Нести добро, дарить заботу…

8 июня отмечается День социального работника. В этот день, проходящий под знаком доброты, чествуют представителей благороднейшей профессии, которые не на словах, а на деле демонстрируют лучшие качества души русского человека – бескорыстие, милосердие, самоотдачу. Именно социальные работники на практике реализуют государственную политику поддержки наименее защищенных людей, находятся в постоянном контакте с ветеранами, инвалидами, поэтому большинство из социальных работников выбрали профессию по зову души и сердца. Сегодня в учреждениях социального обслуживания населения работает более полумиллиона человек. Эта цифра включает в себя и социальных работников, и специалистов по социальной работе. В Оленинском округе отрасль социальной защиты населения представлена Центром социальной поддержки населения и Комплексным центром социального обслуживания населения, куда входит и стационарное отделение для престарелых и инвалидов в Молодом Туде.

В преддверии праздничной даты мы побеседовали с работниками Комплексного центра социального обслуживания населения.

Защита, помощь, поддержка – вот три кита, на которых базируется служба, о которой сегодня речь. Окружить заботой, поддержать добрым словом тех, кто в этом нуждается – это замечательно и достойно уважения. Но задача социальной политики государства – это, прежде всего, финансовая помощь. Финансирования требуют социальные объекты, различные проекты, а в общем и целом ни одна служба в своей деятельности не может обходиться без бухгалтеров.

Ксения Коржикова по образованию юрист, окончила Саратовскую юридическую академию. Однажды, в поисках работы, неожиданно для себя откликнулась на вакансию бухгалтера КЦСОН, прошла собеседование и вот уже пять лет успешно трудится в бухгалтерии центра, пройдя курсы профессиональной переподготовки. «Поскольку я занимаюсь закупками, все сделки на каждой стадии должны быть проведены и оформлены в соответствии с федеральными законами, просто необходимо быть юридически подкованным специалистом, поэтому знания, полученные в юридическом вузе, мне очень помогают. Хочу признаться, что на первых порах было трудновато, но благодаря коллегам, которые всячески помогали, подсказывали, я справилась, освоила новую на тот момент профессию, ну, а сейчас я уже, можно сказать, специалист с опытом. Знаете, абсолютно не правы те, кто считает работу бухгалтера скучной. Совсем нет. Да, работа требует сосредоточенности, внимательности, ответственности, финансы не терпят разгильдяйства. Усилий порой немало уходит, но я не устаю. Мне комфортно работать здесь, в кругу своих замечательных коллег, всегда готовых прийти на помощь дельным советом, просто добрым словом и улыбкой», – сама, при этом улыбаясь, говорит девушка. «Если честно, когда-то мечтала быть исключительно юристом, а вот сейчас – предложи мне кто заманчивую должность по первой специальности – нет, откажусь. Нынешнее место работы не поменяю. Мне комфортно здесь работается, возможно, потому, что мне повезло с коллегами и руководством, отзывчивыми, душевными людьми. А как может быть иначе? Ведь я работаю в системе, которая создана помогать нуждающимся в этой помощи. А помочь, поддержать может только человек с открытой душой. И меня окружают именно такие люди, мои дорогие коллеги. С праздником, вас, единомышленники!»

Наталья Климова пришла в социальную службу еще в 2005 году, 8 лет отработала в должности бухгалтера, затем недолго – специалистом по работе с инвалидами. «В 2013 году мне предложили занять должность специалиста по кадрам. Поначалу пребывала в легком шоке от того, какой объем работы подразумевала эта должность – прием на работу, увольнение, переводы, графики отпусков, командировочные, путевые листы для водителей, должностные инструкции нужно разработать, проведение ни по одному разу инструктажей по охране труда …Личные дела сотрудников, приказы, журналы, графики, отчеты…», – вспоминает Наталья. «На сегодняшний день в службе трудятся 53 сотрудника, я «веду» их всех. Сегодня это уже несложно, потому, что я выработала свой индивидуальный «план действий» – завела для себя обязательное правило – в конце рабочего дня план работы на следующий день обязательно записывать в ежедневник. Вообще, рабочие задачи у меня расписаны и по месяцам, в том числе. На рабочем столе ежедневно появляется с десяток новых «напоминалок», их систематизирую, «включаю в план» своей работы. Ничего нельзя забыть, отложить на потом, пропустить или не сделать, кадровик не имеет на это право…Именно так, грамотно распределив свое рабочее время, получается успевать все – и то, что связано с кадровой работой, и исполнять при этом функции юрисконсульта.

Хочется сказать огромное спасибо коллегам, которые и на первых порах, и по сей день в случае необходимости всегда подскажут, посоветуют, помогут. Вообще, наш коллектив очень дружный, сплоченный, неравнодушный. Мы все, кто бы какую должность ни занимал, звенья одной цепочки, одной системы, направленной на оказание помощи самым социально незащищенным слоям населения. У нас не принято разделять обязанности, не было случая, чтобы кто-то заявил, что решение вопроса выходит за рамки должностных обязанностей. О таком и речи в нашем коллективе не может идти. Мы – одно целое, возникают трудности у одного, решаем все вместе. Понадобилась помощь соцработнику – сели, поехали к бабуле, я нашла к ней подход, успокоила, решили проблему. Кстати, никто из тех, кто открывает дверь в наш кабинет, обращается с вопросом, просьбой, не уходит без решения проблемы, откликаются, вникают в проблему посетителя все – независимо от занимаемой должности. Ну вот еще пример – во время пандемии, в самый ее пик, все вместе занимались распределением, вручением продуктовых наборов. Не одну неделю сидели, выверяли, составляли списки по категориям нуждающихся, чтобы никого не пропустить, не забыть. Ездили, вручали коробки с продуктами, чтобы наши нуждающиеся в помощи земляки смогли легче пережить тот трудный период.

