Приоритетная задача – выполнение национальных проектов в Тверской области

Минувший год для Законодательного Собрания Тверской области выдался насыщенным. Областной парламент завершил юбилейный год с солидным багажом новых законов, общественных начинаний и инициатив. В ушедшем году парламентариями проведено 15 пленарных заседаний, принято 103 закона. Основные итоги 2019 года подводит председатель Законодательного Собрания Сергей Голубев.

– Что было главным в законотворческой работе в 2019 году?

– Магистральным направлением является обеспечение реализации в Тверской области национальных проектов. Крупнейшие в истории государственные инвестиции в социальную сферу, инфраструктуру, человеческий капитал должны идти через региональные программы, муниципальные проекты в полном объеме и своевременно заработать на улучшение качества жизни наших земляков. И здесь нужно выделить три направления, в рамках которых будет развиваться деятельность областного парламента.

Во-первых, это законотворческая деятельность: принятие нормативных актов, обеспечивающих реализацию нацпроектов. Конечно, к таким документам, в первую очередь, нужно отнести закон «Об областном бюджете Тверской области на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг.». При его формировании профильным министерствам и комитетам Законодательного Собрания удалось найти верные инструменты и механизмы для синхронизации, интеграции региональных программ и национальных проектов в области демографии, здравоохранения, образования, дорожного строительства, экологии. Впервые параметры регионального бюджета перешагнули цифру в 70 миллиардов рублей. Это показатель положительной динамики экономических процессов в регионе.

Вторым условием успешной работы над нацпроектами для депутатов Заксобрания является тесное взаимодействие с коллегами в муниципальных образованиях. Одной из главных на ближайшие годы станет задача по улучшению качества социальной инфраструктуры в городах, округах и районах области: объектов здравоохранения, образования, культуры, спорта, благоустройства, дорог. Каждый вовремя доведенный до дела рубль – дело чести для всех ветвей власти, показатель их слаженной работы.

В-третьих, безусловно, контрольная деятельность. Отмечу, что со стороны областного парламента основной контроль возложен на членов фракции «Единая Россия» и ее структуры на местах: все депутаты закреплены за конкретными объектами и мероприятиями. Речь идет о сквозном парламентском контроле мероприятий на местах. Жители той или иной территории должны сегодня понимать, какие изменения произойдут в результате реализации национальных проектов.

– Бюджет – социально ориентированный. На поддержку социальной сферы приходится около двух третей бюджетных расходов. Какой из законов, касающихся «социалки», наиболее актуален и характерен для ушедшего года?

– Несмотря на непростые экономические условия, нам удается из года в год обеспечивать финансирование в областном бюджете всех предусмотренных социальных расходов. В областном бюджете нет ни одной строчки, по которой что-то не обосновали, кому-то что-либо из запланированного в госпрограммах недодали.

Но не все в жизни измеряется деньгами. Приближается 75-летие Великой Победы – юбилей, который имеет большое нравственное значение. Важно, чтобы каждый ветеран почувствовал нашу заботу и благодарность.

Очень долго и трудно у нас в регионе разрабатывался так называемый закон о «детях войны». В итоге нашли, на мой взгляд, решение, которое в известной мере удовлетворяет, самое главное, представителей старшего поколения, которые заслуживают не только материальной поддержки, но и проявления должного уважения.

Эту инициативу фракции партии «Единая Россия» в Законодательном Собрании поддержали все коллеги. Сообща мы определились со статусом «детей войны» – граждан, родившихся в период с 1 января 1928-го по 31 декабря 1945-го года и мерами их социальной поддержки. Для них будут предусмотрены право на внеочередное медицинское обслуживание, внеочередной прием в организациях социального обслуживания и ряд других. Всем «детям войны» будет выдаваться удостоверение, подтверждающее этот статус.

– При обсуждении каких еще законов, вопросов повестки депутаты Заксобрания – представители разных политических взглядов – смогли прийти к единому мнению?

– В первую очередь, это касается вопросов, связанных с улучшением демографической ситуации.

В рамках политики правительства региона продолжается внедрение дополнительных мер по сохранению и развитию человеческого капитала. По объективным причинам, главные усилия в настоящее время сконцентрированы на вопросах поддержки многодетных семей.

В феврале на внеочередном заседании мы законодательно освободили многодетные семьи от оплаты услуг за вывоз коммунальных отходов – в размере полного объема указанной платы. Затем были внесены изменения в закон «О транспортном налоге в Тверской области» – многодетным семьям предоставлена льгота по уплате транспортного налога на одну легковую автомашину или автобус (до 250 лошадиных сил) – при условии, что использование ТС не связано с предпринимательской деятельностью.

