Все проходит через нее

«Если я ничего не сделаю, то зачем я живу?»

Кто не знает Штакину? Штакину знают все. Светлана Николаевна Штакина возглавляла крупнейшее в районе Мостовское сельское поселение с 1996 по 2017 год. Не побоимся сравнить: дольше, чем Леонид Брежнев возглавлял СССР, или Путин стоит у руля Российской Федерации. Даже название статьи вертелось в голове: «Дольше, чем Путин». Но не рискнул. А может и зря.

 

Из
Шепетовки – в Мирный

 

А родилась Светлана Николаевна на Украине, в той самой Шепетовке, о которую, по словам Остапа Бендера, «разбиваются волны Атлантического океана». Потом училась в Хмельницком экономическом колледже (так он называется теперь), а после его окончания была направлена в «Новгородресурс», занимавшийся снабжением лесной отрасли. Откуда и попала в ОРС сначала Оленинского леспромхоза, а затем – Мостовского. Причем попросилась туда сама, буквально влюбившись в поселок Мирный. 14 лет там, затем, в эпоху «гласности, перестройки и госприемки», назначили ее в народный контроль, а когда вихри перемен новых смели перемены предыдущие, пригласили Светлану Николаевну возглавить общепит Оленинского Райпо. А там уже не за горами был и 1996 год, когда ушел со своего поста прежний глава Мостовского, тогда – сельского округа, а новый глава района Олег Дубов предложил ей занять эту должность.

– Трудно было. Да всегда трудно на подобной должности. Забот много. Поселение большое. И ведь все проходит через тебя. Абсолютно все: и большие проблемы, и маленькие. Чем только не приходилось заниматься! И пьяные драки разнимать, и с неблагополучными семьями воевать. Ну и, конечно, выбивать, требовать, строить, ремонтировать, делать необходимые, полезные для поселения дела. Правда, работать приходилось с Олегом Игоревичем Дубовым, и в этом мне повезло: мы прекрасно понимали друг друга и думали, видимо, во многом одинаково. Я помню такие случаи, что захожу к нему в кабинет, начинаю излагать проблему, а он уже на половине моей речи тут же начинает подсказывать пути решения. Как бы «на одной волне». Это очень помогало. Потому и сделать удалось, я считаю, очень много.

 

Процесс идет…

 

– Особенно в последние годы очень помогает то, что работаем «в проектах», постоянно принимаем участие в каких-либо программах или проектах: районных, региональных и федеральных, в полной координации с властью, – подхватывает тему нынешний глава администрации поселения Василий Бирюков. – Конечно, все это начинала Светлана Николаевна. Вот в программе ППМИ наше поселение с самого начала – с 2013 года, число реализованных проектов – это целый список. Наконец, именно при Светлане Николаевне был реализован для нас, без преувеличения, «проект века»: построена дорога от трассы М-9. А ведь это была проблема поколений: вопрос о необходимости этой дороги возник – страшно сказать – еще в 70-х годах прошлого века!

Впрочем, весь этот громадный перечень работ сохраняется и приумножается и сейчас. В ответ Светлана Николаевна начинает перечислять то, что делается в поселении сегодня, уже при новом главе, кстати – именно ею и рекомендованном на этот пост. По программе «Городская среда» планируется чистка пруда в центре поселка, в этом году должно быть завершено строительство моста через реку Береза, есть множество более мелких проектов. А еще один проект она выделяет особо: строительство дороги до братского захоронения и вокзала. Всего-то – около полутора километров, но она должна быть построена, тем более, что в этом захоронении лежат и воины из Казахстана, а их потомки активно участвуют в содержании мемориала, приезжают издалека на могилу своих героических предков. Совсем недавно, прошлой осенью, внуки погибшего воина-казахстанца – семья Билисбековых за свой счет перестроила этот мемориал в память о своем деде и его однополчанах.

 

Покой нам только
снится

 

Тема сохранения памяти очень близка Светлане Николаевне. Она и сейчас, будучи на пенсии, поддерживает связь с потомками захороненных на территории поселения солдат, активно участвует во всех памятных мероприятиях. Да, конечно, и не только в них, – как уже сказано: «Кто не знает Штакину? Штакину знают все». И она знает всех, и до сих пор люди идут к ней за советом, да и сама она старается быть в курсе всего происходящего в поселении, в районе, причем в мельчайших деталях. Потому и ответ ее на вопрос о том, каким она видит будущее своего поселения, что нужно ему и его жителям, был предельно конкретным, детализированным. Нечего и сомневаться, что задумалась об этом Светлана Николаевна не «сей секунд», что думает она об этом постоянно. Как и прежде, «все проходит через нее».

– В первую очередь, нужна газификация. У нас самое большое поселение, у нас достаточно много предприятий, в основном лесопереработки, у нас есть лесопитомник, наконец, у нас самая большая сельская школа. Будь газ – облегчилась бы жизнь и работа и их, и самого населения деревень. Возможно, появились бы и новые предприятия, и новые «самозанятые». Ведь определенная безработица у нас тоже имеется – а как же. И вот, в частности, поэтому (а при газификации это сделать было бы проще), надо бы создавать новые, небольшие предприятия, причем – я это особо подчеркну – ориентированные не на лесопереработку. И – два раза подчеркну – такие, где могли бы работать женщины – что угодно: швейные мастерские и мини-производства, какие-нибудь небольшие цеха по производству пищевых полуфабрикатов – ну хоть пельменей. В общем, что-то подобное. Причем – и это я подчеркну в третий раз – у нас есть, у нас сохранилось все, что для этого нужно: производственные здания, мощности, подстанции. Все это – есть! Нужно только заняться этим всерьез и комплексно. И я надеюсь, что именно так и произойдет.

Надеемся и мы. И уверены, что посильное участие, несмотря на возраст, примет в этом нелегком деле и Светлана Николаевна. И еще надеемся, что это не слишком отвлечет ее от хобби, любимого занятия в свободное время – цветоводства. Программа «Оленино в цвету» – это ведь отчасти и ее программа. Особенно, если понимать это название не только в прямом, но и в переносном смысле. «Если я ничего не сделаю, то зачем я живу?»