, потому что в условиях такой конкуренции каждый предприниматель вынужден искать свою нишу, и у многих это успешно получилось. Наконец, в торговых сетях вся зарплата платится официально, и всегда соблюдается Налоговый Кодекс. Каждая новая «Пятерочка» – это около 20 рабочих мест для оленинцев.

Можно назвать целый ряд субъектов предпринимательства, которые не только успешно работают, развиваются, но и полностью понимают свою социальную ответственность. Это такие предприятия, как ООО «Мостлес», ООО «Любятино-2», ООО «Легион» (д. Холм). Это вся система потребкооперации, начиная с хлебозавода. Это целый ряд индивидуальных предпринимателей. На самом деле – это подавляющее большинство бизнес-сообщества района, которое занимается своим делом – зарабатывают деньги сами, дают работу людям, пополняют бюджет и не занимаются политическими играми.

Серьезным итогом экономического развития последних лет стало возникновение значительного количества новых небольших объектов бизнеса – небольших производств (таких, как пеллетный цех), магазинов и объектов сферы услуг, фермерских хозяйств. Те рабочие места, которые там возникли, те налоги, которые мы собираем с этих объектов, вместе взятых, сопоставимы с серьезным предприятием. При этом экономика стала дифференцированной, что исключает появление «олигархов районного масштаба», как это было в определенный период истории района. Мы нормально работаем и находим взаимопонимание почти со всеми предпринимателями. Но никому из представителей бизнеса Оленинского района не приходит в голову даже мысль о собственной исключительности и о том, что местная власть должна находиться на службе у коммерсантов. Исключение составляют несколько человек, «поднявшиеся» в годы «реформ» 90-х годов, утратившие свои позиции в период моей работы, которые не способны работать честно и по закону – и только поэтому они устраивают политическую клоунаду и пытаются прорваться во власть в 2020 году.

Важнейшей отраслью экономики района было и остается сельское хозяйство. При этом, прежде всего, в связи демографической ситуацией на селе и дефицитом кадров, с каждым годом возрастает роль малых форм хозяйствования, и, прежде всего, крестьянско-фермерских хозяйств.

Продолжилась работа по привлечению грантов на развитие фермерства из областного бюджета. В 2018 году грант получил фермер А.В. Краснов (2,9 млн руб.). Всего, с 2015 по 2018 год, гранты получили 9 крестьянско-фермерских хозяйств, на общую сумму 17,9 млн руб.

Хорошим примером эффективности фермерских грантов стали результаты, достигнутые в 2018 году фермером В.М. Цветковым (д. Глазки), который получил грант в конце 2017 года. В результате, поголовье дойного стада в этом хозяйстве выросло на 30 голов – с 20 до 50. Надой на корову вырос с 3650 до 3900 кг., реализация молока выросла почти в три раза. Вот так, благодаря помощи правительства области и хозяйскому подходу руководителя, в Глазках сегодня снова работает крепкое и благополучное сельскохозяйственное производство.

Все то же самое можно сказать про фермера Р.Д. Дмитриева из д. Козлы, который дал такой же резкий рост производственных показателей в 2017 году после получения гранта в конце 2016 года.

Успешно работают фермеры Н.И Грачев, Л.Н. Мясникова (оба – д. Холмец), И.Д. Смирнова (д. Кулаковка), которые также в разное время получили гранты на свое развитие.

Важнейшая проблема сельского хозяйства не только Оленинского района, не только Тверской области, а всего Нечерноземья – неиспользование сельскохозяйственных земель, многие из которых зарастают. Все помнят массовую скупку паев, когда значительная часть нашей земли оказалась в руках мутных дельцов, не умеющих и не желающих ее обрабатывать. Серьезная роль в борьбе с этой ненормальной ситуацией принадлежит муниципальному земельному контролю.

За 2018 год мы провели 103 проверки по использованию 217 сельскохозяйственных земельных участков, общей площадью 2937,2 га. Благодаря применению повышенной налоговой ставки дополнительно начислено 826,1 тыс. руб. земельного налога на неиспользуемые участки, который поступит в бюджеты сельских поселений. Параллельно мы стали с прошлого года направлять материалы проверок в Россельхознадзор для привлечения виновных лиц к административной ответственности. Эти штрафы, в отличие от земельного налога, не идут в местный бюджет, но служат дополнительным стимулом для нерадивых хозяев начать работать самим, или передать землю тем, кому она действительно нужна. За 2018 год администрация Оленинского района направила в Россельхознадзор 47 материалов проверок, по которым возбуждено 28 административных дел. В целом по области в Россельхознадзор поступили за год 283 материала проверок, по которым возбуждено 146 административных дел. Другими словами, около 20% материалов муниципального земельного контроля в нашем регионе дает Оленинский район – значительно больше, чем любой из районов Тверской области.

