Газеты – это летопись

Сколько бы не утверждали некоторые, особо продвинутые, граждане о том, что «вот-вот, и останется один только Интернет», но Интернету, даже в нашей, не самой передовой, стране пошел уже третий десяток лет, а остался совсем даже не только он. Осталось (и развивается!) и телевидение, и радио, и те же газеты. И, надо сказать, в целом даже не потеряли своей популярности. Хотя, разумеется, представлены теперь и в том же Интернете – как бы на дополнительной своей площадке. Какая для людей привлекательнее – старая основная или новая дополнительная – достоверно не известно и по сию пору.

 

«Старейшая» еще жива

 

Однако же напомним, что из всех перечисленных именно газета является старейшим средством массовой информации. Известна масса случаев, когда, случайно или намеренно, уничтожались целые архивы радио- и видеозаписей, библиотеки, совсем недавно горячо обсуждалось то, что в частные, неизвестно чьи руки, ушла, вместе с сотнями тысяч своих записей, и бывшая фирма «Мелодия»… То же самое – увы – происходит зачастую и с газетами. Хотя, как ни странно, надежд на то, что их удастся-таки сохранить, все же немного больше.

Почему? Позволим себе небольшое отступление, чтобы было понятнее. Дело в том, что существуют так называемые «депозитарии» – ряд учреждений регионального и федерального уровня, в адрес которых в обязательном порядке должен отправляться каждый выпуск любого официально зарегистрированного печатного СМИ. Таких адресов несколько, всего – около десятка. В их числе, к примеру, и Тверская областная библиотека имени Горького, и Российская государственная библиотека в Москве, и Национальная библиотека в Санкт-Петербурге. Обязанность таковая была вменена издателям разумеется не во времена Салтыкова-Щедрина, а существенно позже. Не забудем и про революцию, и про войны – Гражданскую и Великую Отечественную. Вспомним и про уже упомянутый хаос «перестройки» и, наконец, про то, что области и районы время от времени меняли свои границы и административное деление.

Что в сухом остатке? – То, что, например, в областной библиотеке имени Горького относительно полный архив районных газет исчисляется лишь примерно с 50-х годов прошлого века. Да и то – лишь относительно полный. Архив областной газеты, конечно, более обширен, да и в федеральных депозитариях она, как правило, имеется. А вот с районками – проблема… Хотя именно районки, по словам заведующей отделом консервации библиотечных фондов «горьковки» Аллы Петровны Зеленской и ведущего библиотекаря того же отдела Елены Юрьевны Шиманской, и являются основной летописью своих территорий. Именно районки – даже не областные газеты. Именно в них – то, что называется «землей», «глубинкой» – именно в них большие и маленькие заботы, проблемы, радости простого народа. А выпусков районных газет как раз сохранилось очень мало.

 

Подержать в руках

 

В этом году Тверская областная общественная организация «Тверское библиотечное общество» выиграла президентский грант по теме «Непереизданная история подвига Советского солдата на страницах газет Тверской области 1941-1945 годов». Расшифровываю: речь идет о сохранении именно бумажных версий газет, самых что ни на есть первоисточников. Причем, что неудивительно в год 75-летия Великой Победы, именно военного времени, и именно тех районов, что непосредственно прилегали к линии фронта. В том числе и Оленинского.

Сохранить бумажные выпуски газет на самом деле очень сложно и дорого, сделать это без средств гранта заведомо не удалось бы даже в небольшом объеме. Газеты отправляют в Москву, в реставрационную лабораторию Российской государственной библиотеки, где их сначала, условно говоря, «моют» – удаляют въевшуюся грязь и пыль. Затем покрывают специальным щелочным составом («формируют щелочной резерв») – чтобы нейтрализовать действие кислоты, выделяющейся со временем из бумаги и краски. И лишь после этого упаковывают в коробки из специального же картона и отправляют обратно. Происходит, в своем роде, «консервация» бумажного выпуска, позволяющая ему просуществовать еще какое-то количество лет.

Но, разумеется, не вечно. И пока эти выпуски живы, важно, чтобы их увидели, подержали в руках как можно больше людей, особенно молодых. Ведь именно они – живые, хоть и бумажные, свидетели того времени. И пусть подрастающее поколение прочитает само, как, например, уже через месяц после освобождения Ржева, в котором в тот момент оставалось всего лишь несколько сот человек, в районной газете уже обсуждались темпы весеннего сева и начало занятий сразу в двадцати школах! Разве поверишь в такое, если не увидишь своими глазами, да еще в первоисточнике? А скоро увидеть это сможет каждый. В рамках гранта запланирована и масштабная экспозиция газет, и экскурсии, и даже прямой телемост между библиотекой и районными школами.

 

Кто оцифрует
историю?

 

Но первоисточники стареют, ветшают и в результате – исчезают. Как их не консервируй. Приходится искать иные методы. Еще в советские времена была запущена программа микрофильмирования газет, но только областного уровня. Продолжается она и сейчас, первые (оригинальные) копии микрофильмов хранятся централизованно под семью замками, но, опять же, эта программа никак не затрагивает районки. Более того, программа цифровизации библиотечных фондов предусматривает пока в первую очередь цифровизацию именно книг, а не газет! Хотя, казалось бы (если, конечно, речь не идет о каком-то раритетном издании), где логика? Книги – они переиздаются, а вот газета – продукт эксклюзивный, штучный, «разовый»… О необходимости сохранения именно газет, причем включая и районные издания, любыми способами – хоть микрофильмированием, хоть простым сканированием – говорят уже многие и говорят давно. В некоторых областях, в том числе и в нашей, такая работа уже ведется, но, разумеется, не так быстро, как хотелось бы.

– Взять хотя бы простое, на первый взгляд, сканирование, – рассказывает Алла Петровна, – На самом деле оно не такое и простое. Причем очень небыстрое и очень объемное – с учетом того, сколько страниц надо бы оцифровать. Листы ветхие, нужна аккуратность. Размер – довольно большой. И надо ведь не только отсканировать, но и специальными программами улучшить изображение, чтобы была видна каждая буква. В результате, нужно положить созданную копию именно туда, куда нужно – без четкой систематизации вся эта работа пойдет насмарку.

– Да еще ведь и нужно найти, что сканировать, – продолжает Елена Юрьевна. – Вот взять даже «Пролетарскую правду», областную газету. У нас в библиотеке ее выпусков времен войны было всего лишь около 60%. С помощью других библиотек удалось довести объем (правда, уже учитывая и цифровые копии, сканы) примерно до 90%. Но ведь все равно это не все! А если говорить не только о военном времени, то – не поверите! – у нас нет, например, даже самого первого выпуска этой, когда-то главной областной газеты! Что уж тут говорить…

И это очень печально, потому что именно так мы и теряем свою летопись, свою историю.