Оленинская средняя общеобразовательная школа готовится праздновать очередной юбилей. Ровно 110 лет назад, 15 ноября (28 ноября по новому стилю) 1911 года, была открыта Оленинская земская школа, рассчитанная на 4-летний курс обучения. В 1917-м году учебное заведение стало школой второй ступени, а в 1932 году – средней школой. Потом была война. Школа возобновила занятия в 1943 году. Затем школа обустраивалась, расширялась – в 1960-е годы здесь обучалось уже рекордное количество учащихся – около 1200. Занятия тогда шли в четырех корпусах, а новое, современное здание было построено в 1975 году.
Это очень краткая история школы. А подробнее – и не нужно, ведь почти каждый оленинец прошел через эту школу сам. Поэтому в нашем разговоре с директором, Ириной Александровной Дибковой, мы старались говорить не о прошлом, а о настоящем и будущем. Хотя и о том, что можно было бы назвать «новейшей историей» школы, – тоже.
– С какого момента, по Вашему мнению, можно исчислять именно «новейшую» историю Оленинской средней школы?
– Я думаю, с 2010 года, когда в школе был создан информационный центр, и мы, так сказать, вступили на тропу информационных технологий. Можно, конечно, отметить и другую дату – год 2008, когда наша школа стала базовой. Но я бы все же особо акцентировала именно внедрение информационных технологий, поскольку, это был фактически первый шаг по приближению нашей школы к уровню школ городских, в том числе и по техническому обеспечению учебного процесса. Ведь информационные технологии, «цифра», присутствуют сейчас везде: и дома, и на работе. Их влияние, значение постоянно увеличиваются. Мы фактически уже сегодня живем в «цифре», в «цифровом пространстве», а детей мы должны готовить к жизни не «сегодняшней», а к «завтрашней», еще более цифровизированной. И для этого мы должны сами быть своего рода авангардом технического прогресса, хотя бы в районном масштабе. Вот, с того момента, мы и начали приближаться к тому, чтобы качественно выполнять эту роль. И приблизились. И выполняем. И в дальнейшем не собираемся отставать от прогресса.
– Можно ли выделить какие-то основные этапы этого движения?
– Наверно можно, но я бы не стала. Поскольку это движение происходит постоянно. Регулярно в школу приходит новая, современная техника. Очень помогает районная власть и лично Олег Игоревич Дубов – многие проекты начинались с его подачи, и реализовывались с его помощью. Огромная помощь идет по линии нацпроектов. Вот так за эти десять с небольшим лет и получилось, что сегодня у нас есть и современные компьютеры, и всевозможная офисная техника, и качественный Интернет, и, как мы его называем, «мини-кванториум», и собственная телестудия, и своя газета, которую мы делали, кстати, тоже на самом современном оборудовании. А вот буквально на днях у нас появилось и свое школьное радио. Так что, все это происходит поступательно, и вроде бы уже как-то «само собой». Мы постоянно ищем, придумываем какие-то новые проекты, которые были бы и современны, и, в первую очередь, интересны. Интересны всем – и ученикам, и самим преподавателям. Поэтому реализуем их. Когда-то сами, когда-то с помощью районной, региональной или федеральной власти.
– Коль уж у школы в ее «новейшей истории» такая современная, «цифровая» ориентация, то, вероятно, и сложности пандемии, связанные с дистантом, она преодолела без труда?
– Ну, это, как сказать. Конечно, все было очень сложно – и для учеников, и для учителей, и для родителей. Тем более, что никто этого не ждал, к этому не готовился, а перестраиваться пришлось внезапно и вдруг, практически за одну ночь. Но в целом – да, мы справились. Хотя, конечно, повторения такого никто сейчас не хочет: масса проблем была с младшими школьниками, да и качество образования у старших несколько снизилось. Но во всем плохом нужно искать и хорошие моменты. И они у нас тоже есть. Ну, во-первых, отмечу, что после дистанта ученики (да и их родители) стали явно больше ценить школу, уважать труд учителей. Всем стало ясно, что очную форму обучения, с непосредственным общением, ничто заменить не может. А во-вторых, хоть вынужденно, но нам удалось освоить много нового и полезного. Новые приемы, новые компьютерные программы, онлайн-сервисы, обучающие ресурсы, вебинары. Значительно увеличилось наше (и самой школы, и учителей, и учеников) присутствие в сети Интернет, в социальных сетях. Могу сказать, что это был запоминающийся урок и солидный толчок к такому нашему общему интернет-образованию. Многое из того, что нам удалось тогда освоить, мы используем и сейчас, но уже, конечно, в качестве дополнения к «обычному» образованию.
– Можно ли сказать, что сегодня такая «цифровизация» школы – главное, что отличает Оленинскую школу от других аналогичных?
– Вообще-то мы всегда были на хорошем счету, в числе лидеров среди районных школ области и до цифровизации. А сейчас, наверное, стоит сказать немного о другом, о том, что техническое обеспечение, а с ним и качество образования в нашей школе уже вполне конкретно, без преувеличений, ни в чем не уступает школам городским. Это – факт. Подтверждением тому – хотя бы доля наших выпускников, успешно поступающих в ВУЗы – это 80 процентов! Всякая ли городская школа может этим похвастаться? Хотя, в принципе, для нас приоритеты несколько другие, не выражаемые цифрами. В первую очередь, это интерес и детей, и педагогов к школе. Было время, когда ученики (да и учителя) стремились как можно быстрее уйти домой. Теперь, и я считаю это безусловным успехом, все больше стремятся задержаться в школе, а то и прийти в выходные – им в школе стало интересно! И это – главное. Наверняка здесь имеется некая цепная реакция – именно в такой обстановке, обстановке заинтересованности, и возникает желание все время придумывать что-то новое, какие-то новые проекты. Бывает, даже ночью приходит в голову какая-то идея. А утром: «Давайте сделаем!». И делаем. И это всем интересно. Уж не знаю, есть ли такая обстановка в других школах, хоть районных, хоть городских. У нас она есть.
– Как намерена отметить школа свой юбилей в период противоэпидемических ограничений?
– Ну, конечно, собраться всем вместе, как раньше, на этот раз не получится. Многое, вероятно, пройдет в онлайне. Причем что любопытно, с большой долей именно фотографий. В принципе, это уже началось. Сначала мы сделали в школе стенд, на котором разместили детские фотографии всех наших учителей. Вы бы видели, с каким интересом школьники толпились у этого стенда и угадывали, кто есть кто! А потом решили выложить в нашей группе «В Контакте» архивные фотографии разных лет. Мы и не ожидали, что на это последует такая реакция. Сейчас у меня почтовый ящик буквально забит письмами наших выпускников со всех концов России. Они увидели эти фото в Интернете и теперь шлют свои! И мы их размещаем, разумеется. Но, согласитесь, это тоже показатель отношения к школе. Прошли годы, возможно даже многие годы, а выпускники следят за тем, что у нас происходит, бережно хранят память о школьных годах. Ради этого и стоит жить!