Третье воскресенье июня – особая дата в календаре. В этот день мы отмечаем День медицинского работника.
Накануне замечательного праздника мы побеседовали с будущим блистательным врачом – в этом нет ни капли сомнения – студенткой второго курса Тверского медицинского университета, нашей землячкой. Вот что рассказала о себе, об учебе и о жизни эта позитивная, легкая в общении, большая умница и просто красавица Варвара Бухарева.
– Выросла я в дорогом сердцу поселке Мирный, окончила 11 классов Мостовской средней школы имени Сергея Козлова, до сих пор с гордостью рассказываю всем своим новым друзьям и знакомым, что училась в школе, которая носит имя героя Чеченской войны. Вообще, школьные годы вспоминаю с большой теплотой, скучаю по учителям, одноклассникам…Иногда накатывает ностальгия по тем беззаботным дням, по времени, когда еще продолжалось детство…
Желание стать врачом у меня появилось еще лет в 7, тогда эта была просто детская мечта. Но я становилась старше, и эта мечта только крепла, причем в желании связать свою жизнь с медициной поддерживала вся родня, среди родственников есть медики. Поначалу представление об этой профессии было довольно размытое, немного наивное – врач, человек в белом халате, исполняющий благородную миссию – спасать людей, заботиться об их здоровье. Решила двигаться к цели, думать о предстоящем поступлении в медицинский вуз. В школе начала более углубленно изучать химию и биологию, эти предметы, помимо обязательных, выбрала для сдачи и в девятом классе, и в одиннадцатом. Честно скажу, в выпускном классе «штудировала» эти науки, зачастую даже через «не хочу», не позволяла себе лениться, знала, что мне просто необходимы эти знания. Кстати, год окончания школы, время сдачи ЕГЭ и поступление в вуз выпал на пик пандемии, антиковидные ограничения внесли корректировку в графике сдачи экзаменов, все шло не по плану. Если честно, когда что-то идет не по плану, происходит сбой «в программе», меня это выбивает из колеи, начинаю волноваться и нервничать. Но взяла себя в руки, понимая, что просто обязана сдать экзамены максимально результативно, ведь для поступления в любой медицинский вуз просто необходимы высокие баллы по ЕГЭ. Мама, все родные очень переживали, но вместе с тем я ощущала огромную поддержку. Экзамены остались позади, где-то в глубине души до последнего сомневалась, хватит ли моих баллов для поступления, как же тянулись дни в ожидании решения приемной комиссии, и вот уже в августе долгожданное известие – я прошла по баллам, зачислена на 1 курс Тверского медицинского университета по целевому направлению. Так что, лето 2020 года прошло в режиме нервозности и напряжения. Вот уж точно говорят в народе – хуже всего ждать и догонять…
– Вы знаете, – улыбаясь, продолжает свой рассказ Варя, – до середины августа не знала, поступлю – не поступлю, но настолько мы с мамой в душе на это надеялись, что заранее купили мне мой первый, такой хрустяще-белоснежный медицинский халат…как же мне хотелось его быстрее надеть! Как-то по-детски я рассуждала мысленно: «Ну вот, у меня теперь есть настоящая униформа доктора, теперь меня просто обязаны принять, ну как иначе, что ж, такому халатику пропадать, что ли?». Единственное, переживала, что вот шапочка, необходимый атрибут студента-медика, мне совсем не пойдет…но готова была носить этот белый чепчик целыми днями, даже спать в нем, только бы меня взяли в заветный медицинский университет! Изначально подавала документы на два отделения – педиатрия и лечебное дело, в результате выбрала все же лечебное дело. По окончании вуза буду врачом общей практики.
Волнение по поводу поступления позади, но впереди ждал еще один почти что стресс – это заселение в общежитие. Может быть, покажется смешным повод для очередного переживания, но мне, домашней девочке, было страшновато. Но опасения были напрасны – общежитие понравилось само по себе, вполне комфортно. Сразу же познакомилась и подружилась с девочками, соседками по комнате, они были на год старше, стали наставницами, помогли освоиться.
И началась она, студенческая жизнь. Запомнился первый день, проведенный в стенах университета. Занятий в тот день не было, нас собрали для знакомства друг с другом и с педагогическим составом, ну и, конечно же, с самим прославленным вузом – Тверским медицинским университетом. Незабываемое впечатление оставила экскурсия по университету, особенно кафедра анатомии. Почему-то именно в тот момент я точно осознала, что медицина – мое призвание, и выбор будущей профессии – единственно верный.
