Татьяна Гриб: Я по натуре консерватор

«Моя первая учительница» – это именно про учителей начальных классов. Работа не просто ответственная (ведь ответственна и любая педагогическая работа), а ответственная особо – ведь именно с первого знакомства со школой у детей формируется и дальнейшее отношение к ней, к учебе, к получению знаний в принципе. Как говорится, на всю оставшуюся жизнь.

Привлечь и удержать

Татьяна Владимировна Гриб – именно учитель начальных классов, по этой специальности она окончила Тверской университет, и именно с этой записью в дипломе пришла 25 лет назад в Оленинскую, тогда – начальную, школу. А теперь уже не только преподает, но и директорствует в ней, а еще и являлась главой Совета депутатов поселка Оленино.

– Я помню, как приехала в Оленино. Сама-то я родом из Мирного, окончила Мостовскую школу, но направили именно в Оленино. И мне, как молодому специалисту, тогда, в конце нелегких 90-х, глава района Олег Игоревич Дубов предоставил квартиру в поселке. Именно «чтобы удержать молодого специалиста». Это очень правильно, и было бы правильно и сейчас. Ведь мы думаем, спорим, как привлечь молодежь в район, как удержать, и это, в первую очередь, касается таких дефицитных у нас сегодня профессий, как врачи и учителя. Вот – пусть не окончательное решение вопроса, но довольно весомый вклад в это решение: сразу же предоставлять хорошее благоустроенное жилье. Не миллион рублей, как это положено сейчас для врачей (а может быть и плюсом к этому миллиону), а именно конкретное жилье. И, кстати, предоставлять все это не только при переселении именно в сельскую местность, но и в поселки типа нашего и даже в города, глубинки, в райцентры. Проблема-то общая, и мы видим, какова ситуация сейчас и у нас, и в других районах области.

Права и обязанности

Впрочем, причина того, почему молодежь не идет в школы, еще и в другом. Боятся ответственности. Вроде бы и во врачебных профессиях ответственности не меньше, но там она как-то подразумевается: идешь в медицинский – значит уже должен быть готов к тому, чтобы отвечать за здоровье и жизнь пациентов. Со школами немного не так: вряд ли кто из поступающих даже в педагогические учебные заведения, на педагогические факультеты с самого начала понимает, что именно, в том числе и какая ответственность, ждет их в будущем. Понимание это приходит позже. И зачастую отбивает желание работать по специальности.

– Что сейчас сложнее, чем раньше, это – общение с родителями. Сложилась какая-то не очень понятная, да, наверное, и не очень правильная тенденция, будто родитель (а то и ученик!) всегда прав. Преподаватель как бы априори оказывается в неравноценном положении. И ему приходится «быть дипломатом» куда в большей степени, нежели это требовалось раньше. При том, что воспитание, обучение детей как было, так и остается делом не только школы, но и родителей. Свои, изрядно теперь расширившиеся, права усвоили четко, а вот про ответственность часто забывают. Взять хотя бы Интернет, в котором сейчас подолгу пребывают дети. Хорошее дело, если использовать его с умом, правильное. Но ведь родители должны контролировать и время, которое их ребенок тратит на это, и то, что он там вообще смотрит. Хотя бы, чтобы ребенок не травмировал себе психику. Но никакого контроля чаще всего нет. Зато при этом возникают у родителей вопросы, скажем, почему их ребенок плохо знает иностранный язык. Дескать, школа плохо учит, нет специалиста. Позвольте, ну так всяких бесплатных курсов в том же Интернете – масса. Почему бы не направить своего ребенка именно туда, вместо каких-то непонятных и ненужных ресурсов?

Наказы и программы

Разумеется, все, о чем мы говорили с Татьяной Владимировной, так или иначе касалось именно школы, учебного процесса, детей. Даже в ее рассказе о своих депутатских делах фигурировали в первую очередь установка горки, детских площадок… Ну и обновление самой школы разумеется: включившись в региональные программы получили видеонаблюдение, новый автобус, заменили окна. Отмечает она и другие, весьма ощутимые, результаты того, что руководство района старается участвовать во всех возможных программах и проектах, будь то партийные, региональные или федеральные.

– Вообще, Оленино в последние годы расцвело. Приезжие удивляются: красиво, уютно, комфортно. Конечно, за свои, районные, деньги этого было бы не сделать. Здесь большая заслуга Олега Игоревича Дубова, «выбивающего» такие возможности через всяческие программы. И другое его детище – Народная программа – тоже очень важна. Я ведь сама ходила по квартирам, собирала наказы. И это очень значимо для людей, когда все, что наболело, накипело, о чем до этого говорили где-то на кухне или на лавочке, оказалось вдруг донесено до власти. А та, в свою очередь, объединила все пожелания и сформировала из них единый пакет, который скоро будет принят депутатами, уже как документ, обязательный к исполнению. Конечно, и до этого значительная часть работы районной власти строилась именно на основании наказов, но теперь будет совсем другой статус – официальный и обязательный. Люди это понимают.

За 25 лет работы в Оленинской основной школе Татьяна Владимировна выпустила уже 153 ученика. Цифра эта, разумеется, будет расти, поскольку растет и рождаемость: если в позапрошлом году в школу пришло лишь 6 учеников из детского сада, то в прошлом – уже около 30. И эта тенденция сохраняется. «Вот еще бы и детский сад нам построить современный, новый, комфортный, как строят сейчас, – мечтает Татьяна Владимировна. – Думаю, оленинцы это заслужили.» – Что ответить? Будет, конечно, и сад. И много чего еще. Вопрос времени. И, наверное, долгожданной газификации. Которая вроде бы не за горами. И которую тоже ждут оленинцы, ждет и Татьяна Владимировна Гриб.

С. ВЛАДИМИРОВ