Региональные электоральные эксперты приступили к мониторингу хода избирательной кампании по выборам Президента России

В региональном штабе общественного наблюдения состоялось обсуждение  доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» «Отвечая на вызовы времени: подготовка к выборам Президента Российской Федерации 2024 года» (Доклад НОМ).

В Докладе НОМ дан развёрнутый анализ готовности избирательной системы страны и института общественного контроля к выборам Президента Российской Федерации в марте 2024 года. Основной акцент сделан на эволюцию института гражданского независимого наблюдения и контроля за выборами в целях обеспечения законности и легитимности избирательного процесса, отражения организационных и информационных угроз.

Региональная экспертная группа штаба поддержала принципиальные выводы Доклада НОМ:

  • в Российской Федерации обеспечены необходимые условия для успешного проведения выборов Президента России в 2024 году;
  • установлены единые непротиворечивые правовые требования для всех участников выборов;
  • создана прозрачная и понятная система гражданского контроля за соблюдением требований законодательства в ходе выборов, голосования и подсчета голосов;
  • в ходе выборов будут применяться только проверенные и удобные формы организации процесса голосования, востребованные избирателями: многодневное голосование, голосование по месту пребывания, видеонаблюдение, электронное голосование.

Рассадин Сергей Валентинович — эксперт регионального штаба наблюдения, доцент кафедры политологии Тверского государственного университета, кандидат философских наук: «Проанализировал доклад Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» «Отвечая на вызовы времени: подготовка к выборам Президента Российской Федерации 2024 года», который ранее был представлен на площадке МИА «Россия сегодня». Как специалист, занимающийся электоральными процессами в современной России, хочу отметить высокий профессиональный уровень его авторов, отражающийся как в логически выверенной структуре доклада, отвечающей основным компонентам начавшегося избирательного процесса, так и в целостности и полноте проведенного экспертами анализа.

Юридически выверенная и предельно актуальная экспертиза готовности избирательной системы Российской Федерации к выборам Президента РФ в значительно усложнившихся условиях демонстрирует, по мнению авторов доклада, ее устойчивость к весьма непростым вызовам, инспирируемым со стороны так называемого «коллективного Запада». Комплексный анализ всех юридических и организационных новелл предстоящих выборов в тоже время показывает способность нашей электоральной системы к быстрым и качественным изменениям в ответ на эти вызовы, причем с четким соблюдением фундаментальных избирательных прав граждан России.

Большое внимание авторы доклада уделяют оценке готовности системы общественного контроля за выборами. Подробный анализ действующей у нас модели независимого общественного наблюдения за выборами отражает крайнюю значимость данного политического инструмента, что обусловлено как расширившимися избирательными технологиями (прежде всего, ДЭГ), так и очевидными попытками делегитимизации предстоящих выборов. Отдельно хочу отметить, что авторы доклада не ограничились представлением результатов собственного анализа, но и разработали четкие рекомендации, направленные на совершенствование процесса подготовки к проведению президентской кампании».

Антонова Нана Алиевна — эксперт регионального штаба наблюдения, заведующий кафедрой конституционного, административного и таможенного права юридического факультета ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», доктор юридических наук: «Ассоциация НОМ очень ответственно подошла к исследованию, анализу системы осуществления общественного контроля за избирательным процессом. Положительно оценив подготовку избирательных комиссий, обеспечивающих выборы, авторы при этом отметили важность независимого общественного контроля. На начальной стадии подготовки выборов НОМ оценивает состояние и устойчивость нашей избирательной системы очень высоко. Главное, чтобы в ходе проведения выборов система устояла в случае внешнего воздействия. Вот здесь как раз эффективный общественный контроль должен проявить себя в полную силу и осуществлять контрольные мероприятия не только в отношении органов, обеспечивающих выборы, но и в отношении иных участников избирательного процесса.

Начавшаяся в Тверской области подготовка общественных наблюдателей акцентирована на выработке практических навыков противодействия  информационным угрозам и предупреждения нарушений избирательного законодательства, избирательных прав граждан. Портфель кейсов, рассматриваемых на образовательных семинарах, насчитывает около 50 реальных ситуаций в УИК, которые встречались в практике общественного наблюдения с 2018 года. Кандидаты в общественные наблюдатели заинтересованно учатся способам оценки нарушений и их влияния на результаты выборов, предупреждения и реагирования на возможное деструктивное поведение участников выборов в УИК и территориях, к ним примыкающим».

Яковлева Наталья Григорьевна — эксперт регионального штаба наблюдения, доцент кафедры уголовного права и процесса юридического факультета ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», кандидат юридических наук: «В Российской Федерации стартовала избирательная кампания по выборам  Президента Российской Федерации. В условиях беспрецедентного санкционного и информационного давления на нашу страну крайне важно обеспечить эффективный общественный контроль за процедурой подготовки и проведения выборов на всех этапах кампании. В этой части Доклад НОМ является добротной методологической основой для электоральных экспертов, тренеров-преподавателей, работающих на образовательных семинарах для наблюдателей. Их качественная подготовка необходима для того, чтобы в процессе осуществления своей деятельности наблюдатели могли компетентно, со знанием особенностей законодательства о выборах, накопленным личным практическим опытом наблюдения за выборами сопровождать избирательную кампанию.

Общественные наблюдатели, прошедшие серьезную подготовку, изучившие соответствующие нормативно-правовые акты, хорошо разбираясь в процедуре выборов, способны проследить за соблюдением легитимности голосования, грамотно и оперативно отреагировать на случаи нарушения избирательного законодательства. В Тверской области многодневное голосование процедурно отработано общественными наблюдателями на местных выборах в 2022 и 2023 годах, его особенности понятны общественным наблюдателям. Полагаю, что система общественного наблюдения справится с предстоящей работой».

В тверском регионе будут развёрнуты все направления общественного контроля за выборами: наблюдение на избирательных участках, вне помещений для голосования, видеофиксация и видеонаблюдение, публичная экспертиза, мониторинг СМИ и социальных сетей, работа с обращениями граждан.

Региональный штаб наблюдения, рабочие группы в нём созданные, готовы оперативно оценить и профессионально отреагировать на любое отклонение от законного хода выборов – будь то нарушение закона или провокация, деструктивное поведение кого-то из участников избирательной кампании, распространение недостоверной информации, манипулирование общественным мнением. Независимость и объективность при этом — основные принципы гражданского контроля на выборах.

Пресс-служба Тверской скорой медицинской помощи