Пройти… и не сломаться

Продолжение.
Начало в 24 номере от 14.06.2019г.

В одну из декабрьских ночей в окно дома, где жили Хохловы, кто-то громко постучал. Женщины испугались, посчитав, что это немцы. Но через окно раздался мужской голос: «Не бойтесь! Мы – советская разведка…». Все находящиеся в доме очень обрадовались своим солдатам.

В декабре 1942 года Гусево, Синицы и окрестные деревни подверглись теперь уже массированным бомбардировкам советской авиации. Таким методом Красная армия выбивала немецкие войска в ходе начала контрнаступления. Под снарядами вместе с немцами погибали и мирные жители, среди которых было немало детей. К этому времени Хохловы вновь перебрались из Кулаковки в Синицы. В Васькове, которое находилось всего лишь в двух километрах от Гусева и Синиц, распологались советские войска, поэтому все жители деревни оказались на линии фронта. Напротив дома, где жила Таня с родственниками находилась артиллерийская батарея немцев, которая производила свои обстрелы по позициям Красной армии в Васькове, стреляя из гаубиц через их дом. В ответ, из Васькова советская артиллерия стреляла по немецким позициям в Гусеве. И только каким-то необъяснимым чудом всем членам семьи удалось избежать явной гибели…

В начале 1943 года Красная армия перешла в контрнаступление. Постепенно, деревню за деревней, советские войска начали освобождать от фашистов. Люди стали возвращаться в свои дома. После ухода подразделений Вермахта люди, помимо сена, собирали овес, который находили на местах, где немцы рассыпали его для своих лошадей. Найденный овес, как и сено, сушили, толкли в ступах, делая из него муку, и потом также пекли лепешки. И это были уже настоящие, овсяные лепешки…

В мае 1943 года в Гусеве началось активное восстановление колхоза. Нужно было приступать к посевным работам. Поэтому из поселка Оленино в Гусево люди носили на себе семена зерновых культур. Ходили они пешком. Для этого были задействованы все – от мала до велика, включая детей разных возрастов, которые тоже носили зерно. Но детский голод брал верх. По дороге из Оленино ребята находили пустую банку из-под консервов, набирали в нее воду и, разведя небольшой огонь, доводили ее до кипения. Потом варили зерно, засыпав в банку небольшую горстку. После чего, немного перекусив теплым разваренным зерном, продолжали свой путь дальше.

Хохловы тоже приступили к возрождению своего хозяйства. Началом этого стали несколько мелких картошин, которыми с ними поделились их родственники, проживавшие в Сидорове.

Восстановленный колхоз, также как и до войны, стал носить имя «Чапаев». Мама Тани сразу же вступила в него, получив должность разнорабочей. В хозяйство стали пригонять быков, на которых колхозники пахали и бороновали землю. С их помощью выполнялись все остальные посевные работы, а впоследствии – сенокосы и уборочные. Дети помогали своим родителям во всем, в том числе и на полевых работах…

Письма людям, находившимся в оккупации, после освобождения территорий приходили целыми пачками. В начале лета 1943 года Хохловым принесли всего лишь два письма от отца и извещение о том, что в 1942 году он пропал без вести на Ленинградском фронте на подступах к городу Ленинграду…

Как и всем солдатским семьям, Хохловым государство помогло с приобретением коровы, а Таниной тете построили небольшой дом. Тяжелые месяцы лихолетья сплотили и до того близких людей, поэтому тетин дом стал общим для всей их семьи.

Строительством всего жилого фонда занимались местные жители из числа женщин. Они валили лес ручными пилами, который притаскивали на быках в деревню, а несколько оставшихся стариков рубили дома.

Летом 1943 года всех гусевских детей собрали и объявили о том, что 1 сентября начнется учебный год. Сначала дети учились в Гусеве. Школа была расположена в одном из домов. Потом – в Александровке, которая находилась в полутора километрах от Гусева, построили новую школу и все ребята с округи стали ходить в нее. В этой школе Таня успешно окончила 7 классов. В 8-й класс она пошла в п. Оленино. После получения свидетельства о неполном среднем образовании девушка решила, что пойдет в 9-й класс. Но в это время на летние каникулы домой из Москвы приехал брат Миша, о котором долгое время ничего не было известно.

Из рассказа молодого человека о своей жизни мама и сестра Татьяна узнали, что после того, как Михаил под Шиздеровом сел в машину с красноармейцами, и, перейдя с ними линию фронта, так и остался в Красной армии. Но судьба распорядилась так, что по исполнении 18-ти лет он продолжил свой боевой путь на Черноморском флоте, став краснофлотцем. Спустя некоторое время его командира перевели в Москву, где он занял высокую должность в Министерстве обороны СССР. Так как у Михаила был красивый каллиграфический почерк, то командир уговорил его перевестись вместе с ним в столицу, где в первое время Михаил служил у него в должности канцеляра. Поскольку у него не было среднего образования, то уже в Москве Михаил окончил вечернюю школу, оставаясь на службе.

