77 лет под мирным небом

77 лет назад 4 марта 1943 года над многострадальной оленинской землей отгремели последние оружейные выстрелы и залпы артиллерийских орудий.

Территория района была освобождена Красной армией после 17-ти месяцев фашистской оккупации и боевых действий, в результате которых потери наших солдат и офицеров составили 228 тысяч человек. Было повешено и расстреляно много оленинцев; заморено голодом 1668 оленинских граждан.
Сегодня, в преддверии празднования очередной годовщины со Дня освобождения, хотелось бы напомнить, что же пережили наши земляки в те годы. Мы публикуем статью «Чудовищные злодеяния гитлеровцев в Оленинском районе» от 1943 года и акт о зверствах карательного отряда.

«…Граждане Оленинского района, попавшие под временную оккупацию немецко-фашистских захватчиков, переживали черные дни неслыханного режима, насилия и кровавого террора. Фашистские мерзавцы и их сообщники со звериной ненавистью относились к советским военнопленным и к мирному населению – к старикам, женщинам и детям.

Осуществляя чудовищные злодеяния на территории района, они построили концлагеря и виселицы, ввели для всего населения нарукавные номера и бирки, подвергали ни в чем не повинных граждан расстрелу и пыткам.

На видном месте поселка Оленино была установлена виселица, на которой фашистские палачи повесили не один десяток мирных жителей поселка. 26 октября 1941 года гражданку Волкову Аграфену Антиповну, после издевательств над ней, облили водой на морозе и повесили. Ее труп висел трое суток. На этой же виселице были повешены жители поселка Кудрявцев Никита 55 лет с сыном Павлом 22 лет, Пономарев 32 года, Коржиков и другие.

Гитлеровские мерзавцы подвергли массовому истреблению мирное население района. 16 марта 1942 года отрядом СС из деревни Озерки Дубровского сельсовета, были выгнаны на расчистку дороги 25 человек. По окончании работы они все до одного были расстреляны, а деревня Озерки была сожжена.

Ворвавшись в деревню Кулаковка зимой 1942 года, немецкие бандиты учинили кровавую расправу над мирными жителями, которая закончилась расстрелом 33 человек. 7 ноября 1942 года были задержаны комендатурой и расстреляны 3 женщины деревни Завидова, у которых осталось по 4 малолетних детей.

В деревне Громовка Бобровского сельсовета находился штаб карательного отряда. Гитлеровцы поставляли в этот штаб всех задержанных и подозрительных. После ужасных пыток и издевательств несчастные выводились к противотанковому рву и расстреливались. После освобождения района от немецких оккупантов в противотанковом рве было обнаружено более двухсот трупов.

Проведенным учетом и расследованием районная комиссия установила, что в районе замучено и повешено 37 человек, расстреляно 558 человек, заморено голодом 1668 человек, угнано в немецкое рабство 6003 человека, подверглось телесному наказанию и пыткам 520 человек.

Невыносимым мучениям подвергались военнопленные. С июня по октябрь 1942 года на территории района было 5 лагерей военнопленных, в которых содержались также и все заподозренные в неблагонадежности к немецкому командованию мирные граждане. В лагерях был создан невыносимый режим. Пленные использовались на тяжелых работах по устройству оборонительных сооружений. Питание им давалось в день по 200 граммов хлеба из древесной муки и 250 граммов супа из картофельных очисток. Находясь под открытым небом, получая голодный паек, советские военнопленные умирали от голода, болезней и непосильного труда по 80-100 человек в день.

В ужасных условиях содержались раненые военнопленные. Им выдавалось по 200 граммов хлеба из древесной муки и поллитра тухлого супа из картофельных очисток. Медицинской помощи им не оказывалось. В этом лагере ежедневно умирало более 10 человек. Тяжело больные фашистскими палачами расстреливались. Количество погибших военнопленных от рук гитлеровских мерзавцев не поддается учету.

