Кто «минирует» Холмину?

Скандал вокруг так называемого закрытия Холминской школы продолжает набирать обороты.

На сегодняшний день, согласно распоряжению главы района Олега Дубова, деятельность образовательного учреждения приостановлена. С чем это было связано, и почему ученики Холминской школы теперь получают знания в Оленинской основной школе? Все довольно банально: некого и некому учить! К началу нового учебного года в ней оставалось четверо учеников. Должна была приехать семья из Подмосковья, желающая приобрести жилье в деревне, и тогда бы добавилась еще одна ученица, но два педагога, одна из которых – пенсионерка, явно не в состоянии обеспечить полноценный образовательный процесс: 12 из 15 предметов основной школы не было обеспечено учителями! О каком освоении школьной программы в таких условиях может идти речь? Страсти продолжали разгораться, в ход пошли все средства. Это и собрание жителей, на котором, кстати, присутствовал депутат Заксобрания от КПРФ Андрей Истомин, и визиты местной «активистки»-скандалистки во всевозможные кабинеты в поисках «правды». Чего они добивались на самом деле, можно только догадываться, но очень сомнительно, что любительница стоять с плакатами думала о будущем холминских детей.

Итак, второго сентября холминские ребята отправились на торжественную линейку, посвященную Дню знаний, в Оленинскую основную школу. И с первого же дня обучения детей в другом образовательном учреждении со страницы в Интернете, гордо именуемой «Лилия Цупрова», посыпался очередной ушат грязи: дети страдают, подвоз организован не так, как нужно, в общем, опять всех обижают и не выполняют требования аж самой «Лилии Цупровой».

Исполняющая обязанности директора Оленинской основной школы Татьяна Гриб пояснила ситуацию: «Ребята полностью адаптировались, с необходимым вниманием к ним отнеслись педагоги, ученики также встретили новичков в школе доброжелательно, все они с первой же недели нашли себе друзей. Подвоз детей организован, как положено».

А теперь давайте более детально попробуем разобраться в сложившейся ситуации. Конечно, намного удобнее и лучше, когда школа находится в шаговой доступности. И добежать до нее с утра за пять минут ребятам было намного удобнее. А вот теперь посмотрим и на обратную сторону медали – когда в классе по одному ученику, и то не в каждом! И если предметы еще как-то преподавали, то что можно сказать о воспитательной работе? Ничего! Ребята из Холминской школы на протяжении нескольких лет не принимали участия в районных мероприятиях: ни в спортивных, ни в творческих, ни в молодежных. Лишать детей права на полноценную социальную адаптацию и общение со сверстниками – разве правильно?

Сейчас холминские дети живут полноценной школьной жизнью, когда урок можно назвать действительно уроком, интересным, где ребята могут высказать свою точку зрения и вступить в дискуссию с одноклассниками, а не в одиночестве осваивать ту или иную тему, к примеру, по обществознанию. Большое количество внеурочных мероприятий позволит им заниматься своими увлечениями, а выбор так называемых кружков – большой! Да и условия в основной школе, несомненно, лучше.

Вроде бы страсти потихоньку улеглись. Да вот – новая беда! Со страницы «Лилии Цупровой» понеслись вновь гневные возгласы о «раскулачивании» школьного имущества с демонстрацией фотографий. Самым острым вопросом стала «потеря» телевизора, подаренного когда-то в образовательное учреждение выпускниками. За разъяснениями пришлось обратиться к начальнику Управления образования А.А. Соболевой, которая пояснила, что имущество, находящееся на балансе Холминской школы, передано в Оленинскую основную школу, в которой теперь обучаются ребята. «Была создана комиссия, согласно инвентаризации был составлен перечень передаваемых предметов, акты передачи подписаны всеми членами. И это имущество передано в Оленинскую основную школу. Еще раз отмечу, что все сделано в соответствии с законодательством», – прокомментировала Анна Соболева.
Вроде бы можно поставить точку, да вот дошло дело до школьного музея. И вот здесь возникла, пожалуй, самая большая проблема. Патриотическое воспитание – одно из основных направлений в работе любой школы. Теме Великой Отечествнной войны всегда уделяется особое внимание, и Холминская школа не была исключением. Как собирались экспонаты военных лет в школьный музей, можно только догадываться. Скорее всего, приносили из дома, кто что мог. Таким образом, собралась достаточно приличная коллекция, отражающая события тех лет. Стоит отметить, что подобные уголки существуют во всех школах. По словам выпускников, ответственной за школьный музей была Л. Цупрова – много лет до своего увольнения. Последние два года музеем никто специально не занимался.

