Еще один год политики здравого смысла! Ежегодный отчет главы Оленинского района об итогах работы за 2019 год и основных задачах на 2020 год

Уважаемые депутаты!

2019 год стал продолжением (а по целому ряду задач – завершением) системной и последовательной работы администрации района, Собрания депутатов, местного отделения Партии «Единая Россия» по развитию социальной сферы, коммунальной инфраструктуры, дорожного хозяйства, которую мы совместно запланировали в 2015 году и реализовали за пятилетний период. Кроме того, в прошедшем году был начат процесс формирования Оленинского муниципального округа – принципиально новой, гораздо более совершенной и эффективной системы управления территорией. Продолжали выполняться майские указы Президента России, направленные на обеспечение достойного уровня оплаты труда работникам бюджетной сферы – самой многочисленной части работающего населения района. Велась подготовка к знаменательной дате – 75-летию Великой Победы. По понятным причинам мы не смогли провести мероприятия, как планировали, но удалось сделать очень многое по увековечению памяти советских воинов, павших в годы Великой Отечественной войны как в 2019, так и в 2020 году.

В 2019 году капитально отремонтировано воинское захоронение в деревне Никитино, проведена реконструкция памятника в д. Иструбенка. В Оленино построено хранилище (их всего четыре в Тверской области) останков советских воинов, павших в годы Великой Отечественной войны. Самые масштабные работы прошли в Мостовой. Наши казахстанские друзья, семья Билисбековых – внуки похороненного там солдата, погибшего в 1943 году – своими силами провели реконструкцию воинского захоронения, создав красивый и величественный мемориал в память о своем деде и его однополчанах. Это знаковое событие, имеющее значение не только для увековечения подвига советских воинов, но и для сегодняшней дружбы российского и казахстанского народов, объединенных общей историей и общей памятью.

Все знают, что традиции ветеранов Великой Отечественной войны в дальнейшем продолжили их сыновья и внуки, воевавшие в Афганистане и Чечне. Поэтому правильно и символично, что именно на площади Победы рядом с Аллеей Героев мы в марте 2020 года открыли бронзовый бюст кавалеру ордена Мужества Сергею Козлову, героически погибшему в составе 6 роты Псковской дивизии ВДВ. Открытие бюста нашего земляка, как и всех его боевых товарищей в разных регионах России, произошло к 20-летию подвига 6-й роты в Аргунском ущелье.

Не каждый год у нас появляется значимый, узнаваемый объект, определяющий общий облик поселка и района. В прошедшем году такой объект появился. На одном из самых видных мест поселка Оленино за два месяца выросла часовня св. Георгия Победоносца. Идея построить на этом месте часовню существовала давно. При поддержке депутата Государственной Думы С.А. Веремеенко и ООО «Доринж-39» нам удалось эту идею реализовать. Мы общими усилиями создали не просто еще одно место для православной молитвы, но и один из самых красивых символов поселка и района.

Прошедший год, как и целый ряд предыдущих, стал годом активной созидательной работы, результаты которой повысили качество жизни населения, улучшили облик нашей оленинской земли как территории социального благополучия, комфортной для жизни людей.

Участие
в национальных проектах
и региональных программах

Уважаемые депутаты!
В Оленинском муниципальном округе в течение многих лет уделяется особое внимание участию в региональных программах как главному механизму развития инфраструктуры и социальной сферы. Мы понимаем, что межбюджетные отношения для сельских районов сформированы таким образом, чтобы обеспечить минимальные, текущие расходные обязательства. Развитие территории, повышение комфорта для жителей невозможно без привлечения дополнительных средств областного бюджета.

В рамках реализации региональных программ Тверской области Оленинскому району в 2017 году были выделены субсидии по различным направлениям расходов в объеме 38,6 млн руб. (на тот момент это был рекордный показатель), в 2018 году – 48,2 млн руб., в 2019 – 52,8 млн руб. На 2020 год запланированы 59,9 млн руб.. Это не просто устойчивый рост финансирования. Это рост объемов работ, которые видят все оленинцы. Это улучшение нашей инфраструктуры и социальной сферы, благодаря которым повышается качество жизни всех оленинцев.

Самый яркий пример (наверное, не только для Оленинского округа) – дорожное хозяйство. За 2017-2019 годы в поселке Оленино заасфальтировано 9,5 км дорог (около 70% от всех дорог с твердым покрытием), в том числе все центральные улицы, а также ул. Чехова как основная магистраль в залинейной части поселка. Из грунтового в асфальтовое покрытие переведены 2,4 км дорог. По этой же программе за три года благоустроены 20 дворовых территорий – на большинстве из них асфальта не было никогда, или же он был уложен очень давно.