Я люблю свою работу, нравится чувствовать «нужность» того, что делаю. Благодарна судьбе за то, что свела меня с моими замечательными коллегами, которых сегодня от всей души поздравляю с нашим общим праздником!

«Профессия социального работника остается одной из самых нужных, востребованных. Здесь не может быть безразличия – в сфере социального обслуживания нужно работать с открытым сердцем к людям, тем, кто нуждается в посторонней помощи и уходе». Так считает социальный работник КЦСОН Дмитрий Павлов. В социальной службе Дмитрий оказался по воле случая, пять лет назад в поисках работы узнал, что требуется человек на должность социального работника. «Поначалу просто пропустил это предложение, ведь до этого трудился совершенно в других сферах, да и всегда был уверен, что ухаживать за бабушками-дедушками – это чисто женское занятие. Но в какой-то момент подумал – а почему бы и нет? И вот уже пять лет я – соцработник», – рассказывает наш собеседник. «Среди моих опекаемых есть те, кто знает меня с детства, с ними проще было найти общий язык, но с некоторыми было сложнее – ведь люди старшего возраста не всегда легко идут на контакт, не сразу доверяют малознакомому человеку. Но постепенно, шаг за шагом, научился понимать своих старичков, и сегодня работа приносит только положительные эмоции».

Трудовые будни социального работника насыщенные. У Дмитрия семеро подопечных. Соцработник навещает каждого по мере надобности, у него имеется «согласованный» с каждым «план посещений и мероприятий», все должно идти по графику. Правда, соцработник Павлов всегда на связи, в случае «форсмажора» – тут же откликается и решает беспокоящую бабулю проблему. Вообще, круг обязанностей или, как сегодня принято говорить, социальных услуг – достаточно широкий и индивидуальный для каждого пожилого человека. Помимо домашних, бытовых хлопот среди обязанностей социального работника –закупка продуктов, лекарств, товаров первой необходимости, сопровождение подопечных в больницы и госучреждения, получение медикаментов по рецептам. Все это требует немало времени, терпения и сил. Но не меньше, чем физическая помощь, пожилым людям нужна поддержка, искреннее, душевное общение. Выслушать, утешить, помочь добрым словом – все это не входит в перечень «социальных услуг», но подчас оказывается самым важным для пожилых людей. «Иногда все сделаешь, уже собираешься уходить, но не можешь, чувствуешь, бабулю что-то беспокоит, она расстроена, а значит, обязательно нужно поговорить. И когда после душевной беседы признаётся, что на сердце полегчало – значит, труд твой ненапрасный. А еще не передать словами, как светятся глаза стариков, когда в День рождения я первым, а порой и единственным, прихожу в дом с поздравлениями, не по графику, а просто так, прихватив с собой в качестве «презента» домашний пирог, испеченный загодя супругой»…

Социальный работник – профессия, которая требует немало физических и эмоциональных затрат. Работать в этой сфере непросто, ведь далеко не каждый человек способен разделить чужую боль, сопереживать, поддержать, предоставляя при этом полный «набор» социальных услуг. Поэтому большинство из социальных работников выбрали профессию по зову сердца. Дмитрий Павлов пришел сюда случайно, но остался и планирует задержаться надолго именно по состоянию души. «Искренне поздравляю всех, кто имеет отношение к этой нужной и важной ( в чем убедился сам) профессии, с праздником! Терпения, благополучия, здоровья вам и всем нашим бабушкам и дедушкам!»

Поддержка и оказание помощи одиноким пожилым людям на дому – бесценна. Но есть люди преклонного возраста, которые в силу обстоятельств считают своим домом Молодотудское стационарное отделение для престарелых граждан и инвалидов. Многие годы успешно руководит учреждением Н.В. Семенова. Трудно переоценить труд тех, кто ежедневно, ежечасно ухаживает и заботится о пожилых, не вполне здоровых людях. Для многих одиноких и немощных стариков, инвалидов работники социальной службы стали самыми близкими, дорогими людьми.

…Пожалуй, ни одна другая профессия не требует от человека столь безграничного гуманизма, сострадания, как труд работника социальной службы. Вы приходите на помощь тем, кто в ней нуждается больше всего, –старикам и инвалидам, больным и сиротам. Нередко вы заменяете людям близких. Случается и так, что социальный работник становится единственной опорой оставшегося без поддержки человека. Ваш святой труд достоин глубочайшего восхищения. Спасибо вам за то, что вы своими стараниями, заботой, теплом своих сердец приносите в мир добро и радость! От всей души желаем вам крепкого здоровья, большого счастья и неиссякаемых душевных сил! Пусть искренняя благодарность и уважение всегда будут заслуженной наградой за ваш самоотверженный труд!

С. БЕЛЯКОВА