Последний духовник Царской семьи – уроженец Оленинского района

(Продолжение.
Начало в 45 номере)

По многочисленным просьбам местных фабрично-заводских рабочих, желающих духовного просвещения, 10 сентября 1895 Советом Общества на Болдыревом переулке были начаты внебогослужебные беседы. Открыл их протоиерей Философ Николаевич Орнатский после торжественного молебна, отслуженного им вместе со священниками Петром Ивановичем Скипетровым (будущим первомучеником Петроградским, 04.06.1863-19.01.1918), Павлом Петровичем Кульбушем (будущим священномучеником Платоном Ревельским, 13.07.1869-01/14.01.1919) и Александром Петровичем Васильевым. Со дня открытия Болдыревские беседы велись о. Александром Васильевым еженедельно по воскресным дням с 18 часов. Каждая беседа начиналась батюшкой Александром с молебна Спасителю, Пресвятой Богородице или тем святым, которым наступал день празднования. Молебен пели неизменно все слушатели. Их число доходило в Великий пост до 1000 человек, а в течение года общее количество людей, посетивших беседы, превышало 60 тысяч.

Вскоре фабричное помещение в Болдыревском переулке стало представлять из себя богато украшенную часовню со множеством икон в ценных киотах. В 1897 году под руководством о. Александра было создано еще одно общество трезвости — Сергиевское. Число членов нового общества трезвости уже через год достигло 300 человек.

26 марта 1898 года иерей Александр решением Совета Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы был избран членом Совета Братства. Братство осуществляло религиозно-просветительскую деятельность (по широте охвата учебных заведений безпримерную в России). Еще один труд – учителя Закона Божия –взял на себя ревностный батюшка. В одной только гимназии княгини Оболенской он законоучительствовал почти 13 лет (С 1900 по 1913 год). Он успевал к тому же еще и на уроки Закона Божия в церковно-приходских школах на окраинах столицы. С 1899 года о. Александр вместе с протоиереем Философом Орнатским входил в строительную комиссию по постройке церкви во имя преподобного Сергия Радонежского на Новосивковской улице (ныне – Ивана Черных).

Педагогические и пастырские заслуги батюшки заметил и высоко оценил обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев. 6 мая 1900 года о. Александр получил наперсный крест от Святейшего Синода. Через год труды ревностного пастыря были отмечены специальной синодальной грамотой, а 6 мая митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) возвел его в сан протоиерея.

Ровно через шесть лет, 6 мая 1907 года, протоиерей Александр Петрович Васильев был награжден орденом святой Анны 3 степени. С 18 октября того же года добавляется еще одна обязанность – члена-сотрудника Попечительства о слепых Императрицы Марии Федоровны.

В 1910-1911 в Болдыревом переулке усилиями о. Александра начал строиться храм Успения Пресвятой Богородицы (Болдыревская церковь). С 1912 года протоиерей Александр Васильев стал настоятелем новопостроенного храма. К этому времени в семье батюшки Александра и его жены, Ольги Ивановны, было уже семь детей: Сергей (род. 23 января 1894 года), Николай (род. 19 апреля 1895), Мария (род. 2 сентября 1897), Владимир (род. 7 февраля 1900), Екатерина (род. 4 октября 1901), Александр (род. 28 апреля 1903), Иоанн (род. 26 сентября 1905).

С 9 января 1910 года протоиерей Александр Васильев по приглашению Императрицы Александры Феодоровны состоял законоучителем Царских Детей. Вскоре батюшка стал духовником Цесаревича Алексея, а с 7 января 1912 года — преподавателем Закона Божия для Наследника. Дочь о. Александра Мария вспоминает: «Отец преподавал Цесаревичу Закон Божий. Алексей был очень религиозен. Отношения Государя с ним (т.е. с о. Александром Васильевым – авт.) были самые теплые». В это же время батюшка становится духовником Царских Детей.

6 мая 1911 года он был награжден орденом святого Владимира 4 степени, а 5 октября 1912 года, как свидетельствует его послужной список, «Всемилостивейше пожалован золотым наперсным крестом с драгоценными украшениями их Кабинета Его Величества».

Когда в октябре 1912 года наступил кризис болезни Цесаревича Алексия Николаевича в Спале, Царская Семья просила служить батюшку молебны о здравии Наследника. В одном из писем того времени Императрицы Марии Феодоровны есть такие строки, весьма ярко характеризующие народную любовь к батюшке Александру: «Люди умоляли его (протоиерея Александра Васильева – авт.) служить молебны каждый день, пока Цесаревич не поправится». 10 октября 1912 года миновал кризис болезни Наследника, состояние здоровья стало заметно улучшаться, и он быстро пошел на поправку.

С Высочайшего изволения протоиерей Александр Петрович Васильев был переведен в Ведомство придворного духовенства и назначен 31 октября 1912 года пресвитером собора Спаса Нерукотоворного образа Императорского Зимнего Дворца. Батюшка был вынужден оставить свои настоятельские обязанности в церкви Воздвижения Креста Господня при Крестовоздвиженской общине сестер милосердия, которые о. Александр нес ровно 18 лет. Трогательно было прощание сестер милосердия и членов Комитета Крестовоздвиженской общины со своим духовником. Все уже привыкли к тому, что он совмещал свою пастырскую деятельность сразу в нескольких приходах, и не предполагали расставаться с ним. При прощании с о. Александром Комитет «постановил… выразить ему сердечную признательность… за его крайне полезную и выдающуюся деятельность как настоятеля церкви Общины и духовника сестер милосердия».

