Олег Дубов: «Вывести депрессивные территории из кризиса могут только сильные и опытные главы»

Не секрет, что целый ряд муниципалитетов в области живет в ситуации многолетних политических кризисов и социально-экономической депрессии. Самое время задаться вопросом: а какими же качествами должен обладать глава сложного муниципального образования, чтобы вывести территорию из кризиса и вернуть ей управляемость? Чем этот человек должен отличаться от любого другого управленца?

Об этом мы беседуем с главой Оленинского района Олегом Дубовым – одним из самых опытных муниципальных политиков и руководителей в Тверской области.

– Олег Игоревич, мы все так привыкли, что Оленинский район бьет рекорды по сданным объектам ППМИ, гремит на федеральном уровне и всегда на слуху, что уже даже как-то подзабылось: много лет назад, когда Вы стали главой Оленинского района, это был настоящий медвежий угол, запущенный, депрессивный край. Вы-то сами помните, с чего начиналась Ваша муниципальная карьера?

– Не просто помню. Могу даже пересказать два характерных сюжета из оленинской жизни середины девяностых годов. Я прибыл в район в командировку в должности заместителя губернатора, зная, что в скором времени мне предстоит возглавить эту территорию, и решил заранее погрузиться в местную проблематику. Я знал: в Оленино развалена инфраструктура, и особенно ЖКХ, – как раз поэтому и принималось кадровое решение относительно моего предшественника. Но даже не представлял масштаб бедствия. В центре поселка в мой первый приезд (дело было ранней весной) люди выталкивали мою машину с номерами «004», которая застряла в луже. Люди в Оленино ходили по грязи в резиновых сапогах – сейчас ходят по ровному хорошему асфальту. Уже вступив в должность и заходя в многоквартирные дома, я обнаружил, что в большинстве квартир, несмотря на имеющееся центральное отопление, сложены печки, просто потому что отопление существовало формально, на бумаге. Было ясно: люди не ждут от местной власти ничего хорошего, а отопительные сезоны регулярно срываются.

Мой первый рабочий день, 24 мая 1996 года, совпал с последним звонком. Тогда я пришел в Оленинскую среднюю школу и был шокирован ее состоянием, особенно окнами, где вместо стекол стояла фанера. Кстати, недавно эта же школа, находящаяся сегодня в идеальном состоянии, получила грант в размере 1 миллиона рублей – пользуясь случаем, хочу отметить активную позицию директора школы Ирины Дибковой и ее личный вклад в это достижение.

Вот с таким «наследством» я принял в 1996 году Оленинский район. За это время он стал совершенно другим. И очевидно, что он стал лучше.

– Сразу ли удалось войти в курс дела, разобраться в районных проблемах и понять, как функционирует хозяйство?

– Конечно, нет. Уверяю вас, любому человеку, впервые возглавившему район, нужен как минимум год, чтобы войти в работу. А если речь идет о сложной территории, где все развалено, нет районной команды и гуляет протест, то адаптация займет два-три года. И если глава окажется в этот момент без поддержки и советов опытных коллег, территория за это время может окончательно уйти на дно.

До того как стать главой, я уже имел за плечами политический опыт. Был депутатом Законодательного собрания и знал, как формируется бюджет, как деньги распределяются территориям, где возможности получения дополнительного финансирования из областного и федерального бюджетов. Мне довелось поработать и в областных органах исполнительной власти. Не секрет, что я заходил в Оленинский район при полной поддержке региональной команды и лично губернатора Платова: Оленинскому району в тот момент дали зеленый свет по всем областным программам и при формировании бюджета мне была оказана мощнейшая политическая и административная поддержка на первых выборах. Говоря проще, мне как начинающему главе (а я был к тому же в свои 28 лет самым молодым муниципальным руководителем в регионе) создали идеальные условия для того, чтобы войти в работу. Но даже при всем при этом на адаптацию мне понадобился год, и в течение этого года я каждое свое решение и действие согласовывал в различных областных кабинетах, где более опытные и старшие коллеги детально и пошагово объясняли мне, что и как нужно делать. Реально моя работа стала самостоятельной после года работы, когда я и сам вошел в курс дела и, победив на выборах, значительно обновил управленческую команду района.

– Помним, как одна чиновница, которая два срока была главой крупного города, призналась нам как-то в приватной беседе, что первые два года просто не знала, за что хвататься, и элементарно не знала, в какие областные программы может вступить муниципалитет, как составить заявку, в какой кабинет ее отнести.

– Именно поэтому мнение, что успешным главой территории может стать абсолютно любой человек, в корне неверно. Я глубоко убежден, и говорю об этом годами, что к муниципальному управлению нельзя подпускать представителей бизнеса, нацеленных на зарабатывание денег. Даже если эти люди не решатся работать на личный кошелек, у них, в любом случае, есть свои бизнес-обязательства. Главой района должен быть человек, который никому не должен и никому не обязан, кроме государства, региональной власти и населения. Он обязан быть в хорошем смысле слова чиновником, слугой государевым. Это первое и главное условие успешной работы.

А куда заводят территорию главы-бизнесмены, мы видим на печальном примере Кимр. Думаю, никто не назовет экс-мэра Литвинова глупым или некомпетентным чиновником, но этот руководитель работал годами не на город, а на интересы определенного бизнес-сообщества, воспринимая городское хозяйство как сугубо коммерческую отрасль. В итоге Кимры зашли в тупик, в городе сегодня тяжелый политический и социально-экономический кризис, и территорию из него вручную выводит руководство области и лично губернатор.

– Вы упомянули о том, что до прихода в Оленинский район были депутатом областного парламента.

