Итак, 158 сд прибывает на Калининский фронт для участия в боях на Ржевском выступе с задачей овладеть опорный пункт Холмец и далее наступлением на Оленино. Войскам 22 армии следует отрезать и уничтожить оленинскую группировку немцев. Дивизия маршем движется к линии соприкосновения с противником на рубежах реки Молодой Туд.
Активные боевые действия дивизии начинаются вечером 20 февраля 1942г. Немецкий гарнизон Холмеца оценивается командованием в 500 солдат. Однако вокруг Холмеца, расположенного за рубежами на р. Молодой Туд, раскиданы более мелкие вражеские гарнизоны (Васильки, Сазоново, Комары и др.), а в небе летают немецкие самолеты.Н
Несмотря на героизм, наше превосходство в живой силе оказывается недостаточным для решения всех задач.
19 февраля штадив 158 сд отдает приказ овладеть Холмецом к исходу 20 февраля. 879-ый полк готовится к наступлению.
Помощник начальника штаба по разведке 879 сп Никита Андреевич Пантелеев (1901 г.р.) вспоминал: «Наш 879-ый полк был ещё на подходе, а взвод разведки уже был на берегу р.Молодой Туд. Вдали на бугре маячила церковь – ориентир для нас, наблюдательный пункт для противника. Это село Холмец – цель нашего наступления. Перед ним, на высоком правом берегу Молодого Туда, расположились, прикрывая Холмец, деревни Васильки, Сазоново, Макарово, Жиганово, Комары, Подсосенники, Яблонька, Пустошка.
Как только стемнело (19 февраля, менее вероятно 18 или 20 февраля) командир взвода полковой разведки Мильто Петр Дмитриевич повел своих разведчиков между Васильками и Редькино. Не встретив противника, разведчики углубились на территорию, занятую противником, километров на 5, и добрались до деревни Макарово. Здесь оказались гитлеровцы. Следуя в обратном направлении, взвод обнаружил противника и в Васильках. Установить силы и систему огня противника более детально не удалось, не было времени, и наша разведка смогла представить только приблизительные сведения».
О характере немецкой обороны на подходе к Холмецу дает представление доклад 1944 года «Немецкая оборона перед фронтом 158 сд». Почему-то майор Чежин – автор доклада – вопрос о «неприступности» Холмеца и больших потерях обходит стороной. Несколько расходится доклад и с журналистскими статьями по истории дивизии.
Цитирую:
«После успешного наступления летом 1941г. на данном рубеже, немцы не сделали никаких подготовительных работ. Обороны в инженерном отношении, как таковой, почти не было.
Оборона состояла из ряда ротных опорных пунктов, причём опорные пункты находились исключительно в населенных пунктах: Васильки, Холмец, льняной завод, Подсосенки, Жиганово, Комары, так что, маскировка отсутствовала».
Опорный пункт роты
Гарнизон 60-70 чел., 4-6 пулеметов. Пулеметы находились в углах зданий, с вырезанными амбразурами, иногда на чердаках. Укрытий для расчетов совершенно не было, кроме крестьянских подвалов.
Опорный пункт местами опоясывался снежным валом, толщиной 1-2 метра, высотой – 1-1,5 метра, облитый водой. Никаких земляных работ не проводилось.
Между опорными пунктами связь была только огневая, скрытое маневрирование исключалось. Стыки доходили до 1,5-2 км.
Инженерных заграждений совершенно не было, за исключением единичных случаев, не влияющих на характер обороны, видимо из-за отсутствия инженерных заграждений и использования не по назначению сапёров.
Противник имел
следующие
преимущества
Подходы к нашему переднему краю противник просматривал на глубину 20-30 км – (господствующая высота была у немцев – О.Д.), отсутствие ( у нас) естественных масок (маскировки), деревни, которые могли быть районами нашего сосредоточения, были сожжены.
Противник полностью использовал естественные препятствия: реки Молодой Туд и Волга, заняв оборону на правом берегу их.
Его подходы (противника) с нашей стороны не просматривались.
«Как мы знаем из армейской сводки, к 18.00 20.02.1942г. Морщиково без большого боя было занято нашими частями, которые тем самым блокировали с севера Васильки, находящиеся на правом берегу р. Молодой Туд.
В немецкой сводке записано так: «C 19.00 20 февраля враг с обнаруженных исходных позиций атакует Васильки и Сазоново.» Поскольку Морщиково находится в 300 метрах от Васильков — на другом берегу реки, возможно, после захода в Морщиково какая-то группа из 879 полка пыталась под прикрытием густого тумана с ходу перейти реку, но отошла».
