Школа Рачинского – дар русскому народу

Народный быт матушки-России с его уникальной традицией – певческое и иконописное искусство, ведение сельского хозяйства, наконец, ратный труд – все это еще не так давно вращалось вокруг православной традиции.

И русская школа вышла из недр народного жизнеустройства. Удивительно, как Сергей Александрович Рачинский (1833–1902), дворянин по происхождению, выходец (в XVII в.) из польской шляхты, воспринял и взрастил в своей душе это народное самосознание, отчетливо понял народные нужды и запросы своего времени.

Многие из дворян конца XIX века заботились о просвещении своих крестьян. Почти в каждой дворянской усадьбе были устроены школы, помещики сами подчас обучали крестьян грамоте, нанимали мастеров по ткацкому, сароваренному делу и мн. др. До революции 1917 г. в России успешно развивалась педагогическая практика П.А.Кропоткина, К. Вентцель, Л.Н.Толстого С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко. Создали свои школы княгиня М.К. Тенишева, графиня Е.Б. Ефимовская (будущая игумения Евдокия, прославленная в лике святых Сербской церкви, работала в школе Рачинского в Татево и перенимала его опыт).

С.А. Рачинский однако единственный из них смог создать в своем родовом имении Татево Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский р-н Тверской обл.) образцовую народную церковную школу, которая выросла в целую сеть школ, была дополнена такой важной для народа составляющей, как дело трезвости, что подвигло родителей отнестись к чрезмерному употреблению спиртного, как к вредоносной проблеме, в которую поневоле вовлечены дети. Школа Рачинского имела выверенный строй занятий. Изучали русское письмо, русское чтение, но в первую очередь – церковнославянское чтение. Рачинским был разработан задачник для устного счета (ныне переизданный), введены предметы: иконопись и рисование, церковное пение. Помимо грамотности дети получали начальные навыки слесарного дела, пчеловодства, цветоводства, садоводства. Учитель Рачинский сам участвовал во всех теоретических и практических школьных занятиях. «Я буквально с утра до вечера учу и учусь», – писал он.

Даже в советское время, когда практика Рачинского была предана забвению, в редких упоминаниях о нем говорилось: педагог-подвижник. Школа Рачинского была симфонией с церковью. За это его ругали при жизни приверженцы нового тогда материалистического учения, а уже после революции и вовсе – кляли и поносили в угоду новой власти, как мракобеса и царедворца (несколько поколений Рачинских –военные, в том числе участники Отечественной войны 1812 года).

В чем подвиг Рачинского? Не в том ли, что он смог смириться, монашески умалиться, стать частью крестьянского мира? Этот образ согбенного, изможденного трудом и болезнями учителя мы видим на известной картине Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе Рачинского» (1895 г.). Картина находится в Третьяковской галерее, а ее репродукции переходят сейчас из советских учебников в книги по школьной тематике или крестьянскому быту. Академик Н.П. Богданов-Бельский – самый известный ученик Рачинского, для которого учитель был благотворителем и попечителем всю жизнь.

Это смирение родовитого, высокообразованного человека, наверное, и помогло поднять ему великие труды на ниве просвещения народа. Рачинский выучил сорок учителей, многие из которых стали священниками (Сергей Толстой) или дьяконами, как мой прапрадед Александр Кочкарев. Осмелюсь дерзновенно предположить: ученик Рачинского протоиерей Александр Васильев, ставший законоучителем царских детей и выдающимся проповедником православия в предреволюционном Петрограде, прославил своего учителя в этой жизни и в будущей… Святой мученик, пострадавший в Петрограде 5 сентября 1918 года – в первый день красного террора.

Сергей Александрович твердо верил: «Современная Россия не вся в поругании святыни, в хищениях и глумлениях, во лжи адвокатских речей и журнальных писаний, в тупом разгуле кабака и в откровенном разврате образованных классов. Есть течения иные, сокровенные и глубокие, есть чистые люди, есть добрые дела…».

Благотворительность и забота о ближних были заложены в воспитании русского человека любого сословия. Братья Сергей и Константин Рачинские еще в студенческие годы организовали на свои средства благотворительный фонд для малоимущих студентов. Так, на деньги Рачинских будущий ученый А.Г. Столетов, открывший впоследствии первый закон фотоэффекта, был отправлен на обучение за границу.