С 2020 года установлены дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей, включая обеспечение приобретения школьной формы для детей, компенсацию затрат на приобретение автотранспорта многодетной семьей, компенсацию затрат на изготовление и ремонт зубных протезов для матерей из многодетных семей.

Областной парламент поддержал инициативу губернатора области по созданию отдельного ведомства – министерства демографической и семейной политики. Кроме того, решено учредить почетный знак Тверской области «Слава отца», что, конечно, придаст мерам государственной политики в сфере демографии новое морально-этическое звучание.

– Всегда стоит вопрос, что лучше: направить больше средств на социальную сферу или на поддержку «точек роста», развитие отраслей экономики? Удалось ли в бюджете-2020 соблюсти этот баланс? Как совершенствовалась законодательная база, направленная на экономическое развитие?

– В этом плане Тверская область сегодня также движется в русле задач, обозначенных главой государства. Целый блок законов, утвержденных депутатами в минувшем году, был направлен на улучшение делового климата в регионе. Расширяется государственная поддержка промышленности, система льгот для малого бизнеса – то, от чего зависит формирование бюджетов, создание и сохранение рабочих мест.

Так, принятый в 2019-м году новый областной закон даст возможность осуществлять господдержку из областного бюджета крупным инвесторам – тем предприятиям, которые являются резидентами инновационно-промышленных парков или будущих эко-технопарков. Другой закон «О применении на территории Тверской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций» направлен на стимулирование наших тверских предприятий в использовании своих финансовых ресурсов целенаправленно для развития производства.

В плане поддержки малого и среднего бизнеса характерным для 2019 года стал новый закон о снижении ставок налогов при применении упрощенной системы налогообложения. Он касается самого широкого круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года и осуществляющих деятельность по 36 видам предпринимательства.

– Злободневная тема 2019 года – новая система обращения с твердыми коммунальными отходами. Во многих городах и районах готовность к реформе находилась на низком уровне. Что изменилось?

– Профильный комитет областного парламента в течение всего года отслеживал информацию с мест и анализировал ситуацию, как муниципалитеты строят отношения с единым оператором, отвечающим за реформу в области обращения с ТКО, какова реакция населения. Общественность понимает, что проведение «мусорной реформы» необходимо, оно имеет большое значение для экологии, для экономики самих территорий.

Комитетом по транспорту и жилищно-коммунальному комплексу проделана большая работа по совершенствованию законодательной базы, рассмотрению исполнения программ и контролю не только по системе обращения с ТКО. Вместе с региональными ведомствами решались конкретные вопросы жилищного строительства, переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, организации капитального ремонта в многоквартирных домах.

Особое внимание уделялось вопросам развития государственно-частного партнерства, особенно в части реформирования сферы пассажирских перевозок автотранспортом. Закон о передаче на уровень региона полномочий по организации общественного транспорта в Твери и Калининском районе позволит перейти к планомерной модернизации всей системы, обновлению маршрутной сети.

– При планировании доходов и расходов важным является понимание того, как живут муниципалитеты. Тверская область, самая большая в ЦФО, отличается неравномерным распределением экономического роста. Большая часть муниципальных образований является дотационной. В прошлом году шесть муниципалитетов сменили свой статус. Сможет ли ситуация стать более благополучной после преобразования районов в округа?

– Действительно, в 2019 году Законодательное Собрание утвердило создание 6-ти городских и муниципальных округов.

Аргументы, которые выдвигали главы городов и районов в пользу перехода на одноуровневую систему местного самоуправления, продиктованы жизненными обстоятельствами, объективно имеют свои плюсы. Во-первых, сегодня сельские поселения значительную часть своих полномочий уже передали району, так как в их бюджетах недостаточно денежных средств и специалистов. А разве жителям поселений лучше от того, когда органы местного самоуправления формально на местах есть, а сделать что-нибудь они не в силах? Во-вторых, существующая громоздкая модель управления в небольших районах неоправданно замедляет сроки важных решений по жизнеобеспечению, финансовым и юридическим вопросам.

Для жителей на местах гораздо важнее статуса поселения – эффективное решение повседневных вопросов. Ресурсы и полномочия для их решения должны иметь сельские старосты. Принятие закона о регулировании статуса, полномочий, прав и гарантий деятельности старосты сельского населенного пункта – одно из важнейших решений областного парламента в 2019 году.

Надо отметить, что продолжалась в областном парламенте и системная работа по всему спектру организации системы органов государственной и местной властей. Профильный комитет много внимания уделял совершенствованию выборного законодательства, институтов гражданского общества, кадровому обеспечению мировой юстиции, приведению действующих административных норм в соответствие с изменениями, которые происходят в федеральном законодательстве.