Приведенные выше факты о чудовищных зверствах немецко-фашистских палачей ярко показывают, что из себя представляет гитлеровский «новый порядок в Европе». Взбесившаяся фашистская псарня, оккупировав район, нанесла тяжелые ранения и смертельные укусы гражданам района. Эти действия фашистских палачей вызвали глубокую ненависть к фашистским захватчикам. Население района своей самоотверженной работой помогает Красной армии быстрее освобождать советских граждан из под фашистской неволи, уничтожать гитлеровских разбойников. Мщение и смерть фашистским людоедам!»

(По материалам районной комиссии по установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников в районе).

«Путь Ленина»
19 декабря 1943 г. №45 (1818)
Акт
О зверствах немецкого карательного отряда СС в дер. Громовка Оленинского района Калининской области.
24 марта 1943 г.
(ПАКО, фонд 147, опись 9, дело 127, лист 38.)

12.03.43. г. комиссия в составе зам. председателя Оленинского исполкома райсовета депутатов трудящихся т. Михайлова, райпрокурора т. Соловьева, сотрудника Калининского областного управления НКВД т. Рудакова, работника Калининского облздравотдела врача т. Нищанской, работника Оленинского РОНО т. Бойковой, председателя Бобровского сельсовета т. Крылова, колхозников – колхоза «Красная Мясница» Аграфены Кобриной, колхоза «Новая жизнь» Григория Крылова, Суворова и Екатерины Кудрявцевой – произвела осмотр недавно оставленного местонахождения немецкого карательного отряда СС. Осмотром и из показания колхозников установлено следующее.

Штаб карательного отряда располагался в дер. Громовка Бобровского сельсовета Оленинского района Калининской области, в доме колхозника Алексея Крылова, семья которого выселена была в дом другого колхозника.

Под окном штаба находилась камера заключения, приспособленная в совершенно холодном амбаре, с большими сквозными щелями, с проделанным открытым окошечком для света, величиной не более 7 см в диаметре. Никаких отопительных приборов камера не имела. Люди содержались в ней в зимнее время 1942/43г. – ноябрь, декабрь, январь и февраль. В штаб карателей приводились советские граждане из соседних деревень района, подозреваемые в недовольстве фашистской властью или состоящие в родстве с руководителями или активистами района.

Приводимые на допрос советские граждане, независимо от возраста, подвергались ужасным пыткам и унижениям, после чего замученные отводились, раздетые и босые, в противотанковый ров, находящийся в 250 метрах от дер. Громовка, где после рытья для себя могилы несчастные расстреливались, а одежда убитых, пригодная к носке, делилась среди палачей, непригодная и испорченная в процессе пыток сжигалась.

Осмотр вырытых нами из могильного рва 24 трупов замученных советских граждан подтвердил чудовищные зверства фашистских палачей. У некоторых трупов переломлены кисти рук или вовсе вывернуты в локтевых суставах, пальцы выломаны. У большинства женских трупов руки до локтей обожжены, а глаза выбиты. На остальных частях тела видны следы многочисленных ударов и ранений.

Из числа открытых трупов местными гражданами с трудом опознаны труп Григория Емельяновича Зайцева, 60 лет из дер. Алексино Вязовахинского сельсовета, отец партизана, действовавшего в районе, Елены Зайцевой, 39 лет из той же деревни, жена партизана, Антонины Николаевны Михайловой, 39 лет из д. Холменки Завидовского сельсовета, Сергея Громова, 50 лет из дер. Митькино Молодотудского района. А всего убито, замучено и сброшено в противотанковый ров, по утверждению граждан, свыше 200 советских граждан, трупы которых пока еще укрыты глубоким снегом.

Вырытые 24 трупа погребены в одну братскую могилу с почестями.

Акт подписали:

МИХАЙЛОВ, СОЛОВЬЕВ, РУДАКОВ, НИЩАНСКАЯ, БОЙКОВА, КРЫЛОВА, КОБРИНА, КРЫЛОВ, СУВОРОВ, КУДРЯВЦЕВА.