Хлебные крошки

Мне не дает покоя немецкий еж. Попалась в Интернете заметка. Обычная. В современной развязной манере: читаешь, то смеешься, то плюешься… Но тема для меня дорога, пришлось дочитывать: автор – русская девушка, в Германии она находит пострадавшего от автомобиля ежа, относит зверька ветеринару и получает за это массу морально-материальных благ. Еж благ получает еще больше: от современной специализированной реанимации до по-немецки скрупулезной бюрократической защиты. Такой, что если бы вам захотелось позаботиться об этом еже-инвалиде, то по немецким стандартам вы оформляли бы опекунство, как на ребенка. Со справками, начиная от психиатра и анализа вашей семейной психологической обстановки и завершая оценкой ваших жилищно-материальных условий: «не слишком ли, мол, бедны для ежа?».

Иду на работу. Легкий морозец. Во дворе нашего многоэтажного дома каждое утро накрошен хлеб, брошена на землю горстка крупы…

Под кустами – миски для голодных собак и кошек.

Наша «столовая» давно сформировалась: на питании стоит косматый огрызающийся Фредди, благородный Альфред и белая, навсегда пугливая Одноглазка. Иногда появляются новички. Забежит упитанная соседская дворняжка, подкрадутся подвальные кошки.

Сколько их, бездомных зверей? Столько же, сколько предательств и трагичных потерь в нашем древнем содружестве. Встречая бездомного пса, кто-то боится, кто-то кривится брезгливо, кому жаль от своего куска, кому-то просто жаль до слез…

И тогда появляются во дворах кастрюльки да миски, даются новые клички, заключается новый союз между человеком и зверем…

«Пора срочно что-то делать!» – кричат те, кто кривились.

«Нужен приют» – отвечают учредители мисок…

«Они опасны!». «Цепные намного опаснее…».

Приют? Или европейская система защиты животных? Или отлов? Отстрел?

Если разбираться и смотреть «в корень» проблемы бездомных животных, то снова придется обратиться к западному опыту: там при мощной поддержке государства существуют программы по контролю рождаемости бездомных животных, и их бесплатная своевременная стерилизация – вот основа успеха.

Беспризорных плодящихся котов там уже просто нет, а если один найдется, то на него давно очередь одомашнить. Брошенных животных тоже нет, поскольку хозяев для котейки или щенка находят задолго до их появления на свет, а от неправомерных действий по отношению к животным людей отучили строгие штрафы.

Вся система проверена, продумана и отработана до мелочей.

Подобные программы сейчас пробуют в наших столицах, дело понемногу движется, появляются спонсоры, добровольцы, пожертвования, но в регионах проблема безнадзорных животных гораздо масштабнее… По самым приблизительным оценкам в России около 19 миллионов бездомных собак, и в два раза больше кошек…

Что будет дальше? Варфоломеевская ночь 2018 года, когда перед футбольным чемпионатом вопрос бездомных собак решили по приказу самым кардинальным и позорным способом?

Вот он, пример загадочного русского «авось» в действии: взрастить себе проблему, победить ее крайними мерами, а потом гордиться, что сделано невозможное.

«Каким же способом будем решать проблемы мы, русские, – это показатель, прежде всего, государственной зрелости или все-таки народной? И бывает ли одно без другого?» – думаю я, начитавшись про счастливых немецких ежей, так уязвивших мою национальную гордость… Потом спускаюсь во двор, где между соснами насыпаны крошки ,и где голодный пес виляет мне хвостом, и все европейские программы, все мои великие вопросы о «государственной зрелости» растворяются в своем прекрасном далеко…

А ведь года три назад, когда собаки еще только привыкали к нашему двору, несколько этих прикормленных приблуд «заиграли» маленького ребенка, кусали, как кусают своих щенков, сбили с ног, напугали.

Напуганы были и жители, всем вспомнился тот страшный репортаж в СМИ, когда стая оголодавших и одичавших псов напала на ребенка…

Бабушки нашего подъезда и охали, и хаяли, и даже добрый охотник вызвался помочь… Родители решали, что делать…

И миски остались. Остались собаки, все до одной и поныне.

А как же дети? А дети растут во дворе, где добрые руки кормят голодных зверей, где каждое утро сыпят хлебные крошки…

Авось, глядишь, все и обойдется!

К чему все это? В нашем поселке на протяжении последнего времени жителей буквально терроризирует ротвейлер, который покусал и взрослых, и детей. Причем собачка вовсе не бездомная, но бегает в любое время. Как так получается, будем разбираться. Беспредел в районе улицы Чкалова давно уже бесконтрольный. И все молчат, только возмущаются пострадавшие и те, кому повезло – смогли отбиться от собаки.