Забытый подвиг

Всё дальше и дальше уходят от нас суровые годы войны, всё меньше остаётся на земле ветеранов, которые могли бы поделиться с нами воспоминаниями о тех годах. Мы – последнее поколение, при котором живы участники тех событий.

Смоленская область, апрель 1942 года.

«Немцы совсем озверели. Фашистские банды за 3 дня сожгли 24 деревни. Деревню Кишкинцы сожгли, население поголовно уничтожили. Чудом спаслись двое из 75 жителей. Детей рядами клали на дорогах. Затем подавили их танками. Одну женщину бросили в огонь, когда её дом уже догорал, затем туда же бросили и трёх её малюток», – писал в своём донесении секретарь Духовщинского райкома КПСС Пётр Цуранов. В деревне Марково фашисты привязали к берёзкам двух девочек, облили их бензином и подожгли за то, что они варили партизанам картошку. В эти дни по всем немецким штабам был разослан приказ: «Немедленно приступить к изъятию или принудительной депортации … всего пригодного для работы населения для отправки в Германию».

Все понимали необходимость вывести детей с оккупированной территории, возглавить колонну предложили М. И. Вольской.
Матрёна Исаевна Вольская родилась 6 ноября 1919 года в деревне Задириха Смоленской губернии. Девочка с детства мечтала стать учительницей и после окончания школы поступила на заочное отделение педагогического техникума. Там же она познакомилась со своим будущим мужем. В июне 1941 года она закончила учёбу по специальности «учитель младших классов».

Я часто думаю о том, какой она была. Что почувствовала, услышав страшную новость? Новость, которая в один миг перечеркнула мечты о тихой счастливой жизни рядом с любящим мужем в окружении детей не только дома, но и на любимой работе.

Уже через месяц началась оккупация, учителя Дорогобужского района создали подпольную организацию, в которую вошли Матрёна Исаевна со своим мужем. Они собирали боеприпасы, занимались разведкой, распространяли сводки Совинформбюро. В конце ноября 1941 года подпольщики ушли в партизаны. В отряде Матрёна Исаевна была разведчицей, участвовала в боевых действиях. В 1942 году она была награждена орденом Боевого Красного Знамени.

Девушки, женщины той страшной войны! Как вы смогли вынести всё это? Женщине предначертано нести любовь, дарить миру новую жизнь. Но на первый план вышла жертвенность. Вы готовы были пожертвовать собой, даже своей жизнью, для спасения чьих-то детей, не думая о том, что придётся ради этого вынести? Разве это не проявление Любви в самом высоком понимании этого слова?

Для проведения операции «Дети» были составлены карты заминированных участков, проложены вероятные маршруты следования. Детей было решено выводить на станцию Торопец через Ильино и Старую Торопу, длина маршрута была 200 километров. 200 километров пешком, 3 молоденькие женщины (им всем не было ещё и 25 лет) и около 2000 детей в возрасте от 10 до 17 лет! Детей младшего возраста решено было не брать из-за невозможности выдержать этот длинный путь. Матрёне Исаевне должны были помогать учительница Варвара Сергеевна Полякова и фельдшер Екатерина Ивановна Громова.

24 июня началась операция «Дети». Но в первый же день всё пошло не так, как было запланировано. Партизаны получили сведения, что немцы знают о переправе и будут делать всё, чтобы её не допустить. Решено было вести детей по другому, более трудному, маршруту. Продукты, взятые в дорогу, быстро закончились. Сколько могут унести с собой дети, да и сколько еды было в разорённых немцами сёлах? На четвёртые сутки все мечтали дойти до деревни Ильино, где должен был быть пункт питания.

От голода уже кружилась голова, перед глазами мелькали радужные пятна. В голове мелькали мысли: «Ещё полчаса, и мы дойдём, поедим, отдохнём и пойдём дальше! Какие же большие и яркие пятна перед глазами, какое зарево из них! Я дойду, я смогу, я должна довести детей! Нет, это не зарево, это немцы бомбят Ильино!» Спрятались в лесу. Рефреном билась в голове ещё одна мысль: «А ведь мы могли бы уже быть там!». Переждали бомбёжку и снова двинулись в путь. Питались тем, что попадалось по дороге: грибами, ягодами. Но страшнее голода была жажда. В разрушенных сёлах, которые им попадались по дороге, немцы в каждый колодец сбрасывали тела расстрелянных жителей, подходы к речкам и ручейкам были заминированы.

Что должны были чувствовать сопровождающие женщины, глядя на голодных, измождённых детей? Как могли выдержать всё это? А ведь Матрёна Исаевна носила под сердцем собственного ребёнка. Где находила она силы для того, чтобы каждой ночью, после трудного дневного перехода, проверять безопасность маршрута, уходя на 20 километров вперёд и возвращаясь обратно?

Больше месяца длился этот переход. 28 июля вышли к Северной Двине. Вода! Дети рванулись к реке. Но вдруг появились 3 немецких самолёта и начали обстреливать детей. Матрёна Исаевна с помощницами, не думая о собственной безопасности, стала направлять детей к канавам и ямам. К счастью, жертв не было, ранена была только одна девочка.

В начале августа дошли до Торопца. Но….состав был ещё не сформирован, нужно было подождать ещё несколько дней. За это время подходили новые колонны, и к дате отправки насчитывалось уже 3240 детей. 5 августа состав двинулся на Урал. На станции Бологое детям испекли 500 килограммов хлеба из мякины и жмыха. По 150 граммов на каждого ребёнка… каждого голодного ребёнка! Рядом с детским эшелоном стоял эшелон с советскими солдатами, которые отдали детям 100 килограммов сухарей. Когда разделили, получилось почти по целому сухарю на ребёнка. Но все были счастливы!

Дети были слишком ослаблены. Многие просто не доехали бы до Урала. Было принято решение закончить маршрут в городе Горький. В акте приёмки было записано: «Дети имеют ужасный вид, почти не имеют одежды и обуви. Приняли от Вольской 3225 детей». Почти все дети были живы! В этом же акте приёмки было отмечено, что 15 детей оставили эшелон в Ярославле, решив вернуться домой.

После войны М.И. Вольская была направлена на работу в Городецкий район и до 1976 года работала учителем начальных классов. Своего ребёнка Матрёне Ивановне удалось сохранить, хотя мальчик родился раньше срока, и роды были очень тяжёлыми. Муж Матрёны Исаевны после окончания войны вернулся домой. У супругов родилось ещё трое детей. Матрёна Исаевна была очень скромным человеком и никогда не считала, что они с помощницами совершили подвиг.

Лишь в 1975 году участники похода рассказали о нём. Только благодаря им этот подвиг не остался забытым. В 1977 году, за год до своей смерти, Матрёна Исаевна встретилась с детьми, которых она выводила. Ушёл почти год, чтобы уговорить Горьковское телевидение сделать передачу о М.И. Вольской. К сожалению, к этому времени Матрёна Исаевна из-за тяжёлой болезни уже почти не могла говорить, поэтому программа была основана на рассказах участников этой операции и вышла в эфир18.12.1978 года, а через 5 дней, 23.12.1978 года, Матрёны Исаевны не стало. Ей было всего 59 лет.Алёна Коршакова,
ученица 8 класса
Гусевской школы