Катастрофа «русского «Титаника»

31 августа 1986 года в порту Новороссийска сухогруз «Петр Васев» протаранил пароход «Адмирал Нахимов», в результате чего в борту парохода образовалась пробоина размером около девяноста квадратных метров. На борту круизного судна в тот момент находилось 1243 человека, из них – 423 человека погибли.

Приписанный к Одессе «Адмирал Нахимов» был построен в 1925 году в Германии и назывался тогда «Берлин». До 1939 года он совершал регулярные рейсы через Атлантический океан. В 1946 году пароход перешел во владения Советского Союза в счет военных репараций и был переименован.

В 1949-1957 годах судно прошло капитальный ремонт в ГДР. С 1957 года корабль находился на балансе Черноморского морского пароходства и совершал круизные рейсы вдоль берегов Черного моря. Свой последний ремонт и классификацию «Адмирал Нахимов» прошел в январе-апреле 1985 года в Варне (Болгария), и тогда ему был определен срок службы до 30 ноября 1986 года. Длина судна составляла 174 метра, ширина – 21 метр, высота борта – около 12 метров. На нем имелось два плавательных бассейна, кинозал, танцевальные площадки, библиотека, детская столовая и многое другое.

31 августа 1986 года в соответствии с планом круиза пароход пришел в Новороссийск, где оставался до десяти вечера. После этого времени судно отошло от причала и последовало к выходу из Цемесской бухты, в северо-западной части которой располагается город. В это же время в бухту входил сухогруз «Петр Васев» большего водоизмещения, на борту которого было около тридцати тысяч тонн ячменя из Канады. Судна сближались на пересекающихся курсах. По всем международным морским правилам первым путь уступает тот, кто находится слева, то есть «Адмирал Нахимов». В этой ситуации пароходу достаточно было повернуть на 25-30 градусов вправо, и суда свободно разошлись бы левыми бортами. Но в этот раз береговой пост регулирования движения судов решил иначе. И в 23.12 ч. произошло столкновение под углом, близким к прямому. Произошло это на расстоянии четырех километров от берега мыса Дооб. «Петр Васев» врезался бульбом –подводной частью носа – в правый борт пассажирского парохода. Удар пришелся между машинным и котельным отделениями. Как уже потом выяснили эксперты, образовалась пробоина размером девять на десять метров. Наскочив на «Адмирала Нахимова», сухогруз на несколько секунд завис на нем носом и лишь затем только грузно попятился назад. После расщепления пароход ушел по инерции вперед и стал крениться на правый борт из-за поступающих огромных масс воды. Через несколько минут на поврежденном судне погасло все освещение. По инерции пароход прошел еще 900 метров, ложась на правый бок и медленно погружаясь в воду.

В это время на палубе матросы спускали на воду шлюпки и сбрасывали плоты, благодаря чему свои жизни спасли сотни людей. Через 7-8 минут после столкновения «Адмирал Нахимов» затонул, затягивая в водную воронку множество людей, не успевших отплыть подальше, а также тех, кто ушел на нижние палубы помочь другим пассажирам найти свои спасательные жилеты, надеть их и подняться на открытую палубу. Судно легло на дно Цемесской бухты на правый борт на глубине 47 метров. Через пять минут после погружения парохода сухогруз «Петр Васев», тоже получивший повреждения, начал движение к месту катастрофы. Но ему пришлось остановиться, чтобы не раздавить людей, которые находились в воде. С него был спущен мотобот, который отправился на помощь. Из Новороссийска в район аварии были отправлены катера, суда, боты и лодки для оказания помощи потерпевшим крушение. В результате спасательных работ из воды были спасены 820 человек. В корпусе затонувшего корабля и на грунте в районе катастрофы остались 344 человека, из них –279 погибших вскоре были подняты водолазами. То, что они увидели в каютах и проходах затонувшего судна, словами было не передать. Видя нагромождения тел, некоторые водолазы лишались рассудка. При выполнении подводных работ погибли два водолаза. Работать в отсеках парохода стало опасно, поэтому последовало распоряжение о прекращении водолазных работ, связанных с поиском погибших.

Всего в этой страшной катастрофе погибло 423 человека, 65 человек навечно остались лежать в трюмах затонувшего «русского «Титаника», который и по сей день покоится на дне моря. Территория радиусом в 500 метров официально объявлена местом захоронения – здесь запрещено бросать якорь.