Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования. О том, что это такое и какие изменения ждут наши общеобразовательные учреждения в новом 2022-2023 учебном году, мы поговорили с заведующей методическим кабинетом Управления образования Татьяной Анатольевной Федоровой.
– Татьяна Анатольевна, сейчас в средствах массовой информации и педагогических кругах активно ведется обсуждение перехода начального и основного общего образования на ФГОС третьего поколения. Хотелось бы понять, что это такое и что нового эти стандарты внесут в систему образования?
– ФГОС – это утвержденный на государственном уровне документ, который устанавливает требования к образовательным программам. В соответствии с ФГОС пишут учебные и методические пособия, рассчитывают количество времени, отводимое на учебные предметы, определяют требования к аттестации, формируют задания по ОГЭ и ЕГЭ.
С 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В общеобразовательных организациях нашего округа в новом учебном году переход на новые стандарты будет осуществляться пока только в первых и пятых классах.
В 2023-2024 учебном году переход на новые стандарты будет осуществлен в 1-7 классах, в 2024-2025 учебном году – в 1-9 классах.
– Какие бывают ФГОС?
— На каждой ступени образования – свои стандарты. Для общеобразовательных организаций: ФГОС НОО (начального общего образования, 1-4кл);
ФГОС ООО (основного общего образования, 5-9 кл);
ФГОС СОО (среднего общего образования, 10-11 кл); ФГОС образования обучающихся с ОВЗ.
– Для чего разрабатываются ФГОС?
– В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, содержания образовательных программ начального и основного общего образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья. А еще эти стандарты дают хорошую возможность для детей при переходе из одного общеобразовательного учреждения в другое, адаптироваться в новом образовательном пространстве.
Что же касается новшеств и особенностей нового стандарта, давайте разбираться.
Во-первых, новые стандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами. Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.
Во-вторых, в новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные.
В-третьих, новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ. Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».
На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».
В предыдущей редакции ФГОС были только общие установки на формирование определенных компетенций. Школы сами решали, что именно и в каком классе изучать. Поэтому образовательные программы в каждой школе были собственные, а результаты обучения недетализированные. Новые ФГОС устанавливают строгие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине на обоих уровнях образования.
В-четвертых, новые ФГОС учитывают особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
В-пятых, рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и цифровых образовательных ресурсов ( ЦОР) по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.
В-шестых, новые стандарты НОО и ООО разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей. Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход.
В-седьмых, теперь новый ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.
Второй иностранный язык перестает быть обязательным. Он вводится в учебный план по усмотрению общеобразовательной организации при наличии материально-технической базы для его введения и наличии кадрового обеспечения.
Изменились требования к информационно-образовательной среде. Согласно старым ФГОС у учеников в школьной библиотеке должен быть доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов. Сейчас новые ФГОС определяют, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения.
Старые ФГОС предъявляли общие требования к оснащению кабинетов. Новые ФГОС ООО установили требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. Например, в кабинетах естественно-научного цикла должны быть комплекты специального лабораторного оборудования.
В новых ФГОС требований к психолого-педагогическим условиям стало больше. При этом акцент сделан на социально-психологической адаптации к школе. Также описали порядок, по которому следует проводить психологопедагогическое сопровождение участников образовательных отношений.
Старые ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны не реже, чем раз в три года. Новые ФГОС эту норму исключили. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог может проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но указания, как часто он должен это делать, теперь нет.
Становление новой системы образования ориентировано на вхождение России в мировое образовательное пространство. Это сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, ФГОС важны как для педагогов, так и для школьников. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России: выдвигают требования к содержанию программ, условиям реализации и ожидаемым результатам учеников.