Сделаем шаг в будущее!

В последние годы Оленинский район добился серьезных результатов в развитии коммунальной и социальной сферы, дорожного хозяйства, благоустройства. Сделано немало по преодолению кризисных явлений в экономике, сокращению безработицы. В то же время результаты работы могли быть выше. Развитие района, его движение вперед сдерживается целым рядом объективных и субъективных причин, значительная часть из которых напрямую связана с реализацией реформы местного самоуправления на территории района.

Происшедшее с 2006 года, во исполнение действовавших на тот момент требований Федерального закона, разделение местной власти на уровень района и поселений, привело к дроблению небогатого местного бюджета на восемь частей, увеличению обязательного документооборота в восемь раз, росту управленческих расходов. Полномочия исполнительной власти оказались размыты между главами семи администраций, а представительной власти – между 92 депутатами, что, безусловно, очень много для района с населением 11 тысяч человек.

Для сравнения – в полумиллионной Твери 33 депутата, у нас – 92. Не слишком ли много? Эта, абсолютно неправильная, ситуация возникла не из-за каких-то ошибок в нашей работе. Это результат искусственного разделения власти на районный и поселенческий уровень. Денег в бюджете от такого разделения не прибавилось – скорее, наоборот. Прибавилось лишь количество различных документов, бюрократических процедур, согласований – и не только для чиновников и депутатов, но и для простых жителей района, которые, случается, просто не могут понять, в какую из администраций и с каким вопросом им нужно обращаться.

Администрация, депутаты района и поселений в сложившихся условиях сделали и продолжают делать все возможное, чтобы смягчить последствия этой, не до конца продуманной, реформы.

Четыре раза заключались соглашения о передаче полномочий от поселений к району, которые позволили сохранить социальную сферу на селе и упорядочили вопросы муниципальной собственности. Без этих соглашений, без передачи значительной части своих полномочий на уровень района, поселения просто не смогли бы сохранить на своей территории муниципальные предприятия ЖКХ в Оленино и Мирном, клубы и библиотеки на селе. Объединение администраций района и поселка, происшедшее в 2016 году, позволило значительно улучшить работу местной власти в районном центре, результаты которой все мы видим по состоянию дорог, участию поселка Оленино в программах ППМИ и «Городская среда», капитальному ремонту жилья и благоустройству.

Большая роль в слаженной и успешной работе местной власти на уровне как Оленинского района, так и всех поселений принадлежит партии «Единая Россия», решения которой последовательно проводятся в жизнь, имеют определяющее значение в жизни всего района.

Еще раз подчеркиваю, что сегодняшняя местная власть сделала все от нее зависящее, чтобы смягчить возникшие в условиях реформы местного самоуправления проблемы, во многом искусственно созданные начиная с 2006 года. Однако, о полноценном решении этих проблем речь не шла, и не могла идти в условиях законодательства, существовавшего до мая 2019 года.

Многие заметили, что в последние несколько лет снизилась оперативность решения текущих вопросов, с которыми обращаются жители. Это произошло не потому, что кто-то стал хуже работать. Причина совсем в другом. Обработка многочисленных бумаг, которыми завалены как район, так и каждое из поселений, и документооборот который вырос в разы, очень серьезно вредит реальной и содержательной деятельности по решению проблем населения. Приходится готовить и принимать очень большое количество формальных и ненужных документов, связанных с взаимодействием района и поселений – формально независимых друг от друга уровней власти. Вся эта бессмысленная и бессодержательная работа отнимает не только силы и средства – но, главное, замедляет время на решение проблем, которые стоят перед оленинцами.

В этих условиях вопрос о восстановлении единой системы управления (более простой и оперативной), единого бюджета, единой муниципальной собственности превратился в главный вопрос для района.

Совсем недавно у нас впервые появилась реальная возможность преодолеть отрицательные последствия прошедших реформ, снизить бессмысленную бюрократию, сделать больше, чем делается сейчас для успешного развития нашей Оленинской земли, улучшения финансового состояния района, участия в областных программах.

Федеральный закон №87-ФЗ от 01.05.2019 г. предоставил возможность создания нового типа муниципальных образований – муниципальных округов на базе существующих районов. Решения о создании муниципальных округов уже приняты в Весьегонском и Андреапольском районах. На многих территориях по всей России этот вопрос сейчас обсуждается. Популярность нового закона совсем не удивительна, если учесть те очевидные преимущества, которые возникают при создании муниципального округа.

