Дорога в жизнь начинается со школы

На снимке: как молоды мы были… Девчонки нашего 10-го «а» класса, 25 мая 1969 года, последний звонок.


… Родная школа дарит нам возможность
Быть молодыми вместе с нею сотни лет,
В историю ее, конечно, вписан каждый,
И в жизни каждого ее неповторимый след…


Я не знаю, кто и когда сказал эти слова: «Дорога в жизнь начинается со школы», но уверена, никто не подвергнет их сомнению. Ведь самая прекрасная пора в жизни любого человека – это детство, звонкое, светлое, а затем и ранняя юность, связанные со школой. Здесь все в первый раз — первые открытия и первые победы, первые радости и огорчения, первые друзья и первая любовь… В эти ноябрьские дни моя родная Оленинская средняя школа отметила 106-ю годовщину со дня своего основания. Вы только вдумайтесь – 106 лет! И у каждого, кто учился здесь когда-то, свои воспоминания, сохранившиеся яркие впечатления. Да, сегодня дата не круглая, но так хочется признаться ей в любви, вспомнить тех учителей, которые «сеяли разумное, доброе, вечное», благодаря которым мы, выпускники шестидесятых годов уже прошлого столетия, нашли свой путь в этом мире. А еще хочется рассказать сегодняшним ученикам, какой была когда-то школьная жизнь.

Это сейчас вы, ребята, учитесь в прекрасном просторном здании, у вас в классах удобные столы вместо стареньких парт, за которыми мы сидели когда-то, мы не имели и представления, что такое Интерактивная доска и что такое компьютеры. У нас не было такой шикарной библиотеки и такого огромного светлого спортивного зала, не было просторной столовой. На переменах мы покупали горячие сладкие пончики за 4-5 копеек и с удовольствием лопали их. Но мы были не менее, а возможно, в чем-то и счастливее вас, и мы очень любили свою школу. Располагалась она тогда в нескольких зданиях, но это не мешало нам жить одной большой дружной семьей, наполняемость классов было по 25-30 человек, при этом был, скажем, не один пятый или восьмой класс, а целых три: «А», «Б», «В». Как и вас, нас учили замечательные учителя, для которых работа была не просто профессией, а действительно призванием.

Директором школы в годы моего обучения был очень строгий и принципиальный учитель истории, бывший фронтовик Александр Никитич Смирнов. Его боялись самые отъявленные забияки и двоечники. Хорошо помню свою первую учительницу Галину Ивановну Чепуркину, она для нас, малышей, была как лучик солнца и добра. В средних классах нас взяла под свое крыло молодой преподаватель математики Нина Ивановна Смирнова, а в старших классах нашим классным руководителем стал прекрасный педагог, называвший свой любимый предмет – математику — царицей всех наук, Геннадий Серафимович Черничин. Уроки алгебры и геометрии я не любила, видно, у меня не тот склад ума, но обожала своего классного руководителя, поражаясь его начитанности, глубокому познанию литературы. Он наизусть знал всего «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, серьезно занимался изучением творчества поэта и писателя Константина Симонова. На уроках Г. С. Черничин был очень строг и требователен, зато на классных часах – наш лучший друг. Обсуждая ту или иную ситуацию, произошедшую в классе, использовал в своей речи образные средства: афоризмы, поговорки, крылатые слова и выражения, цитаты классиков.

Под стать мужу была и наша физичка Зинаида Ильинична Черничина. На ее уроках невозможно было отсидеться, спрятавшись за спину товарища, она весь класс вовлекала в работу. А если уж ты получил двойку, не отстанет, пока ты ее не исправишь. Сейчас в школе есть свое телевидение, а у нас по инициативе З.И. Черничиной был создан и работал школьный радиоузел. Сами ребята готовили репортажи, новости, сочиняли стихи про двоечников и хулиганов, поздравляли победителей спортивных соревнований, каких-то творческих конкурсов, и все это из кабинета физики транслировалось в классы, где были установлены радиоприемники.

А как мы любили уроки истории, которые вел наш незабвенный Леонид Константинович Сучков! Мне, 15-летней девчонке, он казался человеком-монолитом: такой высокий, могучий, с красивым зычным голосом. Он никогда его не повышал, учителя истории все слушались беспрекословно. Как и каждый учитель школы, Леонид Константинович занимался и внеклассной работой, он руководил группой экскурсоводов из старшеклассников, и мы регулярно проводили экскурсии для ребят помладше, рассказывая им о картинах, которые занимали стены второго этажа школы. Л.К. Сучков был солистом хора учителей, который часто выступал на сцене районного Дома культуры, клуба леспромхоза перед жителями райцентра.

