Будет хлеб – будет песня!

ТАИСИЯ ВЕСЕЛЫХ, руководитель КФХ:

– Вообще, мне кажется, это очень правильно, когда в хозяйстве много всего: и коровы, и овцы, и куры, и гуси. Причем не только, и даже не столько в коммерческом смысле. Главное, что это как бы сигнал о том, что деревня жива. Сельское хозяйство, подворье – живо. Я ведь и страницу свою в Интернете завела, в первую очередь, именно для этого: чтобы показать, что в деревне есть жизнь, причем вполне насыщенная и интересная. И вижу подтверждения тому, что это действительно нужно. Хотя бы даже на том примере, сколько дачников приходят к нам в гости, можно сказать, на экскурсию летом. Ведь многие из горожан даже попросту не видели никогда тех же коров, овец. Вот и идут к нам посмотреть, ведут детей – и это, мне кажется, не только интересно для них, но и полезно. Именно поэтому страницу свою и не бросаю, хотя времени на нее катастрофически не хватает. Вот сейчас недавно нашлось время выложить там фото и видео – раньше просто руки не доходили. Да, конечно, кажется, что надо бы как-то ее развить, раскрутить, но когда? Ведь если заниматься этим, то надо заниматься всерьез.

ВИКТОР ЦВЕТКОВ, руководитель КФХ:

– Люди, кадры. Молодежь не хочет оставаться на селе, работать в сельском хозяйстве. Вот у нас сейчас говорят: нужны рабочие места. А они, в общем-то, и сейчас есть. Но на них не идут. Кто-то уезжает в город, надеясь (и иногда небезосновательно), что там работы меньше, а зарплаты – больше. Но кто-то ведь и не уезжает, а просто не работает. Дескать, «не устраивает» такая работа. А вот, к примеру, я, как и многие люди моего поколения, за всю жизнь ни дня без работы не сидел. Не было работы – искал ее, искал какие-то варианты. И находил. Да что говорить – взять хотя бы личное хозяйство. В 1982 году, когда я сюда приехал, жители ходили за руководством колхоза – просили хоть кусочек земли. Это считалось правильным, естественным, даже непременным, – держать свой огород, свою скотину. У меня и сейчас 50 соток земли и корова – на столе все свое. В магазин мы ходим, условно говоря, только за солью и спичками. А ведь некоторым теперь даже морковку вырастить на своем огороде и то не хочется. Дескать, все в магазине или на рынке можно купить. А на какие деньги? На бабушкину пенсию да на зарплату родителей? Да, нас в свое время воспитывали по-другому, нас учили, что каждый труд почетен, нас учили ответственности за себя и за других. Сейчас – другие «ценности», в итоге сводящиеся к тому, чтобы удачно выйти замуж или выиграть на бирже. То есть – все и сразу, и не прикладывая рук. Понимание того, что это ценности ложные, приходит очень поздно. Если приходит вообще.

РОМАН ДМИТРИЕВ, руководитель КФХ:

– Конечно, проблема кадров есть. Даже не совсем так: главная проблема – стимулировать то, чтобы местная молодежь не уезжала, а оставалась на малой родине и не боялась идти работать в сельское хозяйство. Да, сейчас оно, особенно животноводство, выглядит как бы малопривлекательно, хотя бы с эстетической точки зрения. Но ведь время не стоит на месте – уже сейчас есть проекты, есть модульные фермы «под ключ», уже с оборудованием, которые похожи больше на производственные цеха, чем на коровники в прежнем понимании этого слова. И они вполне доступны. И уверен – работать на такой ферме наверняка согласились бы и многие из тех, кто сейчас морщит нос при разговоре о работе в сельском хозяйстве.

АЛЕКСАНДР СИДОРОВ, руководитель ООО «Гусевское»:

– Я понимаю, что сейчас усиленно занимаются развитием социалки, инфраструктуры на селе. Дескать, надо привлекать молодежь, чтобы она оставалась на селе, а то, может быть, и приезжала откуда-то. Но вот недавно в какой-то передаче вновь услышал цитату Брежнева: «Будет хлеб – и будет песня». Ведь точно! Будет работа – молодежь будет оставаться. Не будет – не останется ни из-за какой социалки. Какая песня без хлеба-то? Поэтому главное – это создание рабочих мест. Как? Надо думать. Вон сколько земли пропадает, зарастает!

Вот, скажем, у меня пусть и небольшое, но стабильное и прибыльное хозяйство. И мне бы надо расширяться. Мне позарез нужен телятник – и бычков выращивать, и дойное стадо пополнять. Помещений нет – об этом мы уже говорили. Ну, нашли кое-как какое-то, не совсем развалившееся, но ясно, что это временно. Надо строить нормальный. А денег, естественно, на это нет.

В общем, проблем на селе хватает, и решать их, несомненно, надо.