С 1913 года батюшка был назначен настоятелем храма Федоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Царском Селе. 6 мая 1913 года он был награжден орденом св. Владимира 3 степени.

Со 2 февраля 1914 года протоиерей Александр Васильев стал духовником Их Императорских Величеств Государя Николая Александровича и Государыни Александры Федоровны. В это время батюшка жил в удаленном от центра города районе – на наб. реки Фонтанки, 197. В связи с назначением о. Александра духовником Их Величеств, ему полагалась квартира в доме членов Министерства Императорского Двора на Воскресенской набережной, 22. Однако свободных квартир там не было. Поскольку по закону в этом случае квартиру в доме должен был покинуть бывший духовник Царской Семьи протоиерей Николай Кедринский, батюшка решает оказаться от своих прав, поскольку не желал «чтобы предоставление квартиры вызвало лишение таковой помощника заведующего придворным духовенством протоиерея Кедринского». Семье о. Александра был выделен только флигель на Елагином острове для летнего отдыха.

27 апреля 1914 года протоиерей Александр Васильев стал почетным членом Епархиального Братства Пресвятой Богородицы, видным деятелем которого до самой своей смерти в 1907 году являлся обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев. Братство Пресвятой Богородицы являлось в столице одним из центров православной трезвости и просвещения. В создание и развитие его немало сил вложил батюшка Александр. За ревностное пастырское служение протоиерей Александр был награжден в 1914 году палицей и митрой.

Проповеди батюшки Александра Васильева производили глубокое впечатление на слушателей. Это отметила, например, Государыня Императрица Александра Федоровна после литургии в Царском Селе 26 августа 1915 года. Она сообщает в своем письме Государю Императору Николаю II в ставку о проповеди протоиерея Александра Васильева следующее: «Батюшка прекрасно говорил. Я хотела бы, чтобы побольше людей из города его послушали. Это было бы им очень полезно, так как он очень хорошо коснулся внутренних вопросов».

В переписке с супругом Государыня называет своего духовника, выходца из простого народа, «Батюшкой». «Наш Батюшка служил молебен…», «Я просила Батюшку прочесть молитвы…», «Батюшка говорил проповедь о Марии Египетской», «…хотела бы, чтобы ты (Государь Император Николай II – В.Ц.) причастился, и Батюшка думает то же самое», «…Батюшка принес Бэби (Цесаревичу Алексею – авт.) Св. Причастие», «Я просила Батюшку отслужить благодарственный молебен, что он и исполнил после короткой, хорошей проповеди…», «Дети отправились… на панихиду по Батюшкиному сыну, он просил нас прийти». В последние годы перед революцией особо сблизили Царскую Семью и ее духовника протоиерея Александра Петровича Васильева.

Исповедничество

И вдруг разразилась катастрофа. Хотя многие и ожидали ее прихода, но все же самый этот момент оказался неожиданным. Такие чувства испытывал любящий Царскую Семью ее духовник.

В первой половине июля 1917 года на секретном заседании Временного Правительства было принято решение отправить Царскую Семью в Сибирь. Перед вынужденным отъездом Царской Семьи протоиерей Александр Петрович Васильев служил напутственный молебен перед Знаменским образом Божией Матери. 30 июля Государь Император Николай Александрович записал в дневнике: «Ходили к обедне, а после завтрака к молебну, к которому принесли икону Знаменской Божией Матери. Как-то особенно тепло было молиться Ее святому лику вместе со всеми нашими людьми». Духовную радость от молитвы и благодарность духовнику испытывала и Государыня Императрица Александра Федоровна. В тот же день Она отправила записку Ю.А. Ден: «Приносили икону Знамения. Как я благодарна, что это удалось сделать… Горячо молилась за Вас…».
С отъездом Царской Семьи в Тобольск здоровье батюшки стало заметно ухудшаться, появились сильнейшие боли в сердце. Будучи больным он все-таки служил напутственный молебен для камер-юнгферы М.Ф. Занотти, комнатных девушек А.П. Романовой и А.Я. Уткиной, которые последовали вслед за Царской Семьей в Сибирь. 15 декабря 1917 года Государыня писала из Тобольска А.А. Вырубовой, пытаясь узнать о здоровье духовника: «Отец Александр говорят еще очень болен, он служил напутственный молебен у Спасителя для моих трех (Занотти, Романовой и Уткиной – В.Ц.)».

После отправки Царской Семьи в Тобольск протопресвитер придворного духовенства Александр Дернов старался улучшить положение своего подчиненного, перевел о. Александра Васильева на рабочую окраину, в храм Успения Пресвятой Богородицы (Болдыревский), который был построен о. Александром. В этом приходе, рабочие могли защитить своего батюшку если не от ареста, то, по крайней мере, от покушения на его жизнь пьяных солдат и матросов. К этому времени здоровье неутомимого пастыря было уже основательно подорвано. Усилиями протопресвитера Александра Дернова батюшке была назначена пенсия, что давало его большой семье возможность для выживания в условиях надвигающегося голода и разрухи.

29 августа 1918 батюшку арестовали, а вскоре Совет Народных Комиссаров принял печально знаменитое постановление «О красном терроре» и 5 сентября 1918 года тяжело больной протоиерей Александр был расстрелян в Петрограде.

ИА «Вода живая»