Громовка – место нашей скорби

22 июня для каждого жителя России и республик ближнего зарубежья является не простым днем календаря, а датой, носящей имя собственное, давшее начало самым страшным и трагическим событиям за всю историю российской государственности – Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

В нашей стране нет ни одной семьи, которую бы обошло горе военного лихолетья и которая не проводила бы на фронт хотя бы одного мужчину – отца, сына, мужа…

В ходе войны кто-то потерял своих близких, получив «похоронку». Кому-то пришло сообщение с сухой короткой надписью: «Пропал без вести…». Кто-то вернулся домой с фронта инвалидом. А кто-то пришел здоровым и невредимым, но с опаленной навсегда душой и незаживающей раной на сердце от потерь своих боевых товарищей… Это все – солдаты. У каждого из них своя судьба и своя отдельная неповторимая история, каждая из которой заслуживает отдельной страницы в книге истории.

Но война не выбирает себе жертв. Она безжалостна ко всем – как к военным, так и к мирному гражданскому населению – детям, женщинам и старикам. А особенно к тем людям, которым в тот или иной период войны довелось проживать на оккупированных территориях. И в данном случае, каждый населенный пункт, вне зависимости, будь то город или небольшой хуторок, может рассказать нам свою отдельную трагическую историю, которая также заслуживает особой памяти потомков…

Одна из таких трагедий произошла в Оленинском районе в период его оккупации…

…Шел второй месяц войны. Тогда никто из жителей района не мог даже представить себе, что через три месяца подразделения Вермахта и карательные отряды СС принесут на оленинскую землю свой «новый порядок». Первые подозрения о том, что, возможно, линия фронта скоро будет проходить по территории района, возникла у людей не из сводок Совинфорбюро, а по причине той активности, которую проявляли воинские подразделения Красной армии, приступившие к строительству различных оборонительных сооружений. Советское командование все чаще мобилизовало трудоспособное население из числа работников предприятий поселка Оленино и колхозников к выполнению различных видов работ. В основном люди были задействованы на строительстве ДОТов и копке противотанковых рвов, которые входили в единую систему линии обороны на подступах к двум районным центрам – п. Оленино и селу Молодой Туд.

К сожалению, использовать в полном объеме недостроенную данную линию обороны Красной армии не удалось. Причинами этого стали: быстрое наступление немецких войск и обход ими п.Оленино в направлении п. Селижарово, что в какой-то степени сорвало некоторые планы советского командования.

В октябре 1941 года первые подразделения Вермахта вошли на территорию Оленинского района. Вели себя немцы везде по-разному. В какой-то деревне они, не трогая жителей, тихо и спокойно проводили свое расквартирование. Где-то, выгнав людей на улицу, объявляли о введении «нового порядка», который всем принесет свободу от «красной большевистской чумы», прививая «принципы европейской цивилизации». Но в большинстве случаев вход нацистов в сельские населенные пункты начинался с мародерства, хаотичной стрельбы из автоматического оружия по жилым домам и зверствам, которые немцы могли безнаказанно позволить себе.

Деревню Громовка эта беда также не обошла стороной. Громовчанам, по сравнению с большей частью оккупированных сельских населенных пунктов района, повезло меньше, потому что вместе с подразделениями Вермахта в нее входил также один из карательных отрядов СС, который состоял из лиц славянской национальности и финнов. Они вошли с северо-восточной части деревни. Жители Громовки уже тогда были наслышаны о том, что «немецких солдат в серо-зеленых шинелях сильно бояться не надо, но если придут те, кто в черной форме – ждите беды…» – так люди передавали друг другу из уст в уста краткую, но в тоже время очень точную информацию, дававшую оценку оккупантам.

