Российские железные дороги объединяют страну

7 августа страна отметила День железнодорожника. Этот профессиональный праздник – один из самых известных и уважаемых в России. Не только из-за того, что его традиция уходит в почтенные старинные времена позапрошлого века, но и потому, что стальные магистрали опоясывают и объединяют всю нашу «страну огромную». Обратимся к истории. Железная дорога не просто подарила людям уникальную возможность транспортировки пассажиров и грузов на дальние расстояния, она также кормила, вовлекая в сферу своего обслуживания, представителей многих профессий. Машинисты, кондукторы, обходчики, начальники вокзалов – все они составляли особое трудовое сообщество. Неудивительно, что тогдашнему министру путей сообщения князю Михаилу Хилкову пришла на ум идея учредить специальный праздник. Дату для него поначалу «привязали» к событиям 30 октября 1837 года: тогда от Санкт-Петербурга до Царского Села отправился первый русский поезд. Но глухая российская осень – не самое подходящее время для народных гуляний. А торжество как раз планировалось отмечать широко и повсеместно. В результате нововведение решено было приурочить к годовщине рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог в России, в результате праздник был учрежден Приказом по Министерству путей сообщения от 9 июля 1896 года. Отмечался он ежегодно 25 июня (6 июля по новому стилю). После 1917 года праздник был забыт почти на двадцать лет.

30 июля 1935 года руководители советского правительства встретились в Кремле с группой передовиков-железнодорожников. На приёме присутствовали не менее четырёхсот человек – истинных мастеров своих профессий: стрелочники, диспетчеры, машинисты, дежурные по станции, начальники дистанций, участков и депо, руководители служб и дорог, работники политотделов. Все при параде, надев новые пиджачные пары и блистая отгуталиненными ботинками. Речь шла главным образом не о поощрениях, а о том, как лучше работать. Ведь железнодорожный транспорт не имел права отставать от высоких темпов роста промышленности в период индустриализации, в годы первых пятилеток, в десятилетие, когда страна создавала новые отрасли промышленности, начинавшиеся со стальных магистралей, которые, как позже выяснилось, были готовы и к военным испытаниям. Поэтому разговор вышел внешне благодушный, но в подтексте – суровый. Было ясно, что, если железнодорожникам не удастся выполнить требования правительства, санкции последуют строгие. Впрочем, руководство государства понимало: нельзя только требовать и давить. Нужно было подумать и о высоком престиже столь важной для страны работы. Тем более к машинистам в то время относились почти как к лётчикам – с восхищением, они были героями мальчишеских мечтаний. Современная техника, высокие скорости, ощущение продуманного риска – всё это привлекало, создавало притягательный ореол вокруг профессий машиниста, конструктора локомотивов, строителя пути.

Первостепенную важность железных дорог в то время осознавали все, кто задумывался о стране, её будущем. В газетах писали о «маяках» и «знатных людях» отрасли, о стахановцах стальных магистралей. Вот машинист Пётр Кривонос провёл тяжёлый угольный состав со средней скоростью, почти вдвое превышающей общепринятую плановую.

Вот другой машинист – Василий Богданов на комсомольском паровозе «ФД» на Октябрьской железной дороге промчал товарный состав повышенного веса с рекордной скоростью. А конструктор Коломенского паровозостроительного завода Лев Лебедянский предложил новые решения для строительства самых мощных и современных локомотивов, которые возили рекордные по весу товарные поезда. Такими успехами гордились, героев награждали, у них учились, их фамилии знала вся страна. Все эти люди в тот день были в Кремле. Но важны не только их достижения – действительно полезные и новаторские. Эти неординарные личности заставляли тысячи людей поверить в себя, поверить в то, что на железной дороге можно проявить способности, отличиться, став полезным и для страны, и для своей семьи.

А если есть герои – необходимы и праздники. Железнодорожники давно писали и своему наркому, и самому товарищу Калинину, и даже Сталину о том, что хорошо бы возродить профессиональный праздник, объединяющий машинистов и рабочих, крупных столоначальников и кочегаров. Эта идея пришлась ко двору. В тот же день в Кремле созрело решение: празднику быть. Через год вышло Постановление «Об установлении ежегодного Всесоюзного дня железнодорожного транспорта Советского Союза 30 июля».

29 июля 1936 года вышел экстренный выпуск газеты «Гудок», в котором было напечатано Постановление Правительства СССР «О праздновании Дня железнодорожного транспорта Советского Союза». Именно так первоначально назывался этот праздник. И отмечали его, без преувеличений, всей отраслью. Машинисты, кочегары, путейцы к этому дню старались продемонстрировать новые достижения, показать высочайшее мастерство. Сначала – ударный труд, потом – здравицы, премии и тосты.

