Отмена карательной психиатрии плохо сказывается даже в глубинке
Полностью довольных людей не бывает. Одному хотелось бы стать президентом, да не получается, другому – слетать на Марс, да не на чем. Практически у каждого человека можно обнаружить какое-то нереализованное желание. Правда, вряд ли сей факт сильно осложняет ему жизнь. Ну нет, так нет, что ж делать – не более того. А вот полностью недовольные люди при этом все же встречаются. Их немного, но они есть. И это осложняет жизнь не только им самим, но и окружающим. Могла бы помочь карательная психиатрия, если не вылечить, так хотя бы изолировать подобных индивидуумов. Да где она? Вот и приходится терпеть, стараться не обращать внимание на всяческие сумасшедшие выходки. Но не всегда это получается.
Вот вам конкретная история. Жила-была учительница. Немолодая, довольно опытная, еще с советским образованием. Работала себе, учила детей. Звезд с неба не хватала, но регулярно получала грамоты, благодарности и премии. И вроде бы все у нее было хорошо и стабильно. Злые языки, правда, рассказывали, что дома у нее, в семье, в отличие от работы, все не так радужно: выгнала, мол, она из дома сначала беременную дочь, а потом и сына, отношений с ними (а точнее – они с ней) не особо поддерживают, в общем – как-то всё не совсем педагогично. Хотя, что лезть в чужую семейную жизнь? Мало ли, какие скелеты там развешаны по шкафам, главное, что на людях учительница выглядит вполне пристойно, а на работе к ней претензий нет. Правда, когда-то (достаточно давно) глава района отказался согласовать ее представление к званию «Заслуженный учитель» ввиду отсутствия каких-либо серьезных заслуг у среднестатистического и ничем не примечательного педагога. Но и тогда она вида не подала, молча и надолго затаив обиду…
Но это – пока была работа тихой и ничем не примечательной сельской учительницы, абсолютно далекой от любой политики. А потом судьба сделала вираж.
Некоторые пенсионеры иногда увольняются с работы, чтобы оформить индексацию пенсии и вернуться на свое место снова. Точно так же сделала наша «героиня», но обратно в родную школу ее уже не взяли. Это было за год до печальных событий 2017 года, и явно ни политика, ни районная администрация были ни при чем. Говорят, коллектив педагогов сам был рад избавиться от коллеги, вечно создававшей склоки по самым мелким поводам. За пределами родной школы и родной деревни про нее в то время по-прежнему никто не вспоминал.
Но тут грянул майский «майдан», сразу после которого ничем не примечательная пенсионерка превратилась в «звезду» оппозиционной части местного Интернета. А среди адекватных жителей за ней прочно закрепилось прозвище «Шапокляк». Уж очень манеры похожи. Не будучи участницей самих событий 15 мая 2017 года, старушка, по радикализму своих текстов в Сети в духе Навального и Новодворской, оставила далеко позади всех лидеров и организаторов того самого «майдана». Текстов стало недостаточно, и уже в скором времени она стала размещать в соцсетях свои фото с плакатами, которые рисовала по любому поводу и вставала с ними в самых разных местах. Вставала в центре Твери, в райцентре. Не ленилась позировать с плакатом и на ближайшем колхозном поле, где, видимо, вела агитацию среди птиц и мышей, оказавшихся единственными зрителями «политической акции». Однажды дама провела фотосессию у себя в огороде, держа в руках плакат в поддержку преступника, который в тот момент был арестован за нападение на местную администрацию, а сейчас продолжает находиться в местах не столь отдаленных. Все это размещалось в Интернете, набирало просмотры, а также лайки от «демократических активистов» из Твери, небольшой группы дачников и отставных «элитариев», оказавшихся не у дел после мая 2017 года или даже в более ранний период.
Если в масштабах района она достаточно быстро застолбила за собой нишу выжившей из ума скандалистки, то в родной деревне она смогла найти наивных людей, решивших воспользоваться ее «услугами» в качестве тарана для решения своих проблем. В итоге «таран» оказался бумерангом. После того как бывшая учительница, в присутствии высоких областных лиц, предложила закрыть соседнюю школу, чтобы сохранить ее в своей деревне (где оставались четыре ребенка и пять учеников) – произошел обратный эффект. Их умирающая школа закрылась в кратчайший срок, а соседняя – получила серьезную помощь на свое развитие. Если бы не бурная активность неугомонной пенсионерки, то, возможно, пару лет эта школа еще бы просуществовала – пока не выпустился последний ученик. Аналогичным образом, именно в результате ее нездоровой и непрерывной «политической активности», деревня потеряла территориальный отдел, свой избирательный участок и, самое главное, оказалась в «стоп-листе» при формировании всех муниципальных программ. Результаты «протестной деятельности» действительно впечатляют – но это совсем не те результаты, на которые рассчитывали ее земляки.
