История одного экспоната: легенда о сбитом самолете в Оленинском районе

В России, как и во всем мире, сложилась непростая эпидемиологическая обстановка. Закрыты многие центры, магазины, музеи. Даже парки. Кто-то вынужден ездить на работу, а кто-то остался дома для работы на удаленке, чтобы избежать заражения коронавирусом.

Из-за распространения COVID-19 торжественные мероприятия были отменены или перенесены. В том числе и празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, а в Тверской области и открытие Ржевского мемориала Советскому Солдату, которого ждали все жители России и не только нашей страны. Недавно стало известно, что Президент Владимир Путин назначил дату Парада Победы – он пройдет 24 июня, а шествие Бессмертного полка – 26 июля. В преддверии этих дат редакция «МК в Твери» запустила новую рубрику – мы рассказываем о редких и самых интересных экспонатах в музеях Тверской области, своего рода, проводим виртуальную экскурсию.

Откроет новую рубрику «История одного экспоната» Оленинский краеведческий музей, созданный в 1998 году. В Оленинском районе Тверской области в годы Великой Отечественной войны шли кровопролитные бои. 17 месяцев – с октября 1941-го по март 1943-го район был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, и до сих пор на территории находят снаряды и другие кровавые приметы того времени. «МК в Твери» побеседовал с директором музея Мариной Весенковой и узнал о самых интересных экспонатах военного времени, которые находятся в музее. Она рассказала, что многие годы среди жителей поселка ходила легенда о сбитом советском самолете на территории района, но этому так никто и не мог найти подтверждение. Некоторые местные жители передавали примерные координаты буквально «из уст в уста». Самолет искали, но все безуспешно. Только в 2019 году легенда стала обрастать реальными деталями:

– В начале мая 2019 года, недалеко от деревни Жерносеково Гусевского сельского поселения Оленинского района Тверской области поисковый отряд «Орел» обнаружил части советского самолета и останки летчика вместе с уцелевшими личными документами. Самолет был сбит в 1941 году, в самом начале войны, при отражении немецкого наступления на Оленино и Ржев, — рассказывает Марина Весенкова. – В самолете нашли и останки неизвестного летчика, личность которого установили позже по комсомольскому билету.

Им оказался Василий Егорович Родичев, младший лейтенант 122 ИАП 12 САД ВВС Западного фронта, родившийся в 1917 году в станице Александроневская Шихорецкого района Кубанской области. История Родичева трагична – он выбыл из части, вылетел на последнее задание 26 июля 1941 года (по данным портала «Память народа») и не вернулся, погиб на территории Оленинского района. На данный момент ведется поиск родственников младшего лейтенанта.

Легенда о сбитом самолете, в которую многие верили, стала реальностью. Комсомольский билет летчика Родичева передал в краеведческий музей руководитель поискового отряда «Орел» Александр Гоздинский. Память о его владельце теперь будет жить. «МК в Твери» расшифровали часть автобиографии летчика.

«Родился в 1917 году, 8 августа, в станице Александроневской Кубанской области Тихорецкого района в семье крестьянина. Бедняк. Русский. В 1928 окончил сельскую школу, в 1930 году поступил в Москве в семилетку, где учился до 1932 года и в 1932 году поступил в школу ФЗУ при Мытищинском вагоностроительном заводе г. Мытищи Московской области. В конце 1932 года работал на Краснознаменской фабрике г. Щелково Московской области в должности заведующего продовольственными складами и в конце 1933 года был послан ЦК ВЛКСМ на сверхударное строительство железной дороги Москва-Донбасс. В 1934 году переведен на строительство железной дороги Валуйки-Пенза. Работал в должности электромеханика до 1935 года в деревне Болошовского (Балашовского – ред.) района Саратовской области, в 1935 году в январе вернулся в город Щелково, где работал в должности конструктора райкома. После был переведен на производство в должности электромонтера и одновременно поступил в Щелковский Аэроклуб. Закончил инструкторскую программу, по окончании был оставлен работать в должности командира звена, где проработал до января 1939 года до момента вступления в Армию. Комсомолец с 1931 года, был пионервожатым, взысканиям не подвергался, отклонений нет, репрессиям и арестам не подвергался, а также суду. Семейное положение – женат, имеются дети. Добровольно поступил в школу пилотов имени А.Ф. Мясникова. Родителей не помню, умерли в 1917 году».

Части самолета, найденные поисковиками, отправились в музей Александра Задорожного в Подмосковье, так как Оленинский краеведческий музей не такой уж вместительный. В следующий раз мы расскажем о другом экспонате музея, который хранит воспоминания о войне.