Нелли УЛЬЯНОВА: Главное – удержать молодежь на селе … все остальное в районе уже есть

Нелли Николаевна Ульянова – из тех, кто всю жизнь, уже почти полвека – в Оленинском районе. И муж ее здесь, и сын. Вот разве что дочь – в Подмосковье, но зато она продолжает династию в профессиональном смысле, – так же, как и мама, педагог. А сама Нелли Николаевна по специальности – преподаватель истории. Науки, пожалуй, главной, основополагающей, с помощью которой можно и взвешенно сопоставлять события прошлого, и объективно анализировать настоящее, а иногда и предсказывать будущее.

Сохранили деревню

– Конечно, я застала еще и советские времена, и «перестроечные», так что сравнивать есть что, – рассказывает Нелли Николаевна. – Помню, разумеется, и 90-е, когда вообще непонятно было, как выживать: зарплаты задерживали, колхозы и совхозы разваливались, казалось, что дело идет к окончательному хаосу. Хорошо, что столь пессимистичные ожидания не оправдались – сменилась власть и на федеральном, и на районном уровне, и ситуация стала понемногу выправляться.

Как в своем роде этапный, вспоминает она 1996 год, когда во главе района встал Олег Игоревич Дубов. Именно с того момента внимание муниципальной власти обратилось именно к нуждам населения, причем не только в самом райцентре, но и в глубинке – в сельских поселениях.

– Разумеется, отмечу заслугу Олега Игоревича в том, что мне ближе: в самом факте сохранения почти всех сельских школ от так называемой оптимизации. Мы, кажется, сейчас едва ли не единственный район в области, а может быть, и во всей России, через который не прокатилось катком это страшное явление, фактически уничтожающее деревни.

Гришинскую школу сохранить было, пожалуй, труднее, чем многие другие. В июле 2008 года, в самый разгар оптимизации, в старое школьное здание попала молния. Пожарные приехали быстро, но школа сгорела еще быстрее: за каких-то полчаса от нее ничего не осталось. А еще через час на месте пожара Олег Дубов проводил совещание с сельским руководством и Управлением образования о том, в каком здании можно продолжать обучение детей. В итоге здание нашли, деньги на ремонт были перечислены на следующий день, а приемка школы на новом месте состоялась через две недели. Главное было успеть закончить работу до того, как тогдашняя, «зеленинская» региональная власть вспомнит о сгоревшей школе и поставит вопрос о подвозе детей в другую деревню. Все успели. И когда, месяц спустя, вопрос о планируемом подвозе был задан главе района на областном совещании, он спокойно доложил, что все вопросы сняты, и Гришинская школа полностью готова к новому учебному году.

Второй раз школу спасают сейчас. Уже давно отменена оптимизация, но на федеральном уровне было решено запретить в школах печное отопление. Гришинская – одна из восьми школ Оленинского округа, где должны быть построены котельные. Внутреннее отопление уже сделано, котельную заканчивают готовить на заводе и совсем скоро установят в Гришино. А значит, и дальше сельские дети смогут учиться у себя дома, а сельские учителя – заниматься любимой работой.

К 9 Мая рядом с Гришинской школой на депутатские деньги Татьяны Дубовой, выделенные по просьбе учителей, был посажен яблоневый сад, который гришинцы посвятили 75-летию Победы. И никто не сомневается: еще много лет школе предстоит ухаживать за яблонями. Будет кому ухаживать – и педагогам, и ученикам. Не исчезнет школа!

– Любая деревня – это не просто дом и колодец, – говорит Нелли Николаевна. – Это необходимость для людей общаться, получать знания, самовыражаться, наконец. А где? Если нет ни клубов, ни школ. Вот у нас они, стараниями Олега Игоревича, сохранились. Значит, сохранилась и деревня.

На подъеме

И не просто сохранились, а пользуются повышенным вниманием власти. По словам Нелли Николаевны, она просто не может вспомнить случая, когда какие-либо просьбы, обращения «по делу» о помощи школе оставались бы без ответа. Хотя и школа-то небольшая: восемь учащихся, да еще пятеро – в дошкольной группе.

