Марина Скалдина: Все предметы важны… …одни – для работы, другие – для жизни

Не секрет, что, как школьный предмет, иностранный язык считается каким-то, как бы, второстепенным после русского языка, математики или, например, физики. При том, что знание его с каждым годом приобретает все большее значение во всех областях как работы, так и жизни вообще. Нет ли здесь каких-то противоречий? – Об этом мы побеседовали с Мариной Вячеславовной Скалдиной, преподавателем Оленинской основной школы, для которой английский язык с самых юных лет был любимым предметом, но преподавать который она начала совсем недавно.

Учись, Марина!

–Да, произошло именно так. Иностранный язык я начала учить не в пятом, как тогда было принято, а еще во втором классе. И очень любила языки – и русский, и английский. Это были для меня самые любимые, прекрасные предметы. Мне очень нравилось ими заниматься, и кажется у меня были неплохие успехи в этом. Моя учительница Тамара Султановна Багирова постоянно повторяла: «Марина, тебе надо учиться!». Но вот, как-то не сложилось после школы учиться именно языку и, тем более, на педагога. Хотя, конечно, и язык не забывала, и интерес никуда за эти годы не пропал. Но вот, десять лет назад, довольно неожиданно мне предложили преподавать в Оленинской основной школе. Я согласилась, и не жалею. Хотя, конечно, самой учиться языку и учить других – это вещи совершенно разные. Второе – куда сложнее. Правда, еще сложнее, видимо, было раньше. Я помню, если кто-то из знакомых ехал в Нелидово, Ржев, Тверь, я часто просила привезти оттуда необходимые мне книги, наглядные пособия. Теперь все это есть в Интернете – не надо никуда ехать и ничего искать. Там есть все, вплоть до онлайн-экскурсий на иностранном языке.

Марина Вячеславовна активно пользуется всеми предоставленными Всемирной сетью возможностями. Если зайти на ее страничку, то можно увидеть массу ссылок на различные ресурсы, связанные с изучением иностранного языка. Причем уже не только английского, но и немецкого. Его она тоже преподает – второй иностранный. При этом, фактически, постигая его и сама. Конечно, трудно, но ведь это того стоит.

Предмет для жизни

– В школе, если английский язык мне нравился, то немецкий – наоборот, казался каким-то неприятным, «гавкающим». А вот начала сама его изучать, и полюбила. Да, это довольно сложно, но интересно и даже приятно. Недавно появилась мысль заняться изучением еще и третьего языка. Кстати, и дети сейчас немецким языком интересуются вряд ли меньше, чем английским. Хотя, конечно, не все и не сразу понимают, что языки будут им нужны постоянно, и изучать их надо всерьез. Ведь компьютерные термины – все это на английском. Поехать куда-то на отдых – там тоже именно английский язык – главное средство общения. Вот и приходится им объяснять, что такие предметы, как физика, химия, математика – нужны им для работы. А иностранный язык – для самой жизни. Хотя, разумеется, в целом нужны все предметы, без исключения, даже физкультура. Но ведь бывает и так: подходит ученик из старших классов и говорит, мол, хочу поступать на компьютерные технологии, а там нужно английский сдавать. Ну и что ему ответить? Что надо было начинать языком серьезно заниматься значительно раньше?

К слову, сама Марина Вячеславовна сейчас тоже учится – получает профильное образование в Старицком колледже. Любопытный момент: учится она вместе с одной из своих выпускниц, и советует ей по окончании возвращаться на работу в родное Оленино. Та пока отмалчивается. А ведь сама Марина Вячеславовна, приближаясь к 40-летнему рубежу, считается среди оленинских педагогов «молодым» сотрудником. Преподавателей в округе в целом пока хватает, но огромная их часть уже находится в более почтенном возрасте.

«Дистант» не спасет

– Кадровая проблема у нас есть уже сейчас, и она будет все более обостряться. Конечно, некоторые считают, что спасет «дистант», онлайн-обучение, что учителей нужно будет меньше, но я с этим не согласна. Во-первых, без прямого контакта с преподавателем получать качественные знания сложно, особенно в младших классах. Во-вторых, мы еще и технически, и психологически не готовы к исключительно этой форме обучения. Я имею в виду не только нашу школу или наш район, но и в целом, если хотите, все человечество. Да, мы получаем современное компьютерное оборудование, ноутбуки, качественный доступ в Сеть. И Интернет, без сомнения, может дать многое. Но взрослый человек, наверное, действительно может так учиться, а вот дети – вряд ли. Они еще не в состоянии понимать, что им действительно нужно, ценно, полезно, а что бессмысленно или даже вредно. В этом возрасте для них интереснее всякие игрушки и прочие развлечения. И, конечно, хотелось бы даже в какой-то степени переключать их внимание из виртуального мира в реальный, дать им больше возможностей для внеурочных занятий вне Интернета.

Что ж, время покажет, какое именно сочетание реальной и виртуальной жизни, обычного и онлайн-обучения окажется в результате оптимальным. Ведь прогресс не стоит на месте, и предсказать, что именно готовит нам день завтрашний, сейчас просто невозможно. Зато известно одно: знание иностранных языков в нем лишним, безусловно, не будет. Хоть и считается этот предмет вроде бы «второстепенным».