Учитель русского языка и литературы Тамара Меркурьевна Малофеева и по жизни, и по состоянию души была человеком тончайшего духовного склада. С творчеством великих русских и советских писателей и поэтов мы знакомились не только на уроках, но и в театральном кружке, который она вела. Я помню, как на сцене клуба леспромхоза мы ставили отрывок из романа Фадеева «Молодая гвардия», как она готовила чтецов на районный и областной конкурсы художественной самодеятельности, как она переживала за нас на выпускных экзаменах. Но разве мы могли подвести свою любимую учительницу: и сочинение, и литературу все сдали на «4» и «5», и ни одной тройки, а ведь в классе нас было почти 30 человек.

Мы глубоко уважали своих учителей и не потому, что так положено. Они, действительно, были для нас примером.

У нас была интересная жизнь после уроков. Все праздники готовились и проводились советом пионерской дружины и школьным комитетом комсомола. Мы с удовольствием посещали различные кружки и спортивные секции, участвовали в соревнованиях, ходили в походы, дружно работая на пришкольном участке и во фруктовом саду, каждой осенью собирали богатые урожаи овощей и фруктов, которые шли на приготовление блюд для ребят школьного интерната.

Учителем пения Николаем Александровичем Бажбовым был создан великолепный хор, который выступал не только на сцене районного Дома культуры, но и выезжал в Ржев, Нелидово со своими концертами. Развита была тимуровская работа, во многих классах созданы свои агитбригады, которые выезжали выступать в колхозы и совхозы; развернуто соревнование между классами по сбору металлолома, макулатуры и даже золы. А с каким нетерпением старшеклассники ждали лета, чтобы поехать в трудовой лагерь, который действовал в Бобровке! Мы затаривали зерно, сушили сено, пропалывали картошку, а по вечерам веселились в сельском клубе, конечно, под присмотром учителей, или пели песни у костра.

… Минуло много лет с того дня, когда весь наш выпуск (а было в нем три класса, почти 100 человек), успешно сдав все девять выпускных экзаменов, получил на руки документ о среднем образовании и после шумного выпускного вечера навсегда простился со школой, но до сих пор храним мы в памяти страницы школьных дней, строгость и любовь своих учителей.

Сегодня школа совсем другая, другие и вы, сегодняшние ученики, более «продвинутые». В век компьютеризации школа шагнула далеко вперед, даже оценки ученикам выставляются в электронных дневниках. У вас, ребята, такие прекрасные возможности знать больше, знать лучше, ведь в школьной библиотеке столько книг, столько вспомогательного материала, только не ленись, учись, при подготовке к уроку всегда можно воспользоваться Интернетом. А еще у вас прекрасные учителя, им, конечно же, хочется, чтобы в стенах школы вы получили тот багаж знаний, который позволит вам в дальнейшем осуществить свою мечту, получить ту профессию, которую хотите. Цените это и помните, что все базовые основы закладываются в школе учителями.

Если бы можно было сравнить школу с огромной книгой, в которой каждая страница – это судьба ее учеников и учителей, то получилась бы целая энциклопедия жизненных историй. Когда-нибудь эта книга пополнится страницами сегодняшних учеников. Кто знает, как сложится ваша судьба, мальчишки и девчонки, но, прошу вас, старайтесь, очень старайтесь не только хорошо учиться, но и чтобы ваша жизненная история была достойна этой великой Книги под названием «Оленинская средняя школа».

Учителям же хочется пожелать продолжать добрые традиции школы, когда учитель был во всем примером для своих учеников. Желаю быть не просто преподавателями, хорошо знающими свой предмет, а настоящими учителями жизни и друзьями ребят, зажигать их, чтобы ваши имена ваши воспитанники помнили всю жизнь!

Возвращаясь из своих воспоминаний о школе, задаю себе вопрос: а какая она сегодня? В ней, знаю, сплоченный коллектив учителей-единомышленников и учеников, значит, – дружная; здесь много улыбающихся лиц, значит, – счастливая; здесь всегда рады выпускникам и родителям, значит, – гостеприимная; здесь готовы помочь каждому ребенку, значит, – отзывчивая. Сюда приводят учиться своих детей, а потом и внуков ее бывшие ученики, значит, – она любимая. Вот такая она, Оленинская средняя школа, которой исполнилось 106 лет. Дата, конечно, солидная. Но возраст школы, согласитесь, определяется не только и не столько по числу лет, но и по улыбкам детей и учителей, по настроению, царящему каждый день в её стенах, по ритму её неугомонной жизни. И пока в стенах этого светлого здания будет звучать смех детей и их звонкие голоса, пока ученики и учителя будут жить одной дружной семьей (а я верю, что так будет всегда), можно будет говорить уверенно – школа молода и в её истории нельзя ставить точку, а только многоточие…

С Днем рождения!

Л. ВАСИЛЬЕВА

Оставить комментарий