После приостановки деятельности школы директор Оленинского краеведческого музея, чтобы сохранить имущество, решила принять экспозицию школьного музея на хранение и отправилась с научным сотрудником и представителями образования проводить осмотр экспонатов.

– Знаете, было бы очень жаль, если бы все это пропало, ведь среди вещей, хранящихся в Холминской школе, есть достаточно интересные с исторической точки зрения предметы. Мы все аккуратно вывезли, сейчас составляется список музейных предметов, которые взяты на хранение. В государственный каталог мы их заносить не будем, как это сделано с экспонатами Оленинского краеведческого музея. Чтобы, если местные жители захотят вернуть свои вещи, их можно было отдать, при условии подтверждающих документов. К сожалению, никакой инвентарной книги в Холминской школе нам не предоставили, – прокомментировала Марина Весенкова.

Во время приемки экспозиции сотрудники музея обратили внимание на две советские гранаты и немецкую минометную мину периода Великой Отечественной войны. По закону забрать боеприпасы без документов, подтверждающих их безопасность, сотрудники Оленинского музея не имели права и оставили снаряды в Холминской школе, уведомив исполняющую обязанности директора образовательного учреждения Е.П. Ламбарскую. Возникли сомнения – нет документов о соответствующей экспертизе, да и внешний вид снарядов, с целыми и неповрежденными корпусами вызвал беспокойство о наличии внутри них взрывчатки.

Далее в школу направили руководителя поискового отряда «Орел» А.А. Гоздинского, чтобы как участник поисковых работ, неоднократно сталкивавшийся с боеприасами военных лет, он внешне определил, насколько они опасны.

– Я могу только сказать, обезврежен снаряд или нет. Проводя поисковые работы, мы часто находим гранаты, противотанковые мины и авиационные бомбы. Определить внешне нетрудно, боевой это снаряд или «пустышка», а при обнаружении всегда сообщаем в специализированные службы, которые проводят обезвреживание снарядов периода Великой Отечественной войны. На имя главы района я написал докладную записку, в которой указал, что в составе экспозиции школьного музея были выявлены: граната РГД-33 (2 шт.) и 50-мм немецкая минометная мина, – рассказал Александр Гоздинский.

– Эти боеприпасы находились в школьном музее около 20 лет, если не больше. До 2017 года школьным музеем заведовала Л.В. Цупрова – в прошлом учительница, сейчас «активистка» деструктивной оппозиции. Хорошо, что за эти годы каким-то чудом ничего не взорвалось, и никто не пострадал, – говорит глава района Олег Дубов.

19 сентября по заявлению главы района сотрудники полиции и специализированной службы выехали в Холминскую школу. Боеприпасы были обезврежены. Выпускники школы вспоминают субботники, проходившие в музее, когда они наводили порядок и были предоставлены сами себе – без контроля со стороны учителя. Зачастую играли в «войнушку», имитируя метание гранат в потенциального противника.

Еще раз акцентируем внимание – хорошо, что несчастный случай не произошел. Только вот кто подложил «гранату» в виде таких экспонатов, утверждать теперь трудно, времени прошло много и «концы» вряд ли найдутся – особенно когда никаких документов по музейной экспозиции обнаружить так и не удалось. А вот то, что некоторые «активисты» научились подкладывать «свинью» своим односельчанам и «взрывать» свою территорию в переносном смысле – несомненно!