С.А. Рачинский закончил физико-математическое отделение Московского университета, затем учился у немецких ботаников в Берлине и Веймаре. Защитил магистерскую, а в 24 года – докторскую диссертацию. Вернувшись в Москву, основал кафедру физиологии растений в Московском университете и десять лет был ординарным профессором на кафедре. Период московской жизни для Рачинского – это знакомство и дружба с П.И. Чайковским (композитор посвятил ему свой Первый струнный квартет), со Л.Н. Толстым (здесь и соратничество на школьной ниве, и расхождение на церковной почве), с Тютчевыми, К. Павловой. Весь этот багаж знаний и круг знакомств был перенесен Рачинским в родное имение Татево, и – представьте себе – в сельскую школу.

Создав уникальную Русскую школу, по образцу которой возникли школы в Англии и в Японии (!), Рачинский принял активное участие в разработке реформы образования в России под руководством К.П. Победоносцева. Среди советников Константина Петровича была также его супруга Екатерина Александровна – устроительница Владимирской гимназии в Петербурге, сестры А.Ф. и Е.Ф. Тютчевы, баронесса А.Ф. Раден – общественный деятель, фрейлина великой княгини Елены Павловны, состоявшая в дружбе с И.С. Аксаковым, Б.Н. Чичериным, Ю.Ф. Самариным. Дневники С.А. Рачинского 1882–1896 гг. – времени его частого пребывания в Санкт-Петербурге – говорят об их неутомимой деятельности по усовершенствованию реформы образования, в частности, об участии Сергея Александровича в 1882 г. в работе созданной при Синоде комиссии по возрождению церковно-приходских школ. Вопрос, почему не были в полной мере осуществлены наработки Победоносцева и Рачинского по реформированию школы, требует сегодня особого изучения.

Для времени 1870–1900 гг. деятельность С.А. Рачинского явилась как руководство к действию огромного числа педагогов, а его посыл просвещать народ, утверждая его в православной вере, имел стратегические задачи в предчувствии революционной волны, которая за минувшие десятилетия вымыла сознание многих наших соотечественников, опустошив их духовно.

К вопросу о «непросвещенном народе» следует сказать, что церковно-приходских школ в Смоленской губернии к 1902 г. было 916. В них обучалось 34 525 детей: 26 399 мальчиков и 8 126 девочек, как значится в «Обзоре Смоленской губернии за 1902 г.».

Татевская школа никогда не закрывалась: летом здесь занимались певчие и художники, под руководством Сергея Александровича юноши готовились к поступлению в духовные училища. Каждое лето у Рачинского проводил его крестник Сергей Сеодзи – японец, новообращенный в православие святителем Николаем (Касаткиным) – земляком Сергея Александровича.

Последние годы жизни Рачинский был попечителем церковных школ 4-го благочинного округа Бельского уезда Смоленской епархии. С 1899 г. – почетным членом Епархиального училищного совета.

Труды С.А. Рачинского занимают достойное место в сокровищнице русской мысли, являются важной скрепой в истории русской педагогики и дают пример созидания нравственно здорового общества.

На деятельность педагога-просветителя Сергея Александровича Рачинского в 1870-х – 1900-х годах откликнулись сотни тысяч людей разных сословий в России и зарубежом. Откликаются и сегодня. Те школы, которые в 1990-х годах восприняли опыт школы Рачинского, сегодня – лучшие школы в России.

Сельская школа, о которой так радел Рачинский, сегодня призвана еще и сохранить село, деревню. Как говорят протоиерей Виктор Салтыков и матушка Наталья Бухарова, сохранившие от закрытия сельскую школу в селе Костяево Ивановской области: «Деревню не надо спасать, в ней надо жить». Каждая сельская школа – это не только очаг спасения села, но и колыбель будущего процветания страны уже потому, что единственный на определенное поколение поэт наверняка придет из деревни и скажет обо всем народе, как говорили о нем Пушкин и Лермонтов, воспитанные с детства в сельских усадьбах, Твардовский и Рубцов.