– Я до сих пор жалею, что, сославшись на принцип разделения ветвей власти, главам муниципальных образований запретили одновременно быть депутатами Законодательного собрания. В этом, на мой взгляд, было куда больше плюсов, чем минусов. Помню, каким сильным был третий депутатский созыв, в котором как раз было восемь действующих глав. Обратите внимание, сейчас депутаты вносят не очень много поправок в областной бюджет. А в том созыве только я провел в областной бюджет примерно полсотни поправок. Депутаты вычитывали бюджет до каждой запятой, ведь от итоговых цифр зависела судьба их территорий. При этом имелись главы-депутаты, стоявшие на противоположных позициях, с противоположными интересами своих территорий (как я и бывший глава Ржева Александр Харченко). То есть при обсуждении бюджета звучали разносторонние аргументы, которые слышали и как-то оценивали другие депутаты.

Могу привести еще один показательный пример. Мы все помним печальное время, когда регионом руководили «эффективные суперменеджеры», которые не понимали и не любили тверскую глубинку, тверское село, стремясь его «оптимизировать» и, называя помощь сельским территориям «уколом в протез». Разумеется, главы районов, понимали, куда все катится и чем закончится. А поскольку многие из них были депутатами ЗС, в Тверской области случился удивительный прецедент: депутатский корпус отклонил предложенный бюджет на 2005 год и добился принятия его новой, гораздо более адекватной версии. До сих пор горжусь своим активным участием в тех событиях.

К счастью, с тех пор политика в регионе изменилась и стала вменяемой, оптимизации закончились, областное руководство во главе с губернатором настаивает на важности развития села, и причин для подобных историй нет. Зато появилась другая проблема: главы районов должны не только быть грамотными и опытными людьми, чтобы входить в областные программы. От руководителя территории требуются гораздо более высокие, чем раньше, навыки планирования, чтобы заранее подготовить всю документацию, заложить в бюджет деньги на софинансирование, вовремя объявить конкурсы, и качественно, в срок выполнить все работы. Другими словами, чтобы успешно попасть в областные программы 2020 года, надо начинать подготовительную работу с весны 2019-го, уже к этому моменту ясно понимая, что надо сделать через год. И это – постоянный цикл планирования.

– Вы упомянули об областных программах. Тут, как известно, Оленинский район впереди планеты всей: речь не только об участии в программе ППМИ – есть шутка, что если в регионе появилась хоть какая-то программа или грант, где заложены деньги для территорий, Оленино обязательно поучаствует, выиграет и выгрызет. Только благодаря этому маленький Оленинский район, по большому счету, и выбрался в свое время из кризиса. Как должен вести себя глава сложной территории, чтобы использовать по максимуму возможности федерального и областного бюджета?

– Во-первых, хочу подчеркнуть: в настоящее время государством ежегодно принимается и запускается огромное количество различных программ и проектов. То же самое происходит на областном уровне. И если какая-то территория ни в чем не участвует, ответ может быть только один: либо не хватает инициативы, либо – компетентности.

Безусловно, руководители сложных территорий должны быть грамотными людьми и опытными управленцами, которые сталкивались с конфликтами и противодействием не в учебниках, а в реальной жизни, и понимают, что самое важное – это профессионализм. Сильный глава никогда не будет лежать на печи и никогда не изберет для себя удобную роль тихого функционера: чтобы найти финансирование, решить те или иные проблемы нужны выстроенные взаимоотношения с регионом, нужна постоянная работа со своим депутатом ЗС, с фракцией «Единой России» в областном парламенте, с партийными структурами. Есть очень много замечательных программ, с помощью которых можно решить много вопросов в сфере ЖКХ, благоустройства, социальной сферы. Только не ленись, подавай, вступай и участвуй.

Многие руководители муниципалитетов каждую неделю заглядывают в областной парламент, в правительство, встречаются с руководителями областных подразделений федеральных структур, лоббируя интересы своей территории.

Сильный глава нуждается в сильной профессиональной команде, ведь любое участие в программе – это всегда коллективная работа. Когда много лет назад я прибыл в Оленино, это была одна из серьезных проблем местной власти: каждый чиновник сидел в своем кабинете и вел какую-то работу, о которой не знал глава района. Не было ни системы, ни стратегии, ни долгосрочного планирования.

– Мы видим, что сейчас в муниципалитетах началась кадровая пересменка. На ряде проблемных территорий это не просто естественный процесс, но еще и вынужденная мера: вертикаль власти просто обязана до сложного электорального цикла – 2020 укрепиться и избавиться от безграмотных, недобросовестных руководителей, которые довели свои муниципалитеты до ручки. Но мы видим и опасную тенденцию: местные элиты, пользуясь ситуацией, усиленно лоббируют проводников своих мелких клановых интересов, вовсе не заботясь о будущем своих районов и городов. Могут ли такие люди что-то спасти, вытащить и развить? Можно ли им доверить территории?

– Я уже упомянул о том, что считаю бизнес и руководство муниципальным образованием несовместимыми вещами. Глава района, безусловно, должен выстраивать отношения с местными элитами, но ни в коем случае не должен быть исполнителем чьих-то бизнес-хотелок. Он обязан быть самостоятельным сильным человеком, способным и к рутинной, и к системной работе, не бояться ответственности и даже непопулярных решений, если они на благо государства и района.

Считаю, что в процессе кадровой ротации должна усилиться и роль партийных структур «Единой России». Недавно на федеральном уровне была дана оценка поведению членов партии, которые отправились на выборы в качестве самовыдвиженцев. Я с ней полностью согласен: партия должна функционировать как партия, и если ты не хочешь по каким-то причинам ее представлять на выборах, стоит, наверное, положить на стол партбилет.

В начавшемся процессе совершенствования местного самоуправления, создании муниципальных округов «Единая Россия» может и должна сыграть решающую роль – хотя бы потому, что сам этот процесс крайне важен и полезен для всего населения.