– Ну и что, что небольшая? Наши дети получают ровно такие же знания, как и в любой другой школе, никак не худшего качества. И Интернет у нас есть – дети им активно пользуются, и всякие кружки. Так что все – на должном уровне. Из недостатков малочисленной школы приходит на ум лишь один, да и то – это сугубо по моему личному мнению: нехватка общения со сверстниками. Конечно, в большой школе – много знакомых, друзей, а здесь все, в общем-то, соседи. Но может быть, я и не права.

Что касается того, что, окончив школу, выпускники все же значительной частью уезжают из района, то это Нелли Николаевна объясняет, в первую очередь, отсутствием работы, рабочих мест с приличной зарплатой:

– Все остальное есть. И так называемая «социалка», и быт, и инфраструктура. Ведь за последние годы очень многое изменилось в лучшую сторону: появились нормальные дороги, водопровод, освещение, постоянно идет благоустройство, в том числе и по программе ППМИ. Вроде бы все есть – живи и радуйся в красивой, экологически чистой местности. Но молодежь сравнивает местные и московские зарплаты. Рыночные реформы привели к пятикратной разнице в доходах людей между мегаполисами и сельской глубинкой. Так по всей стране, а не только у нас. Вот и получается, что сам-то район – на подъеме, а молодые люди все равно уезжают. Впрочем, это сейчас общая проблема: юность тянется в большие города. И только потом возвращается на малую родину, как оно уже случалось не раз. Главное – удержать молодежь на селе. Одной местной власти эту проблему не решить. Мы видим, что государство понемногу начало поворачиваться лицом к деревне. И нам будет легче, чем нашим соседям восстанавливать село – как раз потому, что вся социальная сфера у нас сохранена. Ничего не разрушено.

Взгляд вперед

На вопрос о том, что Нелли Николаевна предложила бы на будущее, чего не хватает, что, возможно, недоделано или требует повышенного внимания, она думает долго. В конце концов называет дороги, которые – да, строятся, ремонтируются, но до окончания этой поистине глобальной работы еще ой, как далеко. А больше… А больше, пожалуй, и нечего назвать…

– Все уже названо и все уже делается, говорит педагог. – Мы, наверное, опять же единственный, или один из немногих районов в России, где план работ на пять лет вперед уже составлен, причем составлен именно по наказам самих жителей. То есть не как там кто-то «наверху» решил и придумал, а – строго по пожеланиям оленинцев. Такую систему – Народную программу – предложил на районной партконференции «Единой России» Олег Игоревич Дубов, и, надо сказать, все жители его поддержали, приняли активное участие в формировании (и в сборе) наказов. Это же правильно! По идее, так и надо: делать именно то, что нужно простым людям.

А в этой программе есть все – в том числе и дороги. И та же борьба с борщевиком, и ремонты, и благоустройство. И многое из наказов уже сейчас, до официального получения Народной программой статуса «пятилетнего плана развития района», выполняется, а то и выполнено уже. То, что можно сделать своими силами, за счет муниципального бюджета. А не забудем еще и то, что глава района постоянно стремится встроить муниципальные планы в программы региональные, а то и федеральные. А это – дополнительные средства, дополнительные возможности, дополнительные объекты.

Кто знает, как сложится судьба района (теперь уже округа) в дальнейшем. Надеяться на то, что обнаружат здесь вдруг нефть, газ или алмазы, сложно, а вот на то, что появятся-таки инвесторы, новые предприятия, а с ними и новые рабочие места можно вполне. И молодежь перестанет уезжать в крупные города. Так считает Нелли Николаевна Ульянова – директор Гришинской основной школы, депутат районного Собрания депутатов. И у нее есть все основания для такой уверенности. Ведь она – преподаватель истории. Науки, пожалуй, главной, основополагающей, с помощью которой можно и взвешенно сопоставлять события прошлого, и объективно анализировать настоящее, а иногда и предсказывать будущее.