Единая система управления. На всей территории действует один депутатский корпус – 20 депутатов, а не 92 – и единая администрация. При этом власть из села никуда не уходит: работники поселений остаются на своих местах, а администрации поселений становятся территориальными органами администрации округа. При этом полномочия сегодняшних выборных глав поселений в качестве назначенных начальников территориальных управлений не сократятся, а даже расширятся благодаря тому, что при отмене разделения объектов на «районные» и «поселенческие» они станут полноценной властью на своих территориях.

Сегодняшние главы поселений, оставшись на своих местах с новым названием должностей, смогут гораздо меньше времени тратить на бумаги, и гораздо больше времени – на проблемы своих территорий и жителей. Чем проще система управления – тем она ближе к нуждам и проблемам людей. И, наконец-то, у нас появилась реальная возможность сделать систему управления намного проще, чем сейчас – примерно такой она была до 2006 года.

Сразу отмечу, что в муниципальном округе сельские населенные пункты никак не меняют свой статус. Меняется только система управления – но сами по себе поселок, села, деревни и их жители остаются в том же правовом положении, как и сегодня. Сохраняются в полном объеме все существующие льготы, налоги, тарифы для сельского населения. Все это четко отражено в законодательстве.

Единый бюджет. Разделение сегодняшнего бюджета района на восемь частей (район и семь поселений) ведет к распылению расходов, от которого, прежде всего, страдают сельские поселения. Доходы поселений зависят, в основном, от налогов на землю и имущество, собираемость которых самая худшая. Единый бюджет позволит улучшить планирование расходов, сделать его более равномерным, значительно смягчить сегодняшние финансовые проблемы района и особенно – поселений. Создание муниципального округа расширит возможности для участия в областных программах, в том числе на сельских территориях, приведет к экономии расходов на управленческий аппарат.

Снижение документооборота. Сегодня значительная часть работы всех органов власти связана не с решением конкретных проблем жителей, а с постоянной перепиской каждой из семи администраций и восьми представительных органов (район и все поселения) с различными исполнительными и контролирующими органами, а также между собой. Это вызвано ни чьим-то желанием, а требованиями законодательства и федеральных органов – одинаковыми для района и каждого из поселений. Именно подмена конкретных дел громоздким документооборотом превратилась в главный тормоз для эффективной работы власти на местах. Создание муниципального округа позволит снизить бумажную писанину, бессмысленную для жителей, в восемь раз, и высвободить значительное число чиновников, занятых бесполезной работой.

Большинство из них сосредоточится на действительно полезных и содержательных делах. Часть управленческого аппарата можно будет сократить, сэкономив бюджетные средства.

Единая муниципальная собственность. Разграничение собственности между районом и поселениями – не до конца продуманное и постоянно меняющееся, с регулярной передачей некоторых муниципальных объектов «туда и обратно» – создает дополнительные проблемы для эффективного управления районом. Существует реальная опасность коммунального коллапса в поселке Оленино с 2021 года, когда, по окончании действующих соглашений, вся система ЖКХ может оказаться возвращенной из района в городское поселение, которое не сможет полноценно управлять этой важнейшей отраслью. Сегодня нет полной гарантии, что все соглашения будут продлены на следующие пять лет, и думаю, что это понимают все. Создание муниципального округа – единственная защита жителей от таких, крайне негативных последствий.

Расширение участия в программах. Развитие любой территории сегодня основано, прежде всего, на участии района в областных и федеральных программах. Возможности муниципального округа по привлечению областных средств оказываются шире, чем отдельно у района и у поселений. Например, сегодня поселения не могут участвовать в ППМИ с объектами культуры и водоснабжения, потому что эти объекты переданы на районный уровень. При единой муниципальной собственности таких ограничений уже не будет, и муниципальный округ сможет участвовать в ППМИ по любому из направлений, предусмотренных программой.

Я убежден, что создание муниципального округа, которое с мая 2019 года допускается законодательством, будет означать исключительно важный шаг в будущее. Это будущее окажется намного лучше, чем сегодняшний день. Появятся новые возможности для развития. Резко повысится эффективность управления. Район сможет вновь, как это было до 2006 года, объединить все финансовые ресурсы, направляя их на решение главных проблем населения – гораздо успешнее, чем это происходит сегодня. Мы раз и навсегда избавимся от избыточной и бессмысленной бюрократии, которая превратилась в одну из главных проблем, сдерживающих наше движение вперед.

Сделаем шаг в будущее! Откроем новую, очень достойную страницу истории нашей оленинской земли!

О. ДУБОВ, глава
Оленинского района