К изучению математики нужно относиться серьезно!

Один из самых сложных предметов в школе – это математика. Обязательный предмет при сдаче выпускных экзаменов и при поступлении в образовательные учреждения он также необходим. О трудностях, с которыми сталкиваются в современной школе ученики да и педагоги, мы поговорили с преподавателем математики Оленинской средней школы А. А. Васильевой.

Анна Алексеевна, сколько лет Вы работаете учителем математики?

– Математику преподаю уже 28 лет.

Почему Вы выбрали именно эту профессию?

– Во время учебы в школе мне очень нравился предмет «математика», и когда настало время определяться с выбором профессии, то я решила стать учителем и окончила Старицкое педагогическое училище по специальности «Учитель начальных классов». Притяжение к любимому предмету осталось и высшее образование по направлению «Математика» я получила в Тверском государственном университете.

С какими трудностями Вы сталкиваетесь в работе?

– С трудностями, конечно, сталкиваются все, но в моей сфере и в наше время современных технологий трудности стали массовыми, потому что нелегко убедить детей, что им необходим навык устного счета. Используя технические средства, ребята быстро понимают, что так проще, поэтому приходится на каждом уроке использовать определенные приемы, чтобы показать необходимость считать самому. С большой радостью поддерживаю идеи, способы мыслительной деятельности ученика, поиска различных возможностей решения задач. Сейчас выпускники выбирают два вида экзаменов: профильную математику для поступления в ВУЗы и базовую. Трудности заключаются в том, что ребят приходится делить на уроках по группам, дозировать материал, одновременно готовя их к двум видам экзамена. Необходимо создать условия для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его уровню развития, задавать уровневое домашнее задание.

Что нужно сделать, чтобы ученик не боялся прийти на урок? Как его заинтересовать?

– Чтобы ученик не боялся прийти на урок, он должен чувствовать доброжелательное отношение учителя к нему, но при этом знать, что он строго спросит знание материала. Одной из первостепенных задач учителя- проводить уроки интересно и увлекательно, чтобы дети с нетерпением ждали следующих занятий.

Расскажите о своем подходе к преподаванию.

– Во-первых, обязательно полное доверие между мной и учеником. Учащийся должен верить в то, что я могу ему помочь, а я должна верить в то, что он меня не обманывает. Это обговаривается уже на первом занятии. Мы основываемся на честности и на том, что ученику важнее взять знания, чем мне их отдать. Поддерживаю успех ребенка на уроке, даю возможность каждому показать себя, свой хотя бы небольшой шаг вперед, прорабатываю ошибки с каждым учеником, по просьбе ребят занимаюсь с ними после уроков.

Что Вы делаете, если ученик Вас все-таки обманывает?

– Все дети очень разные. Есть и такие, которые могут списать домашнее задание из Интернета, не разобрав решение. Проверка домашнего задания у доски без тетради все расставляет на свои места. Но, если так случилось, что ученик пойман на вранье, то я ему говорю: «Давай договоримся так: если ты не сделал домашнее задание, ты приходишь и честно сообщаешь об этом».

Какие проблемы Вас волнуют, с точки зрения преподавания Вашего предмета?

– Очень беспокоит, что становится меньше ребят, которые могут предложить свое оригинальное решение задачи или несколько способов ее решения, ученики теряют умение мыслить и рассуждать, в результате неправильного использования технических средств.

С Вашей точки зрения, математики в школе должно быть больше или сегодняшний уровень достаточен?

– Объем математики в школе достаточный. Основная цель современного школьного математического образования, особенно сейчас с введением образовательных стандартов, научить ребят самостоятельно находить информацию, правильно ею пользоваться, анализировать, делать выводы. Осознанный выбор вида сдачи ЕГЭ по математике также показывает, что ребята могут успешно освоить школьный курс по данному предмету.

Как полюбить математику, если ты гуманитарий?

– Я считаю, что к изучению математики следует относиться серьезно, потому что подрастающему поколению придется иметь дело с гигантскими массивами данных. Конкурентное преимущество на рынке труда будет у разносторонне развитых людей. За маской «Я гуманитарий» уже не спрячешься: нужно будет разбираться и в IT, и в экономике, и в коммуникациях, а еще быстро вникать в новые сферы. Мое мнение, что сейчас нет разделения среди учеников на гуманитариев и ребят с техническими способностями. В моей практике были и есть также ученики, которые не связали свою жизнь и не свяжут свою профессию с математикой, но при этом с удовольствием решают задачи и примеры на уроках и вне их. Все ученики слушают с особым вниманием задачи, связанные с реальной жизнью, они видят математику вокруг себя, некоторые увлечены переплетением разных формул, умением применять (узнать) нужную.

Какими достижениями своих учеников Вы гордитесь?

– Меня радуют дети, пока они учатся в школе и, конечно, горжусь теми выпускниками, которые достигли своей цели, поступили в ВУЗЫ г. Москвы, Твери, Санкт-Петербурга, Брянска, нашли свой путь в жизни. Я им благодарна, что не забывают и приходят в гости.

Беседовала
Д. ЧЕРЕДНИКОВА