Для обычных граждан, на первый взгляд, эта работа может показаться незаметной, но она очень важна с точки зрения дееспособности власти, без чего сложно представить всю остальную работу, а ведь государственными и муниципальными услугами граждане пользуются ежедневно.

– Если в районе нет крупных предприятий, новых проектов, то с таких территорий, как правило, продолжается отток населения в другие города и областной центр, а большая часть населения трудится вахтовым методом. Возможно ли изменить ситуацию? Какие меры на поддержку сельских территорий и локальной экономики рассматриваются в областном парламенте?

– Всем известно, какое пристальное внимание уделят губернатор области И.М. Руденя агропромышленному производству и в целом проблемам нашего тверского села. В результате, мы пришли к постановке и реализации новых задач по комплексному развитию сельских территорий, расширению различных форм поддержки как крупных товаропроизводителей, так и фермеров, личных подсобных хозяйств. Растет урожайность, увеличиваются надои, повышаются экономические показатели.

Но вот стали ли при этом сами селяне жить лучше? Мы в Законодательном Собрании стараемся глубже осмысливать проблемы АПК, сверять свои действия с реальными потребностями тех, кто живет на селе. Депутаты – члены комитета по аграрной политике и природопользованию – в течение года провели больше всех выездных мероприятий, работают в постоянном контакте с руководителями хозяйств.

Известный наш земляк-публицист Иван Васильев давно заметил: благополучие «глубинки» начинается с хороших дорог. Многие жители области отмечают, насколько существенно в регионе увеличились объемы дорожного строительства.

За последние годы существенно увеличилась поддержка муниципалитетов и ремонтов именно местных дорог. В 2019-м протяженность отремонтированных муниципальных дорог увеличилась более чем в четыре раза по сравнению с 2016 годом. В 2020-2022 годах в нормативное состояние приведут около 450 км местных дорог – это свыше 500 участков. Программы ремонта составлены с учетом предложений муниципальных образований.

– Раз речь зашла о территориях, что конкретно удалось сделать в Оленинском районе?

Все, что в Оленинском районе на 2019 год было запланировано в рамках Программы поддержки местных инициатив, программ по ремонту дорожной сети, объектов теплоэнергетики, благоустройства, замене окон, других ремонтов – выполнено. Областные средства, которые поступили из областного бюджета, освоены в районе практически на 100%, без вопросов к качеству и срокам работ. Например, в поселке Оленино отремонтировано почти три километра дорог, на это было выделено без малого 17 миллионов рублей (вместе с дворовыми территориями). Большие работы были проведены по ремонту теплосетей, в Оленино и сельских поселениях завершили монтаж современного уличного освещения.

Близится к завершению ремонт очень важного для всей области объекта – моста через реку Береза (общая стоимость около 50 млн рублей). Сдать мост в эксплуатацию подрядчик планирует весной 2020 года.

Там же, в Мостовском поселении, будем изыскивать варианты финансирования ремонта дороги, ведущей к новому мемориалу, который возведен общественностью Казахстана (среди погибших в 1942-43 гг. много воинов казахской дивизии). 2020 год в Оленинском районе планируется как год Мостовского поселения, в связи с чем нужно будет помогать в вопросах благоустройства поселка Мирный, софинансировании участия в областных программах. Кстати, к вопросу о ТКО. Не секрет, что в Оленинском районе много разговоров вокруг вопросов экологии, ввоза и складирования на территории поселений района крупногабаритных отходов, мусоропереработки. Я уже об этом говорил, но все-таки повторю, процитировав губернатора И. М. Руденю: свой мусор будем перерабатывать, а ввоза из других регионов – не планируем. Это общая позиция областных и местных властей. Не надо на этой теме делать попытки набрать политические баллы.

И еще о планах на этот год. Очень много обращений было по сооружению ФАПа в Козлах. Могу сказать – ФАП будет!

– Соцопросы о работе парламента, как правило, начинаются с вопроса респондентам: «Знаете ли вы своего депутата?» Депутат Голубев, на Ваш взгляд, фигура в своем округе известная?

– В избирательном округе, куда входят четыре муниципальных района, я бываю регулярно. С коллегой Константином Анатольевичем Антоновым мы побывали практически во всех поселениях этих районов, посетили большинство предприятий, встречались с коллективами школ и других организаций социальной сферы. В контакте с руководством территорий решаются межбюджетные, инфраструктурные вопросы, проблемы, волнующие людей.

Плюс, конечно, действует система личных приемов граждан в округе. Ее сегодня успешно дополняет интерактивное общение. В социальных сетях мне можно задать любой вопрос, не дожидаясь приемных дней.