Безусловно, ни наш район, ни любой другой никогда не мог бы решить и не решает такую задачу без поддержки со стороны областного бюджета. Большое значение для успешного восстановления дорог поселка имела рабочая поездка губернатора Тверской области И.М. Рудени в Оленинский район в феврале 2017 года. Но очень многое при реализации программы зависит от самого района – от планирования работ, своевременной и продуманной подготовки документации для участия в программе, организации работы на месте. Как раз благодаря вот этой нашей работе, результаты реализации дорожной программы в Оленинском районе существенно лучше, чем у большинства наших соседей – даже в сегодняшней ситуации, когда состояние дорог значительно изменилось к лучшему по всей области.

По сути, прошло второе асфальтирование поселка Оленино – более масштабное, чем первое асфальтирование 20 лет назад.

Мы совершили настоящий качественный шаг вперед в состоянии дорог, выполнив за три года все задачи, поставленные пять лет назад. Точнее, мы их перевыполнили – в 2015 году мы говорили только о центральных магистральных улицах в Оленино, а асфальтирование грунтовых дорог и, тем более, ремонт дорог в Мирном мы даже не обсуждали.

В 2020 году все дорожные работы ведутся в п. Мирный, где запланирован ремонт 2,9 км дорог и пяти дворовых территорий. В 2020 году областной бюджет выделил району на ремонт дорог 18,0 млн руб. (в 2019 году было 13,7 млн руб., рост почти на треть). С учетом местного бюджета объем работ составит 22,7 млн рублей. Это рекордное финансирование годовой дорожной программы для Оленинского района.

Одновременно, за счет областного бюджета, заасфальтирована дорога от п. Мирный до воинского захоронения, реконструкция которого проведена в 2019 году внуками погибшего воина-казахстанца – семьей Билисбековых.

Я так подробно остановился на дорожной программе, потому что она самая заметная для всего населения. Благодаря поддержке со стороны региональной власти, мы смогли добиться кардинального изменения состояния всей улично-дорожной сети в течение трех лет. При этом мы стараемся синхронизировать наши работы с работами по региональным объектам. Одной из причин планирования работ в Мирном именно на 2020 год стало строительство там же, в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», нового моста через р. Береза и ремонт регионального участка дороги от п. Мирный до воинского захоронения. Общими усилиями за год мы полностью решаем проблему на этой территории, обеспечивая связную сеть хороших дорог. Такая же синхронизация работ по разным программам разного уровня нужна во всех отраслях, и нам необходимо к этому стремиться.

В последние несколько лет мы совместно с главами и депутатами поселений стараемся каждый год брать одну, актуальную для всего района проблему, и с помощью ППМИ решать ее одновременно, на разных сельских территориях, по однотипным проектам. Такой подход значительно облегчает нам задачи по проектированию объектов, планированию работ, привлечению качественных подрядчиков при проведении конкурсов на размещение муниципального заказа. А самое главное, можно решать общую проблему сразу по всему району, а не на какой-то отдельной территории.

2019 год стал определяющим для модернизации уличного освещения района. В Оленино заменены 272 светильника – из них 128 – в рамках участия в ППМИ, и еще 144 – собственными силами. Кроме того, по программе повышения безопасности дорожного движения построена новая линия уличного освещения – от ул. Союзная до ул. Заводская, параллельно железной дороге. В Мирном заменены 65 светильников. Другими словами, по итогам прошедшего года никаких других видов уличного освещения, кроме светодиодного, в Оленинском районе больше нет. Благодаря ППМИ мы восстановили уличное освещение в с. Татево, дд. Толокново, Сады, Шиздерово, Воронино, Завидово, Знаменка. Силами сельских поселений, хотя и в меньшем объеме, обеспечено уличное освещение в дд. Бобровка, Меженинка, Требески. Все эти населенные пункты не освещались более 20 лет.

Вся модернизация освещения, если не учитывать время на планирование работы и подготовку проектов с начала и до конца, заняла всего 13 месяцев – с июня 2018 по июнь 2019 года. В начале 2018 года в Оленинском районе были 543 светильника в пяти населенных пунктах (из них 522 были и есть в Оленино и Мирном). Все вместе они потребляли 91,16 кВт/час. На 01.01.2020 г. 22 населенных пункта освещались 831 светильником, при этом с общим потреблением электроэнергии 55,58 кВт/час. Количество населенных пунктов с освещением выросло в четыре с лишним раза, количество светильников – в полтора раза, с экономией электроэнергии на 40%. Больше света за меньшие деньги – как и было задумано с самого начала! В 2020 году мы уже устраняем отдельные недочеты, неизбежные в ходе такой быстрой и массовой модернизации освещения. В дд. Хлебники и Городок (последних центрах территориальных отделов) освещение восстановлено на депутатские деньги председателя Собрания депутатов Т.В. Дубовой, в д. Черемушки эта работа будет проведена в рамках ППМИ, в с. Молодой Туд освещение будет расширено по программе повышения безопасности дорожного движения.

