Сельская школа – феномен для нашей страны особенный. Неотделимое от жизни села культурное и социальное явление, имеющее в России большую историю. Есть даже периодизация исторического развития сельской школы. Историки выделяют несколько основных этапов. Первый этап – догосударственный, когда существовали так называемые «домашние школы». Данный период характеризуется возникновением и распространением частных, инициируемых крестьянской общиной, школ, в дела которых государство не вмешивалось. Второй этап – становление и развитие системы государственного образования – с начала XVIII в. до 1860-х гг. и период возникновения и развития земских школ – с 1860г. до октября 1917 года.
Данный период характеризуется государственным участием в организации обучения крестьянских детей, которое проявлялось разнообразно – от законодательных актов до контрольной функции. Главные качественные характеристики сельской и особенно земской школы связаны с широким масштабом распространения по всей территории страны, а также с новаторской педагогикой, дидактикой и практикой обучения и воспитания детей в традициях отечественной сельской культуры. Огромный вклад в развитие сельской школы внес наш соотечественник Сергей Александрович Рачинский, который поднял народную школу на новый уровень и воспитал целую плеяду известных людей.
В советский период происходит становление и развитие системы советского школьного образования на селе. Существенно увеличивается количество и разнообразие сельских школ, повышается общий уровень образования на селе. 90-е годы, конечно, характеризуются турбулентностью, которая затрагивает и сельские школы. Образуется серьёзный набор проблем: отток населения в города, слабая материальная обеспеченность школ, происходит общее запустение. Инерцию этих разрушительных процессов можно ощущать до сих пор. Много надо сделать, много исправить. Но самое главное, что появилось четкое понимание того, что без села – нет будущего. Без сельской школы, сельского учителя – нет перспектив у всей страны.
Россия будет жить, пока будет жить провинция. С первого взгляда эти слова кажутся пафосными, но лишь для тех, кто не знаком с природной и социокультурной средой, традициями, сельским укладом жизни. Здесь чувствуется особый, волшебный, русский дух, который так хотят познать и покорить иностранцы. Поэтому так важно поддержать село, поддержать школу. Основная проблема сельской школы сегодня в том, что становится меньше детей. Это результат еще одного стереотипа, который пришел в нашу страну в 90-е годы вместе с капитализмом: нужно ехать в город. Наверное, когда-то это было так. Но не сейчас. Большие города сегодня перенасыщены людьми, соответственно и школы. Среда для развития детей не то, чтобы неблагоприятная, а губительная: экология, продукты, ограниченный «каменными джунглями» досуг – все это не способствует здоровому развитию ребенка. Кто-то может сказать, что в городах уровень образования выше. Можно поспорить.
Во-первых, численность класса. В городах в день несколько смен, где учатся по 30 человек в классе в нескольких параллелях (можно представить уровень загруженности педагогов). В сельской школе – как в дорогих частных – по несколько человек. Второй момент: современные технологии. Они открывают доступ к качественным учебным материалам вне зависимости от того, где ты находишься. Третье: педагогический состав. Зачастую в сельских школах уровень профессионализма педагога выше, чем в городе. Хотя бы потому, что за плечами у опытных учителей – советская школа подготовки педагогических кадров. А самое главное, конечно, сами дети. Сельские дети – особенные. Они не испорчены влиянием токсичной для детского сознания окружающей среды. У них есть детство «оффлайн», взаимодействие с природой, с красотой. Поэтому они с детства знают, что такое Родина и испытывают чувство патриотизма, любви к своему Отечеству. Не потому, что так сказала мама или учитель в школе, а потому, что оно искреннее, идущее из глубины их сердца. И очень бы хотелось, чтобы сельских детей становилось больше. Чтобы живым было село и школа.
Это наши традиции и наше будущее. Конечно, не просто разубедить всех тех, кто едет в город «за лучшей жизнью», особенно молодых. Пусть едут, попробуют. Важно, что есть много тех, кто уже «насладился» урбанизмом и готов работать, жить на селе. Но таким людям нужна помощь и поддержка от государства, хотя бы просто информационная. Сейчас существуют различные программы, «Земский учитель», например. Но масштаб ее реализации не соответствует масштабу нашей страны и не покрывает реального дефицита кадров на селе.
***
Вот эти наблюдения основаны на опыте, пускай и не очень большом. Я не так много времени работаю в школе, но попала в нее, можно сказать, из другого мира. И была приятно удивлена всему, что увидела, с какими людьми познакомилась. Друзья иногда спрашивают: что меня мотивирует ездить в отдаленную местность, работать, учить? Ответ один: очарование русской глубинки, воплощенное в детях, людях, природе. И твердое ощущение, что это вклад в возрождение сельской школы, который – впереди.
Е. АНТОНОВА