Наша активная работа по земельному контролю приносит свои результаты. Посевные площади за 2018 год по всем категориям хозяйств выросли с 11,07 до 12,33 тыс. га. Рост 1260 га. По росту обрабатываемых площадей мы – на третьем месте в Тверской области после Кашинского и Рамешковского районов.

Общественно-политическая ситуация. Развитие системы управления районом.

Уважаемые депутаты!

Самым негативым итогом 2018 года стала дальнейшая дестабилизация общественно-политической обстановки в районе. Несмотря на успешную реализацию областных и районных программ, значительный рост экономических показателей, стабильную работу системы ЖКХ, весь год мы видели и продолжаем видеть митинги, пикеты, грязные публикации в различных оппозиционных СМИ. Нашими оппонентами используются исключительно грязные политические технологии, основанные на обмане. К сожалению, немалая часть жителей района, особенно в поселке Оленино, верит любой лжи и идет за оппозицией.

Мы понимаем, откуда все это исходит. Этим занимаются отдельные представители бизнеса, мечтающие дорваться до бюджета и до муниципального имущества и вкладывающие свои средства в раскачивание обстановки, чтобы в дальнейшем вернуть свои вложения с большой прибылью. Этим занимается «жертва омоложения кадров», у которой рухнули планы о пожизненном нахождении на высокой должности, и поэтому она, вместо заботы о правнуке, отдает все силы информационному сопровождению «оленинского протеста». Наконец, этим занимается группа дачников вместе с несколькими доморощенными маргиналами, которые до сих пор одурманены ложными идеями 90-х годов прошлого века и пытаются отравить этими идеями наших жителей, рассчитывая на то, что люди забыли, чем обернулась точно такая же борьба «за реформы и демократию» 30 лет назад. Я не говорю про всех дачников. Большинство из них – хорошие люди, есть и те, кто серьезно помогает в решении проблем района. Но повторюсь, что среди тех, кто «поджигает» район, значительную роль играют не жители, а гости нашего района.

Я глубоко убежден, что гости района не должны навязывать оленинцам собственную политическую повестку. Хотят митинговать – пусть митингуют. Там, у себя. А не здесь, у нас. Мы не собираемся учреждать в Оленино Болотную площадь, проспект Сахарова и, тем более, Киевский майдан. Нам полностью чужды политические отбросы, которые навязываются жителям района с мая 2017 года. Нам (не только власти, но и постоянному населению района) глубоко враждебны те, кто мечтает превратить Оленинский район в личный бизнес-проект и в средство удовлетворения личных политических амбиций.

Очень печально, что самые отъявленные «демократы и рыночники» взяли в аренду красный флаг КПРФ – только ради того, чтобы иметь возможность участия в предстоящих выборах. При этом цели и задачи у этой группы лиц не просто очень далеки от коммунистических идей, а противоположны этим идеям.

Крикливое, хорошо организованное и не стесненное в средствах меньшинство пытается вернуть район в прошлое, которое было у нас с начала «реформ» до 1996 года – с хаосом в управлении, упадком в социальной сфере, растаскиванием и распродажей имущества и системой власти, обслуживающей интересы «приближенного» бизнеса. Мы с большим трудом ушли от всего этого, и мы должны защитить будущее нашего Оленинского района.

Сложившаяся, нездоровая политическая обстановка требует от нас ответственного подхода и ответственных решений. Именно таким решением стали изменения в Устав Оленинского района, вступившие в силу 22 марта 2019 года. Мы были вынуждены отменить партийные списки на выборах Собрания депутатов Оленинского района, прекрасно зная, что готовилась попытка протащить в районные депутаты мутных и одиозных личностей из 90-х годов за спинами известных региональных политиков – «паровозов» одного из списков. При всей важности развития партийной системы, я считаю, что сегодня единственный способ защиты района от прихода жуликов, маргиналов и дачников во власть – мажоритарная система, когда избиратели будут голосовать за конкретных кандидатов, которых они знают. Разумеется, сами кандидаты должны в любом случае выдвигаться от политических партий и подчиняться их решениям.

