22 июня 1941 года мирный труд колхозников, рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений района, как и всех советских людей, был прерван вероломным нападением на нашу страну фашистских захватчиков. В первый день войны в нашем районе, как и во всей Калининской области, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР было объявлено военное положение.
Для всех жителей, молодых и старых, с того самого момента закончилось мирное время. Стали вводиться строжайшие военные порядки, создавалась обстановка высокой дисциплинированности и жесточайшей ответственности. В частности, в Оленино в целях обеспечения порядка и государственной безопасности был учрежден пост начальника гарнизона. На основании его приказа с 24 июня в районном центре вводился особый военный режим работы предприятий, организаций и учреждений, регламентировались правила поведения граждан на территории поселка, вводилось патрулирование по улицам, определялись меры по противовоздушной обороне. Все это вызывалось обстановкой на фронте, тем, что фашистские войска, несмотря на большие потери и героическое сопротивление воинов Красной армии, продолжали рваться вперед.
В первые же месяцы Великой Отечественной войны Оленинский и Молодотудский районы вошли в число прифронтовых.
В дни Смоленского сражения – крупнейшего сражения начального периода войны – был создан Резервный фронт. На территории Оленинского района проходило развертывание 24-й и 28-й резервных армий. Эти армии получили приказ – подготовиться к долговременной обороне. В июле началось строительство оборонительных сооружений на линии Осташков-Селижарово-Оленино-р.Днепр-Спас-Демянск-Киров. Смысл этого решения заключался в том, чтобы создать на московском направлении глубоко эшелонированную, непреодолимую для врага, оборону.
В нашем районе начались грандиозные строительные работы, в которых принимали участие не только воины резервных частей и соединений, но и большое количество гражданского населения, как местного, так и прибывшего из других районов области. В кратчайший срок, в течение июля-сентября, было выполнено важное правительственное задание. Были сооружены противотанковые рвы, доты, дзоты, многочисленные траншеи, блиндажи, площадки для установки крепостных орудий и многое другое. К середине сентября основные работы уже были выполнены, в огневых точках устанавливались орудия и крупнокалиберные пулеметы.
Наряду с этим поселок Оленино, его железнодорожная станция, стали пунктом сосредоточения войск, выдвигаемых из глубины страны и направляемых на важнейшие участки смоленского направления.
Смоленское сражение, проходившее с 10 июля по 10 сентября, послужило началом боевых действий на территории Калининской области. На калининской земле действовали две правофланговые армии Западного фронта – 22 и 29, соединения 22-й армии с 25 августа вели упорные бои с фашистами в районе Торопца, 29-я армия – с 22 августа – в районе Старой Торопы, Ильина, Жарковского.
Под давлением превосходящих сил противника войска этих армий к 10 сентября отошли на рубеж: озеро Селигер, Пено, Андреаполь, Западная Двина, где сдерживали врага до 5 октября 1941 года.
В это тяжелое для всей нашей страны время трудящиеся Оленинского района, активно помогая воинам возводить оборонительные сооружения, самоотверженно трудились на предприятиях, в организациях, на полях и фермах колхозов. За двоих-троих трудились наши люди в то время. А обстановка все больше накалялась. Над Оленином и другими населенными пунктами все чаще стали появляться фашистские самолеты. Ранним июльским утром они разбомбили недалеко от железнодорожной станции Оленино санитарный поезд. Фашисты прекрасно видели опознавательные знаки, но не посчитались с международными правилами. В сентябре сильной бомбардировке был подвергнут сам райцентр. Погибли многие оленинцы.
И к нам пришли фашисты
В конце сентября – первых числах октября фашисты начали наступление на Москву. И к середине октября 1941 года вся территория Оленинского и Молодотудского районов была ими оккупирована. Для наших жителей наступило страшное время – период оккупации. Но оленинцы не склонили головы перед гитлеровцами.
В районе заранее были созданы партизанские отряды для того, чтобы мстить врагу. Они ушли в лесистую часть района: пенские, кострицкие и карские леса. Командиром районного партизанского отряда был утвержден председатель райисполкома Николай Павлович Цветков, комиссаром – секретарь райкома партии Петр Романович Иванов, начальником штаба – заместитель председателя райисполкома Василий Петрович Рощин. За время с начала оккупации и по 25 марта 1942 года, когда часть района была освобождена Советской армией от фашистских оккупантов, партизанский отряд провел 38 боевых операций. В результате уничтожено 282 немецких солдата и офицера, взято 8 пленных, расстреляно 12 шпионов и предателей, выведены из строя 3 пушки, кухня, фургон, 2 автомашины, захвачены трофеи: ценные документы, 15 ручных пулеметов, в том числе 5 авиационных, 11 автоматов, 179 винтовок. Потери партизан за это время – 8 человек убитых, 11 раненых.
В конце октября 1941 года организовался партизанский отряд в лесах Городковщины, возле деревни Большая Малявня, из командиров и красноармейцев, выходивших из окружения под Вязьмой. Партизанскую борьбу этого отряда возглавил бывший военфельдшер Владимир Иванович Попов. На первых порах этим партизанам большую помощь оказали местные жители, особенно семья Фроловых из Большой Малявни.
Отряд Попова совершал рейды в Бельский и другие соседние районы. Он долгое время держал под контролем шоссейную дорогу Духовщина-Пречистое-Белый, а потом перекрыл ее. Фашисты в течение нескольких дней не могли доставлять по этой дороге живую силу, технику и боеприпасы к фронту.
