Анастасия ЛЕБЕДЕВА: Случайности бывают счастливыми

Директор Холмецкой основной школы Анастасия Лебедева родилась в Комсомольске-на-Амуре. Один ее брат – в Фергане. Другой – в Белом. Училась в Белом и Торжке, жила и работала в подмосковном Нахабино. Все это – до того и для того, чтобы оказаться в деревне Холмец Оленинского района. Оказаться, как говорится, всерьез и надолго.

 

«Это был

какой-то знак»

 

– Папа у меня был деревенский, а мама – городская. Хотя и сейчас работает в Бельском районе дояркой, и одной из лучших. И как-то так получилось, что они оба «сватали» меня именно в сельское хозяйство. По их настоянию я поехала после школы поступать в Москву в «тимирязевку», но не поступила. И нисколько не огорчилась, скорее, наоборот. Пошла в Торжокское педучилище – к такой работе меня тянуло больше, хотя, признаться, в те молодые годы я сама не слишком понимала, кем хочу быть, в какой сфере работать. Но поступлению в педучилище, скажем так, душа не противилась, наверное, это был какой-то знак. Там же, в училище встретила будущего мужа, а по окончании с ним уехала в подмосковное Нахабино, где работала воспитателем в детском саду и заочно училась в Тверском университете. Получила диплом преподавателя начальных классов. Вот как-то так, зигзагами, можно сказать, цепью случайностей и пришла к нынешней профессии. И счастлива.

В своем рассказе Анастасия упустила одну деталь: муж, с которым она познакомилась во время учебы в Торжке, родом как раз из Холмеца. Поэтому после рождения ребенка, когда одновременно и обоюдно у супругов Лебедевых появилось желание вернуться в деревню, вопросов «куда именно», просто не возникало: конечно же, в Холмец. И вот – в 2017 году Анастасия вышла на работу в местную школу в качестве преподавателя начальных классов, а уже в следующем была назначена ее директором. Кто-то скажет: «головокружительный взлет». Но на самом деле, все вполне закономерно и обоснованно.

 

Работа на перспективу

 

– Меня уговорила Татьяна Николаевна Раевская, в то время директор школы. Поддержал и глава района. Почему именно меня? Я думаю, причин несколько. Ну, наверное, я все же неплохо работала, мне действительно нравилась эта работа, я приходила в школу, занималась с детьми часто и в выходные. Кроме того, и это ни для кого не секрет, в районе и у нас в Холмеце большинство учителей или предпенсионного, или уже пенсионного возраста. Это – прекрасные учителя с огромным опытом, великие специалисты, но сил-то у них все меньше. Многие просто устают до невозможности, готовы были бы уйти на пенсию, на отдых хоть сегодня, но их держит свойственная им ответственность, чувство долга. «Кто, кроме них? Кто вместо них?» А работа директора, что вполне понятно, занимает и еще больше времени, требует еще больше сил и нервов, чем у преподавателя. Поэтому, наверное, и идет у нас в районе такое обновление, омоложение кадров, в своем роде – работа на перспективу, которые, кстати, даются руководству с большим трудом.

Надо сказать, что школа в Холмеце в некотором роде особенная. По численности учеников она примерно на среднем уровне среди школ района. Но особое внимание в ней уделяется именно патриотическому воспитанию, памяти о Великой Отечественной войне. При школе есть и музей, куда приезжают даже из других школ, из других районов. Разумеется, есть и свое отделение «Юнармии» – новый директор озаботилась его созданием одной из первых в муниципалитете. Кроме того, школа – самая новая в Оленинском округе, построена всего 15 лет назад. Рядом – современная спортплощадка, лучшая среди всех деревень округа. Одним словом, школа примечательная, из тех, которые принято с гордостью демонстрировать различным гостям. Но вот, если сейчас в ней, включая дошкольную группу, учатся два десятка детей, то лет 40 назад каждый класс из восьми включал примерно столько же учеников. Не вернуть те времена?

 

Главное – сельское
хозяйство

 

– Я думаю, что вернуть можно, – считает Анастасия, – не сразу, конечно. Ведь что сейчас главное: чтобы люди оставались на селе или приезжали на село? Я думаю, все же не условия: они, вполне достойные для сельской местности, у нас уже созданы. Ну, а куда пойти работать? Скажем, в нашем поселении, условно говоря, есть школа, клуб, библиотека, торговые точки, и – все. Больше ничего. Есть, правда, один фермер, у него работает, наверное, около десятка человек. А куда деться остальным? Ведь для жизни, даже в селе, где цены не такие, как в городе, деньги тоже нужны, нужен постоянный заработок. А такой постоянный заработок здесь может дать только сельское хозяйство, развитие именно его. Да, можно ездить на работу, например, и в Оленино, но ведь и наш округ, и вся наша область всегда были и сейчас считаются все же аграрными. Думаю, нужно бы как-то активизировать работу именно в этом направлении. Хотя как именно, какими средствами – это очень сложный вопрос.

Впрочем, если отойти от вопросов глобальных и перейти к местным, то пожелания Анастасии тут же максимально конкретизируются. Что хотелось бы? Для школы – более современное оборудование, возможность полноценно присутствовать и работать в сети Интернет («Да, нацпроект «Образование» предусматривает многое, но хотелось бы, чтобы он дотянулся и до глубинки»), для поселения – построить дороги, к самому селу и внутри него, улучшить освещение, не отказались бы и от современного ФАПа («У нас есть фельдшер, но помещение, прямо скажем, не самое лучшее, не самое удобное для пациентов»), ну и, конечно, все те же рабочие места («Наверное, можно было бы открыть какие-то маленькие производства, мастерские, чтобы у людей была работа и какой-никакой заработок»).

Так что есть мысли, есть предложения, болит душа за будущее теперь уже родного села. А пока – работа. Как и положено настоящему педагогу – без выходных. «Даже в футбол с детьми играю», – признается Анастасия. И неслучайно, наверное, в прошлогоднем районном конкурсе «Учитель года» она стала победителем в номинации «Молодость и талант». Ибо и то и другое у нее определенно имеется. А с ними – и большое будущее.