В частности, местное отделение любой из партий формирует свою позицию по кандидатурам, внесенным конкурсной комиссией на голосование депутатов при выборах главы района, которые предстоят нам в 2020 году. Для того, чтобы был обеспечен контроль за соблюдением партийных решений каждым из депутатов, отменено тайное, и введено открытое голосование по выборам главы. Депутаты обязаны придерживаться норм партийной дисциплины, тем более в таком важном вопросе.

В целях предотвращения управленческого коллапса в районе, поправками в Устав предусмотрено избрание главы района половиной, а не двумя третями голосов. Представляется очевидным, что сегодня в Оленинском районе нет ни одной политической силы, которая на предстоящих выборах возьмет две трети депутатских мандатов, и это само по себе станет мощным дестабилизирующим фактором на следующие пять лет. Поэтому норма для избрания главы 11, а не 14 голосами депутатов – прежде всего, защита Оленинского района от безвластия на предстоящий период.

В ближайшее время необходимо принятие нового регламента Собрания депутатов Оленинского района, с учетом сегодняшней политической реальности. В качестве одного из главных вопросов я вижу необходимость четко определить порядок выступлений депутатов нового созыва в муниципальных средствах массовой информации, чтобы поток информационных помоев, которыми сейчас заполнен Интернет, не полился на головы оленинцев через официальные СМИ после 2020 года.

Мы продолжаем политику обновления и омоложения руководящих кадров. Приход на ответственные должности значительного числа людей в возрасте около 30 лет нужен, прежде всего, потому, что мы не хотим оставаться на уровне прошлой и позапрошлой исторической эпохи. Мы строим будущее района, уже сейчас формируем его завтрашний день.

Важный вывод из омоложения кадров заключается в том, что у нас в районе есть немало активных, грамотных молодых людей, которые хотят и могут работать в интересах населения. Было большой ошибкой (в том числе и моей), когда молодежь долгое время не имела перспектив профессионального и карьерного роста. Сейчас мы эту ошибку исправляем.

Наш район, вместе со всей страной, приступает к реализации национальных проектов. Это значит, что возникают совсем другие требования к качеству и оперативности работы наших служб, каждого из муниципальных служащих. Многим надо учиться работать заново, с учетом изменившихся требований. Необходимо помогать нашим коллегам адаптироваться к новым условиям, поддерживать тех, у кого получается эффективная работа. Но мы будем вынуждены расставаться с теми, кто не сможет соответствовать задачам сегодняшнего дня.
Оленинский район сегодня переживает очень сложный период. Дестабилизация обстановки произошла и продолжает происходить без каких-либо социальных и экономических причин. И сегодня для нас важнейшая задача – восстановить политическую стабильность в районе. Времени для решения этой задачи остается крайне мало.

***

Уважаемые депутаты!

В 2018 году мы продолжили развитие района, выполнение нашей совместной предвыборной программы и наказов избирателей.

Стали значительно лучше наши дороги, выросло число отремонтированных домов. Проведен первый этап масштабной модернизации уличного освещения, которая в основном завершится к июлю 2019 года. Существенно выросли зарплаты, инвестиции и собственные доходы бюджета. Получили дальнейшее развитие социальная сфера, торговое обслуживание населения, фермерские хозяйства.

Оленинский район движется вперед. Он становится лучше, современнее, комфортнее для людей. Последовательно выступая в течение многих лет против «демократических и рыночных реформ», не допуская бизнес к какому-либо участию в управлении районом, мы в течение многих лет противопоставляем этим «реформам» свою альтернативу – политику здравого смысла и реальных дел для оленинцев.

2019 год – последний полный год нашей работы. Наш с вами срок полномочий выходит на финишную прямую. Это само по себе требует от всех нас активных действий по завершению реализации нашей предвыборной программы 2015 года. В ближайшие месяцы успешно завершится многое из того, что начиналось и планировалось несколько лет назад.

И мы уже сейчас активно планируем свою работу на 2020 год, который достойно подведет черту под значительным этапом в жизни и истории Оленинского района.

Спасибо за внимание!