Правда, недовольной пенсионерке пришлось не только бороться, но и обороняться. В процессе передачи имущества из закрытой школы в другие учреждения выяснилось, что в школьном музее, которым много лет заведовала эта учительница, каким-то образом имелись и три неразряженных, то есть способных в любую минуту взорваться, боеприпаса времен войны. Наша «героиня» всячески отмежевывалась от сего факта, но доказательств такой её вопиющей халатности оказалось более, чем достаточно, и лишь по счастливому для нее стечению обстоятельств всё закончилось лишь обсуждением и осуждением – без привлечения правоохранительных органов и статей Уголовного кодекса. Были вызваны саперы, снаряды благополучно обезвредили, составив по этому поводу официальный акт выполненных работ.
Но с той поры Остапа, то есть нашу «героиню», окончательно понесло. Сыграло в этом свою огромную роль и ее знакомство с возможностями сети Интернет, которыми она регулярно, рьяно и, с нескрываемым удовольствием, пользовалась. Как же! Ведь можно, хоть каждый день, проводить «одиночный пикет» в собственном огороде, но представить его в Сети как реальное «протестное движение»! Можно написать откровенную ерунду, но, тем не менее, получить на нее массу откликов и даже привлечь подписчиков! Можно вообще, не вставая с дивана, высасывая из пальца или какого-то другого органа самые фантастические «новости», создавать себе имидж «правдоискателя» и «борца за справедливость». Ведь вряд ли кто-то из ее читателей и почитателей (которых, правда, не так уж и много), будет выяснять, правда ли всё написанное ею или нет.
Следует и с некоторым уважением отметить, что все эти методы были опробованы нашей героиней даже несколько раньше, нежели их взял на свое вооружение небезызвестный украинский ЦИПСО («центр информационных и психологических операций»), у авторов данной статьи даже возникли было сомнения в первоначально правильном прочтении первой буквы этой аббревиатуры. Правда, здесь, в наших краях, размах такой деятельности был, конечно, пожиже.
Тем более, что основной его сутью и целью было всего лишь… устранение главы района и смена районного руководства. Не меньше. Но и не больше. Только лишь это. И потому все, чем могла заполнять интернет-пространство наша пенсионерка, касалось именно этого: наврать про отсутствие света или воды, выступить в защиту бандита и наркомана, прицепиться к не совсем правильной формулировке документа, устроить скандал вокруг многодетной семьи мигрантов, «поднять волну» против строительства мусороперерабатывающего завода, причем неважно, где именно его собираются строить и собираются ли вообще. Главное – «поднять вопрос», сделав это как можно глупее и эпатажнее. И грех было бы думать, что, имея массу свободного времени, находясь на заслуженном отдыхе, наша пенсионерка отказалась бы и против старых, добрых, «доинтернетных» видов «борьбы за правду» в виде всевозможных жалоб и обращении во все инстанции, вплоть до Администрации Президента. И проверяющие по ее обращениям настолько зачастили было и в район, и в ее родную деревню, что против нашей героини ополчились уже и те, кто раньше относились к ней вполне спокойно или даже сочувственно. Не случайно, она, попытавшись было пойти на выборы местных депутатов, потерпела унизительнейшее поражение, после чего уровень ее «народной поддержки» стал предметом многочисленных и обидных насмешек. В ответ дама выдала «сенсацию» о червяке, плавающем в водопроводе у нее дома. Правда, все просьбы продемонстрировать публике фото несчастного червя остались без ответа. Уполз, наверное. Или дальше уплыл… Зато пользователи соцсетей теперь знают, что в определенном моральном состоянии ловить можно не только «белочку» или чертей, но и червей.
В числе ее коллег и единомышленников (назвать их «друзьями» не поворачивается язык) осталась лишь небольшая горстка таких же, как она, всем недовольных, но, в отличие от нее, недовольных с конкретными, довольно меркантильными целями. Одна была недовольна властью, поскольку та мешала ей «крутить» собственный бизнес, другой мечтал сам оказаться в числе «власти», третий сидит «на зарплате» за размещаемый «контент»… И лишь одна эта наша пенсионерка вела и ведет «непримиримую борьбу» всего лишь по зову собственной души, совершенно искренне, и, как поговаривают, даже абсолютно бескорыстно.
Что, как мы понимаем, является ничем иным, кроме как симптомом хорошо известного психического расстройства. И даже не одного. Провести же полное обследование нашей «героини» не представляется возможным, к сожалению, теперь и визиты к психиатру, и тем более, лечение возможны лишь с личного согласия пациента, а его, как мы понимаем, нет и не предвидится. Пока проявления болезни не станут опасными для окружающих не только в моральном, но и в физическом плане. Впрочем, подозреваем, что ждать этого осталось недолго.
Н. ВЕТРОВ