Сестре он посоветовал не идти в 9-й класс, а поступить учиться в техникум, объяснив, что при любой работе нужна, в первую очередь, специальность, а не просто среднее образование. Татьяна прислушалась к совету брата. Они купили справочник учебных заведений, в котором выбрали один сельскохозяйственный техникум в Московской области, куда девушка успешно поступила и окончила его в 1954 году, получив специальность «Агроном». Она была старше своих однокурсников на два года, потому что на оккупированной территории школа не работала. После выпуска молодой специалист получила распределение в колхоз им. Свердлова – деревня Заголодье Усвятского района Псковской области. Отработав там 2 года, Татьяна вернулась в родной колхоз «Чапаев», но жить стала в деревне Гарь Оленинского района, где была принята на должность агронома, которым отработала ровно год и была переведена на должность экономиста колхоза, которую занимала также один год. Там же она вышла замуж. Ее супруг – Дмитрий Глушков, работал рядовым механизатором. По совету молодой жены он поступил в Ржевский сельскохозяйственный техникум, после окончания которого был назначен механиком в хозяйстве (на этой должности он отработал всю свою жизнь, вплоть до ухода на пенсию).

После этого молодая семья Глушковых переехала в Гусево, где родились их трое замечательных детей – две девочки и один мальчик, а в 1986 году для их семьи хозяйство построило новый дом…

В 1959-м году произошла реорганизация и колхоз «Чапаев» был присоединен к совхозу «Партизан». После проведения реорганизации Татьяна Егоровна получила новую должность бригадира МТС, потому что агроном остался из совхоза «Партизан».

Бригада, которой она руководила, была одной из самых многочисленных в районе. В ее ведение входило: 600 га земли, 200 голов крупного рогатого скота, а позже добавилось еще 120 голов. За то время, пока она занимала должность бригадира МТС, в ее подчинение постепенно было переведено три деревни. Все свои территории она объезжала на лошади, выделенной ей дирекцией хозяйства. Позднее за Татьяной Егоровной закрепили служебный двухскоростной мопед. Бригадиром МТС она отработала 13 лет.

В 1973 году произошло отсоединение ряда деревень от совхоза «Партизан» и новое хозяйство получило наименование – совхоз «Гусевский», в состав которого вошло 15 сельских населенных пунктов.

В новом хозяйстве Татьяна Егоровна получила должность старшего агронома и отработала 10 лет, после чего ее перевели экономистом совхоза. Впоследствии было построено новое кирпичное здание правления совхоза, куда переехала вся администрация хозяйства. Отработав 9 лет экономистом, она ушла на пенсию.

Татьяна Егоровна являлась членом КПСС с 1959 по 1991 год. Свой партийный билет она хранит до сих пор как память о прошлой трудовой и партийной деятельности.

В 1971 году Татьяна Егоровна была делегатом XXIV Съезда КПСС, проходившем в г. Москве во Дворце Съездов с 29 марта по 14 апреля. Она входила в группу делегатов от Калининской области, в составе которой было всего 5 человек. Делегацию возглавлял первый секретарь Калининского обкома КПСС Н.Г. Корытков. Всего в работе XXIV Съезда КПСС приняло участие 5000 делегатов со всего Советского Союза.

Там Татьяна Егоровна была награждена одной из самых высоких советских наград – орденом Ленина, который вручил ей лично секретарь Президиума Верховного Совета СССР М.П. Георгадзе. В конце Съезда были сделаны два коллективных фото. На первом – Татьяна Егоровна находится в окружении делегатов Съезда, членов Политбюро ЦК КПСС и известных деятелей СССР, среди которых были: Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин, секретарь Президиума Верховного Совета СССР М.П. Георгадзе, министр иностранных дел СССР А.А. Громыко, летчик-космонавт, Герой Советского Союза В.В. Терешкова и др. На втором – делегаты от Калининской области…

После этого Татьяна Егоровна на протяжении следующих пяти лет была делегирована для участия в работе Пленумов Калининского обкома КПСС.

За весь период своей трудовой деятельности Татьяна Егоровна Глушкова многократно награждалась грамотами и благодарностями от имени дирекции совхоза, районного и областного руководства. Она имеет звания: «Дети войны» и «Ветеран труда». Награждена трудовыми и юбилейными медалями.

Сегодня Татьяна Егоровна проживает в д. Гусево. За свою жизнь она заслужила огромное уважение и почет среди своих односельчан. Но особым отношением для нее являются – безграничная любовь и внимание, какими она окружена от своих детей, внуков и правнуков…

Судьба ее брата Михаила сложилась удачно. Вначале он окончил военное училище. Потом осталась за плечами и академия им.Фрунзе.

Михаил Егорович Хохлов всю жизнь прослужил в ВС СССР и окончил свою военную карьеру старшим офицером в Министерстве обороны СССР и оттуда же ушел в отставку…