Алексей МУХИН: Для нас главная проблема – кадры… и я пока не вижу путей ее решения

Приближается Новый год. А в новогоднюю ночь принято не только желать здоровья друг другу, но и задумываться о здоровье собственном. А соответственно – о том, как и где можно его поддержать и поправить, то есть – о доступном здравоохранении. Что нас ждет в этом плане в ближайшем будущем, об этом мы и поговорили с главным врачом Оленинской районной больницы Алексеем Яковлевичем Мухиным.

Из столицы –
в глубинку

– Родился я в Ленинграде в 1966 году. Окончил Ленинградский санитарно-гигиенический мединститут, работал в Новгородской области, потом в самом Санкт-Петербурге, а в 1995 году переехал в Оленино, где занял должность главного врача Оленинского центра госэпиднадзора. Почему переехал? Да времена были такие, такая вокруг стояла разруха, развал, что, честно говоря, большой разницы между «северной столицей» и районом в Тверской области просто не было. А тут предложили знакомые, я и согласился. И проработал в этой системе 19 лет. В начале 2000-х ее начало трясти – преобразование за преобразованием, в результате в 2014 году Оленинское отделение (уже – только отделение) закрыли и предложили ездить на работу в Ржев, что было крайне неудобно. Между тем, в Оленинской ЦРБ в это время не было главного врача, был «исполняющий обязанности», и как-то так случилось, что эту должность, по согласованию со всеми инстанциями, с коллективом, предложили занять мне. Я согласился. Хотя, честно говоря, тогда еще не совсем понимал, что это такое, всё же до этого работал немного в другой, хоть и тоже медицинской, сфере.

Надо отметить, что к столь резкой перемене обстановки – из столицы – в самую глубинку, поначалу категорически негативно отнеслась жена Алексея Яковлевича. Зато сейчас она не собирается никуда уезжать, считая Оленино очень удобным, ухоженным и комфортным для жизни местом. Любят его и дети – двое сыновей. Хотя работать всё же намерены в Санкт-Петербурге. Впрочем, при сегодняшнем положении дел, это неудивительно.

Кадров нет нигде

– Да, нет рабочих мест с приличной зарплатой и перспективой. А у нас, в медицине, просто нет кадров. И это – проблема не Оленинского округа и, наверное, даже не только области. Вот сейчас у нас почти все врачи предпенсионного и пенсионного возраста. Узких специалистов в поликлинике нет вообще, и взять их неоткуда. Раньше мы приглашали хотя бы совместителей, которые приезжали время от времени, так сейчас не найти и их. Знаю, что такая же ситуация сейчас и в самой Твери. Кадровая проблема не может не отражаться и на ФАПах. Да, они есть, Олегу Игоревичу Дубову удалось в свое время их отстоять, и пусть они сейчас в большинстве и не соответствуют современным требованиям, но они все же есть. Есть два новых, строится третий. Вот вам конкретные примеры только по ним. В Гусево пока все хорошо, там отличный фельдшер, но она уже пенсионного возраста. Кто ее сменит, когда она уйдет? В Каденке был фельдшер – молодой специалист. Отработала год – и уехала. В Козлах, где ФАП сейчас строится, решение о строительстве принималось в 2020 году, когда там был фельдшер. Сейчас его уже нет. А ФАП строится. И нам еще предстоит решать эту проблему.

Так что всё зависит от кадров. Окружная власть делает в этом плане всё, что в её силах – доплачивает ежемесячно 5000 рублей молодым специалистам – врачам и 2000 рублей – среднему медперсоналу. Сделала бесплатным проезд фельдшеров на муниципальных автобусах, что тоже очень важно. Но это практически всё, что она может, и по своему финансовому положению, и по структурной подчиненности больницы. Так как же привлечь людей?

Что мы можем
предложить?

– Каждый год в медуниверситете проходит «Ярмарка вакансий». Приезжаем мы, главврачи районных больниц области. И приезжают представители вроде бы таких же больниц, но из Подмосковья. И показывают слайды выпускникам: вот – новые здания больниц, вот – самое современное оборудование, вот – служебная квартира, а еще и ежемесячная доплата от муниципалитета тысяч этак в 30… А что можем предложить мы? Пока есть такая разница в наших возможностях, вполне понятно, что поедут выпускники не к нам, а именно к ним. И, кстати, только деньгами этот вопрос тоже не решить: больницы, оборудование, перспектива, да и сами условия жизни – вот что привлекает молодого человека. Разрешить такую ситуацию может либо исчезновение этой разницы в возможностях (что маловероятно), либо – принудительное, «по-советски», распределение молодых специалистов. Существующее целевое обучение таких гарантий не дает: от него очень легко можно отвертеться, «спрятаться», наконец – просто выплатить все положенные деньги и остаться в том же Подмосковье. Да, у нас недавно пришел один «целевик» – молодая врач-педиатр, мы очень ею довольны, сейчас отправили ее в ординатуру. Уверен, что она вернется. Ждем еще двоих – в следующем году и через два года. Приедут ли они – не знаю. Очень хочется в это верить.

А нам хочется верить еще и в то, что в следующем году сдвинутся вопросы ремонта здания больницы и поставок нового оборудования. Обращения по этому поводу уже составлены больницей совместно с администрацией округа и находятся сейчас на рассмотрении в областных инстанциях. Хотя, конечно, кадровой проблемы они не решат. Это – в сфере влияния уже, разве что, власти федеральной.