Сергей Крупнов: Сельская школа – это большая семья…главное в которой – формирование нормальных человеческих качеств

Школьных зданий в деревне Глазки два: начальная школа, которая была здесь давно, и основная, обосновавшаяся позже в бывшем жилом доме по соседству с начальной. Когда-то здесь было много детей, вот и создали ее при помощи районной власти. Напротив – детский сад, к которому тоже когда-то пришлось даже делать пристройку – не вмещал он всей детворы. В общем, этакий детский образовательный городок возник посреди Глазков. Правда, детей в нем сейчас существенно меньше, чем в былые времена. В основной школе сейчас чуть больше 30 учеников, что по нынешним меркам, скорее, даже много, чем мало. А руководит ею – Сергей Крупнов, пришедший сюда в 2006 году, а до того поработавший и в ныне закрытой Талицкой сельской школе, и в Оленинской основной, и в Оленинской средней.

 

Меньше
числом – лучше
качеством

 

– Работа учителя сельской малокомплектной школы совсем не так проста, как думают некоторые, – рассказывает он. – Я знаю, многие считают так: учеников меньше, пусть и учителей меньше, зато им проще. Если бы! Приведу простой пример. Скажем, преподаете вы какой-то предмет в большой школе, в трех пятых классах – так вы и план пишете один, на все эти три класса. А если вы ведете и пятый, и шестой, и седьмой, да не по одному предмету? Сколько планов вам нужно подготовить и утвердить? Но это только официальная, канцелярская часть работы, которая, кстати, отнимает немало сил и нервов. А есть еще непосредственно педагогическая, которая тоже существенно различается в случае, если в классе тридцать человек или, например, три. А то и один. Тут уже все сдвигается в сторону чуть ли не индивидуального обучения, что тоже специфично. При этом, если говорить о меркантильном, например, единые тарифные сетки учителей по всей стране, без деления на городских и сельских, так до сих пор и остаются несбыточной мечтой.

Да, специфично, но многие считают, что выпускники именно малокомплектных сельских основных, а затем и районных средних школ более образованны, в большей степени способны к самостоятельному мышлению, даже более талантливы, чем выпускники стандартных школ больших городов. А ведь эти таланты надо обнаружить, и это мышление надо развить! И если это произошло, то заслуга в этом именно сельского, практически «индивидуального» учителя – огромна.

Не
отставать
от прогресса

 

– Конечно, мы стремимся к тому, чтобы ученики получали самые современные знания, знакомились с новыми технологиями, не отставали от прогресса. Недавно в нашу школу, к примеру, провели оптоволоконную линию – появился приличный доступ в Интернет. Сейчас ищем возможность приобрести соответствующий роутер, чтобы доступ по Wi-Fi можно было раздавать по всей школе. Встает вопрос и о самой компьютерной технике. Она у нас есть, но, по меркам сегодняшнего дня, уже устаревшая и морально, и физически. Надо как-то обновлять. Тем более, что есть у меня сильное подозрение, что в тренде всеобщей цифровизации, в том числе и школ, и учебного процесса, и сопутствующей документации не сегодня-завтра вполне может появиться некое программное обеспечение, обязательное для всех школ, которое наша техника просто физически «не потянет».

Впрочем, думается, что, если это и произойдет, то какое-то обновление последует, и хочется верить – именно централизованно, без возложения этой ноши на плечи районных бюджетов. Тем более, что район и так, в меру своих возможностей, активно помогает учебным заведениям. Вот, например, в Глазковской школе минувшим летом установили в качестве эксперимента новую систему отопления «ПЛЭН». Упрощенно говоря – тепло идет от проложенных под потолком фольгированных листов, по которым пропускается электроэнергия, кстати – нагревающая их до температуры не более 45 градусов, что уже сводит пожароопасность к нулю. Делать какие-то выводы о результате этого эксперимента пока рано: с одной стороны и зима в этом сезоне почти не была зимой, с другой – объективно говорить об этом можно будет только после хорошей теплоизоляции самих помещений, дабы тепло шло именно и только в классы, а не на улицу. Да и, признаться, электроэнергия нынче дороговата. Но – сам факт. Эксперимент идет.

 

В сельской
школе –
все и всё
на виду

 

– Директор сельской школы – это все в одном лице: и педагог, и администратор, и организатор, и завхоз, – рассказывает Сергей Крупнов. – А сама сельская школа – это большая семья, где все и всё на виду, где вместе учимся, работаем, решаем какие-то возникающие проблемы. Отмечу, что нам повезло: у нас и коллектив педагогов сложился очень сплоченный, стабильный, и ученики хорошие, есть даже одна золотая медалистка (медаль она получила, конечно, уже по окончании Оленинской средней школы). Главной задачей школы все мы считаем формирование в учениках нормальных человеческих качеств: взаимоуважения, взаимопонимания, объективного отношения ко всему происходящему. А для этого необходим постоянный контакт с детьми, участие не только в их учебе, но и в жизни.

Кстати, по словам Сергея Васильевича, политические симпатии учеников (если вообще можно говорить об этом в их возрасте) склонны, скорее, к социалистическим. Почему? Может быть потому, что свежа память их родителей о временах процветания их малой родины. А может быть потому, что своими глазами они видят и примеры несправедливости нынешнего бытия, и, наоборот, положительные социальные (если угодно – социалистические) преобразования, которые ведутся сегодня. Ведутся, кстати, районной властью и районной организацией партии «Единая Россия». Парадокс, казалось бы: «социалистические» преобразования несет партия «Единая Россия», а не какая-либо другая, пусть даже рьяно размахивающая флагом исчезнувшей великой страны.

Вот такой и сложилась наша беседа с Сергеем Васильевичем Крупновым – вся или почти вся – о школе, об учебе, учениках и преподавателях, о воспитании подрастающего поколения. Наверное – логично. Ведь для настоящего учителя это и есть – главное. Настолько главное, что на что-то другое времени почти не остается.