Несколько лет праздник отмечали именно в этот день – 29 июля. А в 1940 году очередным постановлением Совнаркома было решено перенести торжественную дату на первое воскресенье августа. В предвоенные годы праздник отмечали широко и громко – с парадами физкультурников из общества «Локомотив», с триумфальными совещаниями, на которых награждали отличившихся, с весёлыми застольями, которые в этот день шумели по всей стране, включая самые глухие, пустынные территории, куда пришла железная дорога. Митинги, концерты, праздничные поздравления на всю страну по радио… Каждый пассажир в этот день ощущал, что в соответствии с известным лозунгом в стране жить стало не только лучше, но и веселее.

Окончательное – лаконичное и ёмкое – название «День железнодорожника» утвердилось в начале 1980-х. Традиции праздника переходили и переходят из поколения в поколение. Его отмечают не только железнодорожники, но и пассажиры, и устои эти не подлежат ни отмене, ни пересмотру.

…Какая из профессий на железной дороге самая важная? Кто-то, отвечая на этот вопрос, скажет, что это – машинист электровоза, кто-то – дежурный по вокзалу, а кто-то назовет самой важной работу монтера пути.

И все окажутся правы, потому как на железной дороге нет второстепенных профессий. Без машиниста не поедет поезд, механик электрооборудования обеспечит правильную работу автоматики, а путейцы своевременно проверят и, в случае необходимости, отремонтируют железнодорожное полотно.

Но, перечисляя железнодорожные специальности, среди важных нельзя не отметить еще одну – дежурного по станции. Именно от его работы зависит вся организация движения поездов на станции большой или малой, именно по его команде отправляются и прибывают на станцию поезда – пассажирские и грузовые. Он, своего рода, станционный главнокомандующий. Вот с таким специалистом, дежурной по станции Мостовая, мы недавно побеседовали. И вот что рассказала нам Валентина Николаевна Юшко:

– Родилась я в городе Майкоп Краснодарского края. В 1980 году окончила восемь классов. Приехала в гости к сестре в город Ржев и уже там решила поступить в училище на повара. Когда вернулась домой, в Майкоп, поделилась планами с родителями, но отец выбор не одобрил, предложил попробовать работу железнодорожника. Согласилась, и уже в сентябре 1980-го начала обучение по профессии дежурного по станции в Ржевском техническом училище №8, отучилась три года, окончила его с отличием. Признаюсь, на первом курсе еще очень смутно представляла, кем буду, но на втором стали выезжать работать на станции. Помню, первая моя станция была Мохерово, вот там, на месте, стало понятно, что это за работа и, знаете, очень понравилось, особенно – ощущение динамики вечного движения. Конечно, уставала, но то была приятная усталость.
Так началась моя трудовая деятельность. В 1983 году я окончила училище и осталась работать на станции Мостовая в должности дежурного по станции. В 1984 году вышла замуж, в 1985 году родилась первая дочь, в 1990 – вторая. Дети подросли, и я вернулась на работу. В современной жизни все течет стремительно, развивается железнодорожная отрасль из года в год и совершенствуется, и в какой-то момент стало понятно, что пришло время повысить квалификацию, получить новые знания. Поэтому в 2000 году я поступила в Великолукский техникум железнодорожного транспорта и успешно окончила его.
Так, сфере железнодорожного транспорта посвятила практически всю жизнь, здесь я уже 37 лет, хоть работа дежурного по станции –труд не из легких. Смены и в ночь, и в день, когда у большинства выходные и праздничные дни – мы, работники железнодорожного транспорта – на посту. Профессия эта требует не только определенных знаний, но и особого внимания, концентрации сил, умения принять правильное решение, ведь от этого зависят жизни людей. Два года назад вышла на пенсию, но уходить на заслуженный отдых не планирую, пока будет по силам – буду работать, ведь профессия моя ответственная и очень интересная, да что скрывать, железная дорога – это вся моя жизнь.
Так получилось, что именно я положила начало династии железнодорожников – после меня на железную дорогу пришел мой брат, сейчас он трудится начальником станции Мончалово. Мои дочери тоже пошли по стопам мамы – обе работают дежурными по станции Ильмановка.
Я люблю свою работу, я безгранично люблю свою семью и признаюсь, что чувствую себя счастливой женщиной. Мои замечательные дочери состоялись в этой жизни, и я очень благодарна судьбе за это, а особенно за то, что мои девочки подарили мне внуков! Можно сказать, что я многодетная бабушка – имею трех внуков и внучку – разве это не счастье?

…Сегодня, чтобы структура железных дорог работала без перебоев, приходится задействовать труд огромного количества людей. При этом по характеру деятельности их профессии сильно отличаются: одни предполагают тяжелый физический труд, другим нужна мгновенная реакция, третьим не обойтись без глубоких технических знаний. Российские железные дороги сегодня – это не только современная, высокотехнологичная и быстро развивающаяся компания, но и большой коллектив профессионалов, сотрудников самых разных специальностей и квалификаций, которые вкладывают все свои силы, знания и умения в единую цель – сделать жизнь миллионов людей лучше. Спасибо вам за ваш ежедневный трудовой подвиг!

Железная дорога –
как судьба,
Как выбранная в жизни раз дорога,
Куда бы ни бежала
бы она,
Пускай кончается
у вашего порога.
С. БЕЛЯКОВА