Началась учеба. Первые три недели даже не помню, как пролетели, столько интересного, столько нового! Правда, поначалу было много непонятного и необычного. Та же система оценок, здесь все было по-другому, не как в школе – балльно-накопительная система, о боже, что это? Оказалось, что в течение всего семестра копятся баллы, потом они переводятся в проценты, процент переводится в оценку, зачет – не зачет…Требовалась серьезная перестройка, в общем, в течение учебного дня приходилось получать, переваривать и усваивать столько новой информации, что из универа приезжала и просто валилась с ног, что называется. Первый месяц пролетел как миг, и только, когда жизнь студенческая вошла в более-менее спокойное русло, появилось время оглянуться назад. Я вдруг осознала, что живу теперь одна, без мамы, не дома, а в пока еще не очень знакомом большом городе, и все проблемы должна решать сама…Почему-то эта мысль в тот момент меня так испугала, что я тут же позвонила маме – недолгие гудки, и вот в трубке такой знакомый, родной голос. Не выдержала, заревела, чем очень напугала маму, в следующую секунду плакали уже обе… «Ты умница, ты справишься, я верю и безумно тебя люблю, знай, родная, что я далеко, но каждую секунду с тобой», – успокаивала мама. И я справилась, некоторые моменты сейчас вспоминаю с улыбкой, вот же, глупышка была…Но как же я скучала тогда, да и сейчас скучаю по маме, по родному дому…
…Было трудновато, когда занятия в вузе проходили дистанционно, в университете не задают «домашку», разжевывая тему урока перед этим. На пару студент уже должен приходить подготовленным, а готовиться нужно по лекциям, которых в режиме ограничений из-за пандемии не было, приходилось изучать материал самостоятельно. И вообще, конечно, вскоре стало понятно, что учеба в вузе – это совершенно не то, что в школе, иной формат, огромный объем информации, сложнейшие предметы, более глубокое их изучение. Ну что, учила, часами читала, где-то просто «зубрила». Порой казалось, что вся информация просто не поместится в голове, нет, все поместилось, к полученным знаниям сейчас добавились новые. Просто нужно научиться всю новую информацию структурировать, раскладывать по полочкам…
В течение учебного процесса студенты получают теоретические знания, но есть и практические занятия, например, по анатомии. Помню, сколько было у нас восторгов, когда на первом занятии нам предложили изучать настоящие человеческие кости… Начали с костей, позже изучали каждый человеческий орган в натуральном виде. Представляете, впервые увидеть воочию всю кровеносную систему и само сердце, оно не бьётся, но оно вот, перед глазами, такое же, только живое – у меня, у вас…Несмотря на то, что предмет этот полюбился многим, он труден, очень. Ведь помимо посещения «анатомички», необходимо порой чуть ли не наизусть учить, как функционирует тот или иной человеческий орган или система, чего стоит нервная система, извините за каламбур, но – больших нервов…Очень признательна педагогу по анатомии В.М. Калиниченко, первое впечатление складывалось, что это очень жесткий, бескомпромиссный человек. Но, по прошествии времени, стало понятно, что педагог болеет душой за каждого студента и старается сделать из нас настоящих профессионалов, чтобы знания студентов были не поверхностными, а фундаментальными, глубокими и полными. Медицина не терпит пробелов в знаниях и умениях, любая пропущенная тема в процессе учебы однажды может стоить пациенту здоровья, а то и жизни…
Несмотря на то, что учиться, прямо скажем, нелегко, я никогда не пропускала пары: учила, учила, учила, в итоге по предметам получила пятерки «автоматом», без экзаменов. После окончания первого курса во время практики в одной из больниц я, пусть и в качестве младшего медработника, но уже прикоснулась непосредственно к профессии медика, бесценен был опыт наблюдения за работой врачей, медсестер, которые успевали не только выполнять свои ежедневные обязанности, но и стали наставниками, делились опытом, давали советы на будущее. Непередаваемые ощущения оставило общение с больными, ведь я впервые самостоятельно могла оказать помощь человеку, который доверил здоровье, в том числе и мне, неважно, что на том этапе мне доверили только отвезти, например, пациента на процедуры. Но я горда была и этим – ведь тем самым внесла свою малую толику в огромное благое дело – сохранение здоровья человека.
Успешно окончив первый курс, пройдя практику, побывала в составе активистов, волонтеров-медиков университета на базе отдыха в Ногинске – впечатлений – море! А так, каникулы провела дома, в своем любимом, тихом, уютном Мирном.
Второй курс в плане учебы был сложнее – к предметам общей направленности добавились такие, как микробиология, биохимия, гистология, физиология, лекции по ним невозможно пробежать глазами, как говорится, «по диагонали» и запомнить. Только учить, часами читать, вникать, запоминать, только так. Свободного времени не оставалось совсем, все занимала учеба. Третий семестр пролетел, готовиться к очередной сессии начала сразу после встречи Нового года. Пока все сидели за столом, доедали праздничные салаты, я карпела над учебниками, «грызла гранит науки». Сдала все успешно. Кстати, и второй курс в целом окончила достойно – мои труды оценили, получила по предметам «автоматы», то есть, экзамены мне сдавать не пришлось, у меня будут стоять пятерки по всем предметам. Я не хвастаюсь, но очень рада и, честно, горда собой, думаю, что заслужила это. Поговаривают, что третий курс чуть ли не самый сложный, но, знаете, меня трудности никогда не пугали, уверена – все осилю, выучу, усвою и сдам все предстоящие экзамены на уровне, такой уж у меня характер – планку не опускать…
Хочу выразить огромную благодарность маме за ее поддержку, понимание, участие буквально в каждом дне моей жизни, это неоценимо. Благодарю своих преподавателей за наставничество, за то, что делились с нами не только знаниями, но и жизненным опытом. В преддверии Дня медика поздравляю весь преподавательский состав Тверского медицинского университета, своих сокурсников, всех медицинских работников и желаю здоровья, терпения, сил, успехов в работе, личного благополучия! Надеюсь, что у меня тоже получится стать хорошим врачом, как можно эффективнее применять полученные в вузе знания, самоотверженно стоять на страже здоровья своих земляков.
Вот такую молодежь – талантливую, целеустремленную, амбициозную – взращивает оленинская земля. Мы гордимся такими молодыми людьми, как Варвара и очень надеемся, что пусть не все, но некоторые из них уже дипломированными специалистами станут возвращаться на свою малую родину. Кстати, героиня нашей зарисовки поделилась, что после ординатуры планирует вернуться работать по направлению. Такие кадры всегда нужны!
Дорогие наши врачи и весь медперсонал, сил вам и здоровья, пусть окружают вас любящие близкие и благодарные пациенты!
С. БЕЛЯКОВА