Одним из центров культурной жизни в Оленино, наряду с Домом культуры и ФОКом, безусловно является Оленинская музыкальная школа, в которой учатся сейчас 47 детей. Это довольно много для поселка. А могло бы учиться и больше. Почему так, и почему музыкальная школа, несмотря на все изменения в обществе, продолжает пользоваться популярностью, мы и беседуем сегодня с ее директором Светланой Ивановной Папазян.
Я боялась
– Признаться, в детстве я не думала, что пойду по музыкальной линии, и уж тем более не думала, что буду преподавать. К этому меня подтолкнул отец. То есть сначала, в 4-м классе, пойти в музыкальную школу меня уговорила подруга. А потом, когда я окончила 8 классов средней школы, именно отец убедил меня поступать в Калининское музыкальное училище имени Мусоргского. А я, откровенно сказать, боялась. Ведь была такой стеснительной девочкой, думала: как я буду выступать, как я буду учить? Мне казалось, что я никогда этого не сумею. Но окончила училище, пообвыклась на сцене во время учебы и вскоре ощутила, что – да, музыка – это моя дорога. И нисколько не жалею, что выбрала именно ее. Вернулась в Оленино, стала работать в музыкальной школе. Вот уже 30 лет работаю. Первое время и сама часто принимала участие в различных мероприятиях, но сейчас уже на это нет времени: только преподаю и «директорствую».
Кстати, выбор инструмента – гитары – тоже сделал за Светлану Ивановну ее отец, который сам в свободное время играл на баяне. Причин было две: во-первых, инструмент легкий, можно возить с собой. Во-вторых, тихий, можно заниматься дома, не мучая соседей. И об этом выборе Светлана Ивановна не жалеет. И дочерям своим тоже привила любовь именно к гитаре.
Одаренных –
много
– Да, обе мои дочери имеют музыкальные задатки. Но старшая выбрала в итоге другую дорогу, а вот младшая, Виолетта, поступила в Тверской колледж культуры имени Львова по специальности «эстрадный вокал». Она с детства поет. Был даже, и пользовался успехом, дуэт «ВиоРия» (Виолетта и Мария). Наверняка, многие его помнят, он до сих пор участвует в мероприятиях округа. А вообще, в школе было немало одаренных детей, которые побеждали в различных конкурсах: и поодиночке, и в составе ансамбля. Вот и в этом году у нас 8 выпускников, и четверо из них 26 мая, на выпускном вечере, получат не просто дипломы, а «красные» дипломы. И еще 15 учеников на отчетном концерте 19 мая были награждены грамотами. Это ли не показатель? Конечно, есть дети более талантливые, есть менее, для каждого из них педагоги подбирают соответствующую программу обучения, к каждому – свои, индивидуальные требования. Но все равно, для каждого, кто окончил музыкальную школу, все это не проходит даром, даже для тех, кто выбрал совершенно другую дорогу в жизни. Вот не так давно мы отмечали 50-летие школы, собралось много выпускников, и они тоже выступали, и выступали даже ансамблем! Ну и, конечно же, мы всегда тесно сотрудничали и сотрудничаем и с ОДК, и с Оленинской средней школой, и с библиотечной системой.
Сейчас в музыкальной школе четыре направления: фортепиано, баян и аккордеон, гитара и изобразительное искусство, о котором мы уже писали ранее. Есть еще и класс сольного эстрадного пения. Всего на данный момент в школе учатся 47 человек, но когда-то было более 50-ти, и даже более 60-ти. В чем же причина такого уменьшения?
Кадровая беда
– Причина банальна: из 4-х педагогов трое – пенсионеры. И просто не получается набирать больше, хотя желающих детей много. Бывает, кого-то, как и меня когда-то, подталкивают к этому друзья или родители, бывает – дети приходят сами. Но мы не в состоянии сейчас принять всех, и перспектива не слишком радостная: где взять новые кадры? В целом же, могу сказать, что интерес к музыке, к музыкальной школе с течением времени не падает, несмотря ни на появление Интернета, ни на что иное. Почему? Можно, конечно, предположить что-то вроде того, что «тяга к прекрасному вечна», но скорее всего, дело тут в том, что выбор, чем заняться детям, в поселке небольшой. Да, много спортивных секций, есть разные кружки в ОДК, но это, в общем-то, и всё. Хорошо, но всё же небогато. Конечно, заметна большая поддержка в вопросе организации детского досуга со стороны муниципальной власти, но есть проблемы, которые и она решить не в состоянии. Та же кадровая, к примеру. И я понимаю, что эта проблема, эта беда, она – общероссийская.
Что ж, будем надеяться на то, что со временем решится и она, ведь развитию глубинки сейчас уделяется огромное внимание и на федеральном уровне. А пока – жизнь продолжается. На улице – всего лишь май, а уже подано 8 заявлений о поступлении. И места ещё есть по направлениям баян, аккордеон и изобразительное искусство. Нет сомнений, что и они, причем в самое ближайшее время, окажутся заняты. А школа и дальше будет процветать.
С. ВЛАДИМИРОВ