Заход солнца в четверг 19 февраля 1942г. происходил в 17.53 (Ржев). Время на разведку 879 сп заняло не менее 3 часов. Следовательно, не ранее 21 часа 19 февраля (менее вероятно 20 февраля) Мильто с бойцами вернулся в расположение полка и сообщил весьма приблизительные данные о системе огня противника в Васильках. Однако решение о штурме деревни доводилось до подразделений 20 февраля, о чем свидетельствуют воспоминания командира пулеметной роты Георгия Ивановича Рыбникова (1913-1996).
«879 cп сосредоточился в районе деревень Тураи-Загвоздье-Свисталово, в 4-6 километрах от реки Молодой Туд. На командном пункте собрались работники штаба, командиры батальонов и рот. Слушаем приказ командира полка майора А.С.Бондаренко. Первым выступает наш полк в направлении Морщиково, Васильки, Быстрилево, Макарово. Слева атакует 875-ый полк, а затем вступит в бой 881-ый полк. Ближайшая задача: прорвать оборону противника и овладеть деревней Васильки, в последующем овладеть деревней Макарово, перерезав большак Ржев-Нелидово. Дальнейшая задача будет уточнена потом. Первый батальон майора В.В. Есиновского наступает на Васильки в лоб, наш третий, под командованием капитана М.В. Степанова, на правом фланге, второй батальон – во втором эшелоне.
На вопросы, каковы силы противника, расположение его огневых средств и будет ли нашему наступлению артиллерийская поддержка, командир полка ответил: «Силы противника узнаем в ходе боя, артиллерия же отстала и завтра должна подойти». Все разошлись по своим подразделениям доводить приказ до каждого бойца, готовиться к занятию исходного положения».
Указанное совещание происходило, вероятно, утром 20 февраля, хотя из ЖБД 875 сп мы знаем, что направление наступления 879 сп на Морщиково и далее Холмец, без упоминания о Васильках, где группа Мильто обнаружила присутствие фашистов не ранее вечера 19 февраля, было определено приказом дивизии ещё 19 февраля.
Подготовка к наступлению 20 февраля велась скрытно, чему способствовало отсутствие немецких укреплений и охранения на берегу реки. О скрытности дает представление рассказ Рыбникова Г.И.: «Наша третья пулемётная рота правофланговая, справа никого больше нет. В конце дня начался обильный снегопад. Это нам на руку: можно подойти к противнику скрытно. Но впереди у льняного завода минное поле, а за ним речка (Молодой Туд). И невелика она, к тому же – замёрзла, будто бы и не препятствие, но противоположный берег – крутой обрыв без единого выступа, без кустика, за что можно было бы заступиться. С другой стороны, как в такой тьме проверить и обезвредить минное поле? Приданных сапёров у нас не было. А может быть, снег настолько глубок, что не даст минам сработать? Посоветовавшись с политруком роты Цветковым Алексеем Федоровичем (погиб в 1942г.), я принял решение: одному отделению преодолевать минное поле с пулеметом на лодке-волокуше, и в случае необходимости прикрывать движение всей роты. Остальным идти за ним, след в след.
Риск оправдался, минное поле прошли благополучно, рота сосредоточилась под обрывом. Теперь задача – преодолеть и это препятствие. Решили устроить живую лестницу. К обрыву плотно прижался боец, на него взобрался другой, по этой живой лестнице командир взвода Н.Н.Галкин влез с верёвкой наверх. Вскоре там же была и вся рота.
Река делает здесь крутую дугу, которая на 300-400 метров вклинивается в территорию, занятую противником. Таким образом, пулемётная рота оказалась впереди наступавших на Васильки стрелковых подразделений, и их перестрелка с врагом слышалась слева и сзади».
Смущающий момент. Журнал боевых действий (без обложки) некого 599 сп 158 сд весьма скупо сообщает о начале наступления 19 февраля 1942г. и взятии деревни Васильки 1 сб. Поскольку 599 сп не существовало в составе 158 дивизии, то можно предположить, что в центральном архиве перепутали номер полка, и этот журнал вёлся на самом деле 879 сп, и велся нерегулярно. Исходя из этих соображений, можно было бы предположить, что 879 полк получил приказ о наступлении вечером 19 февраля, а в ночь с 20/21 февраля штурмовал Васильки. Однако в краткой истории 158 дивизии тем не менее всё равно утверждается, что штурм Васильков происходил в ночь с 19/20 февраля, то есть на сутки раньше, чем следует из архивных документов.
О. Душин
(Продолжение
следует…)