Через несколько дней после того, как фашисты разместились в Громовке, каратели приступили к своей «работе». Они пригоняли в деревню мирных жителей из близлежащих населенных пунктов и размещали их в одном из амбаров, который мог вместить в себя около 200 человек. Там же производилась так называемая сортировка людей. Юношей и девушек готовили к отправке на работу в Германию. Тех, кто вызывал какие-то подозрения – связь с партизанами, имел родственников из числа командиров Красной армии или коммунистов, а также тех, кто был сам коммунистом или комсомольцем – отводили к противотанковому рву и расстреливали. Хоронить тела убитых было строго запрещено. Но несмотря на запрет, нарушение которого каралось смертью, громовчанам все-таки удалось похоронить нескольких человек. Они глубокой ночью добрались до рва и закопали трупы. Но в другой раз им не повезло. Они были замечены немцами и на следующий день в отношении их была проведена показная казнь – они были расстреляны на этом же самом месте, без права быть похороненными.

После того, как в Оленино встал на постоянную дислокацию немецкий полк связи, к нему также был прикреплен еще один карательный отряд. В его штатный состав входило несколько оленинцев, давших клятву на верность фюреру. Один из них отличился особой жестокостью – издевательствами в отношении своих земляков. Многих оленинцев они передавали карателям из Громовки, которые не только без жалости и сочувствия, но с шутками и громким смехом, разносившимся далеко по всей округе, расстреливали детей, женщин и стариков.

Период массовых казней жителей Оленинского района на окраине Громовки относится к ноябрю 1942 – февралю 1943 годов. Если в конце 1941 года каратели расстреливали по 2-4 человека, то уже в конце 1942 года за один день было казнено 17 человек.

Всего за период оккупации фашистскими сподручными была казнена не одна сотня жителей п.Оленино и Оленинского района. Точное число жертв не установлено до сих пор. И, наверное, не будет установлено никогда. По окончании войны, в начале 1950-х годов проводились частичные раскопки на месте массовых расстрелов под Громовкой. Исследователями были подняты останки 221-го человека. Раскопка второй части захоронения была перенесена на другое время, но по каким-то причинам она больше не производилась.

На протяжении пяти десятков лет многим охотникам и грибникам из числа жителей п. Оленино, д. Глазки, д. Мясница, и д. Виловашки доводилось видеть страшную картину, когда водами реки Сишка вымывались различные фрагменты человеческих скелетов. Это говорит о том, что в период весеннего схода снегов и подъема уровня воды в реке происходило вымывание прибрежной почвы, в которой до сих пор хранятся непогребенные останки казненных людей, имена которых так и ушли в неизвестность. Последний факт страшной находки был зафиксирован в середине 1990-х годов, когда один из местных жителей, находясь на охоте, проходя вдоль берега реки, случайно обнаружил череп человека, о чем сразу же заявил в правоохранительные органы. В дальнейшем, после проведения соответствующей экспертизы, ему сообщили, что найденный им фрагмент действительно является черепом взрослого человека, гибель которого относится к периоду 1941-43 годов…

Сегодня благодаря трем сестрам – Татьяне Николаевне Оленик, Зое Павловне Громовой и Анастасии Павловне Улановой место на краю противотанкового рва у окраины д. Громовка увековечено. Там установлен Памятный знак о безвинно убиенных жертвах. Это было одной из главных целей всей жизни этих трех обычных женщин – сохранить память о своих земляках для будущих поколений. Когда-то Татьяна Николаевна сказала: «Я не смогу спокойно уйти до тех пор, пока это местечко под Громовкой не будет увековечено…». В 2012 году в период с февраля по март, когда все оленинцы отмечали День освобождения района от немецко-фашистских захватчиков, друг за другом, с интервалом ровно в 10 дней из жизни ушли стразу три сестры – Т.П. Оленик, А.П. Уланова и З.П. Громова… А может, это случилось именно так и именно в этот период потому, что они все-таки выполнили главную цель своей жизни и исполнили данное самим себе обещание?

Вечная память всем – бесследно ушедшим жертвам и тем, кто честно и добросовестно пронес помять о них через всю жизнь…