В марте 1942 года в оккупированном Оленине был развешен приказ фашистского коменданта, извещавший о том, что расстреляно несколько человек, которые не проявили «лояльности» к новым властям. В числе погибших были братья Александр и Анатолий Богдановы, Алексей Лейша и другие. В то время им было по 14-16 лет. Они любили свою Родину, им очень хотелось жить. Но они ненавидели фашистов, стремились им всячески вредить. Под руководством Александра в поселке была создана молодежная подпольная организация, ее членами являлись многие пионеры Оленинской средней школы. Рискуя жизнью, ребята ходили в места бывшего укрепрайона, там они находили для себя оружие, запасались боеприпасами. В одном из дзотов ими была найдена большая пачка листовок к немецким солдатам. Юные подпольщики разбрасывали их по поселку, где были расквартированы фашисты. Пионеры разыскали старый детекторный радиоприемник, приняли несколько радиопередач из Москвы. Работая на лесозаводе, члены этой организации стремились все делать для того, чтобы как можно скорее выходило из строя оборудование, чтобы предприятие не работало.
Далеко не опытными были юные подпольщики, они плохо владели методами конспирации. Под видом советского военнопленного в доверие к ребятам вошел один из немецких наемников. Он и предал молодых патриотов. Несмотря на пытки, братья Богдановы не выдали остальных членов организации. Оставшиеся в живых молодые патриоты продолжали борьбу.
В огненном кольце
Уже в первых числах января 1942 года жители Оленинского района начали улавливать далекие звуки артиллерийской канонады, доносившейся с востока и северо-востока. Войска Калининского и Западного фронтов, перейдя в контрнаступление под Москвой в первых числах декабря, освобождали один за другим населенные пункты.
Воины 22-й армии Калининского фронта 15 января овладели Селижаровым, форсировали на этом участке Волгу и развернули наступление на Нелидово и Оленино. И уже через неделю ворвались в Нелидово, а затем глубоко охватили с северо-запада оленинскую группировку фашистов.
В это же время войска 39-й армии прорвали фронт фашистов от Чертолина, в районе деревень Ножкино и Кокошкино. Воины этой армии, совместно с частями и соединениями 29-й армии и 11-го кавалерийского корпуса, устремились на юг к Сычевке, охватывая оленинскую группировку фашистов уже с юго-востока.
С севера на Оленино наступали соединения 30-й армии, в частности, в феврале бои за Холмец развернули воины 158-й стрелковой дивизии.
В итоге в районе Оленина в полуокружении оказалось около семи фашистских дивизий.
К сожалению, враг был еще очень силен. Фашистское командование стремилось всеми силами удерживать Ржевско-Вяземский плацдарм, оно лелеяло еще надежду вновь наступать на Москву. Подбрасывало сюда подкрепления с других фронтов.
И на нашей оленинской земле, так же, как и на территориях Ржевского, Сычевского, Бельского и Нелидовского районов, развернулись ожесточенные бои. Они шли у Молодого туда и Урдома, на полях Завидовского и Хлебниковского сельсоветов, в районе Гришина, Городка, у Гусева и Тархова, под Мостовой и у Холмеца. Огненное кольцо полыхало вокруг нашего районного центра. Подчас эти бои носили драматичный характер. В июле сорок второго фашистам удалось окружить южнее Оленина войска 39-й армии. Многие воины полегли на поле брани. С большим трудом разрозненные части вырывались из вражеского кольца.
Весь 1942 год не прекращалась литься человеческая кровь на нашей оленинской земле, днем и ночью шли бои, рвались снаряды, падали бомбы. Около десяти тысяч советских солдат навечно остались лежать под сенью берез и тополей.
Наши воины не смогли тогда разгромить здесь фашистов, но они и не позволили взять отсюда хотя бы одну дивизию, чтобы перебросить под Сталинград на помощь окруженной армии Паулюса.
4 марта – День освобождения района
Начало 1943 года характеризовалось наступлением наших войск на ряде фронтов. Фашисты понимали, что удержать им Ржевско-Вяземский плацдарм на сей раз не удастся.
В конце февраля 1943 года, перед началом нашего наступления, на Калининском фронте побывал заместитель Верховного Главнокомандующего маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Вот что рассказал журналистам районной газеты бывший член военного совета 39-й армии генерал-лейтенант в отставке Василий Романович Бойко:
«Помню, что маршал приехал в одну из небольших деревушек севернее Оленина, километрах в 25-30. После решения ряда оперативных задач он вручал награды отличившимся воинам. Мне Георгий Константинович вручил именные часы. Передавая их, он сказал:
– За взятие Оленина!
– Простите, товарищ маршал, но ведь в Оленине пока что немцы, – вымолвил я, с тревогой смотря в глаза сурового военачальника.
– Значит, выгнать их оттуда надо, и выгнать немедленно. А награда пусть будет для вас авансом, – уже улыбаясь, закончил Г.К. Жуков».
3 марта 1943 года войска Калининского фронта овладели городом и крупным железнодорожным узлом – Ржевом. На следующий день Красное знамя было водружено и над нашим поселком, над районным центром Оленино.
Трудно представить, каким было Оленино, когда из него доблестные воины Советских Вооруженных сил изгнали фашистов. Гитлеровские оккупанты нанесли нашему району за время хозяйничанья огромнейший ущерб. Они разграбили имевшиеся у нас три МТС, уничтожили все промышленные предприятия и социально-культурные учреждения. Фашисты разрушили хозяйства всех колхозов, а в 38 из них не оставили даже ни одной постройки. Стерли с лица земли 117 деревень, оставили без крова тысячи семей. Только колхозам Оленинского района (в границах до 1958 года) был нанесен ущерб в сумме более 340 миллионов рублей. Такой же урон понесли и хозяйства бывшего Молодотудского района.
За время оккупации гитлеровские палачи замучили и повесили 37 человек, 558 – расстреляли, 1668 – заморили голодом, свыше шести тысяч человек угнали в фашистское рабство.
Карина Мирон