Также через участие в ППМИ на селе будет решаться проблема оборудования контейнерных площадок в соответствии с санитарными нормами. 7 из 11 объектов ППМИ 2020 года связаны именно с этой проблемой. Площадки будут приведены в надлежащий вид в сс. Молодой Туд и Татево, дд. Гришино, Воронино, Никулино, Тархово, Ильенки. Остальные объекты ППМИ 2020 года – освещение д. Черемушки (о чем я упоминал), благоустройство стадиона в п. Мирный, устройство спортивной площадки в Молодом Туде и обустройство зоны отдыха в Каденке.

С учетом того, что проблема сбора и утилизации ТКО в последние годы приобрела особую остроту и нередко превращается в предмет политических спекуляций, считаю, что в ближайшие несколько лет именно обустройство контейнерных площадок на селе должно стать главным направлением участия Оленинского муниципального округа в ППМИ в ближайшие три года. Большое значение имеет программа «Городская среда», являющаяся национальным проектом. Мы начали участвовать в ней с прошлого года, реализовав один проект – ремонт тротуара по ул. Кузьмина, площади перед РДК, пешеходных дорожек в парке и на пл. Победы.

В этом году финансирование увеличилось, и мы смогли войти в программу с тремя новыми объектами «Городской среды». На одном из них, благоустройстве территории Оленинской средней школы, работы завершены. Ведутся работы по очистке и благоустройству пруда в центре п. Мирный. Еще одним объектом станет благоустройство территории, прилегающей к Каштановой роще, работы задержались в связи с коронавирусом. В конкурсе победил подмосковный подрядчик, которого мы сами попросили перенести сроки выполнения контракта.

Все объекты «Городской среды» 2019 и 2020 года активно обсуждались с населением, их очередность определялась по итогам голосования. Это действительно те работы по благоустройству п. Оленино и п. Мирный, которые отвечают ожиданиям жителей. Сейчас активно ведется проектирование объектов «Городской среды» на 2021 год, основным станет ремонт тротуара на ул. Ленина в п. Оленино. Еще одним объектом станет площадка уличных тренажеров в залинейной части поселка.

Реализация некоторых программ дает не только социальный, но и экономический эффект. Например, по программе модернизации тепловых комплексов за три года было проведено утепление почти 8 км теплотрасс п. Оленино современными изоляционными материалами, в т.ч. 1356 метров в залинейной части поселка в 2019 г. Это позволило снизить потери тепла и расход топлива на предприятиях ЖКХ. Учитывая, что за два года цена угля выросла на 30%, проведенная работа позволила снизить негативные последствия от резкого роста цен на топливо, и затраты себя окупили.

Успешная реализация областных программ на каждой территории зависит не только от объема финансирования, но и от организации работы на местах. Поэтому уже несколько лет уделяется особое внимание своевременному планированию работ и подготовке проектной документации на следующий период, срокам проведения конкурентных процедур по размещению муниципального заказа на выполнение подрядных работ. В этом вопросе есть полное понимание между администрацией и депутатами, организация работы в целом находится на хорошем уровне. Неслучайно на сегодня по всем программам заключены муниципальные контракты, а по целому ряду объектов работы уже выполнены в течение апреля – мая. Мы уверены, что сложившееся взаимодействие региональной и местной власти в реализации государственных программ Тверской области будет продолжаться в дальнейшем – в интересах всех жителей Оленинского муниципального округа.

Развитие
коммунальной инфраструктуры

Уважаемые депутаты!
С 2016 года в Оленинском районе активно реализуется программа капитального ремонта жилья. Хорошо известно, что Оленинский район – единственный в Тверской области – смог оставить все платежи населения за капремонт на своей территории, открыв спецсчета для всех 96 многоквартирных домов. В связи с несовершенством системы региональных операторов и «общего котла», это было единственно правильное решение. Изначально это было партийное решение. Поэтому вполне естественно, что капитальный ремонт жилья вошел в число местных партийных проектов «Единой России».

Оленинский район – единственный в области не только в сохранении денег за капремонт у себя. У нас есть, и больше нигде нет, бюджетное финансирование расходов ТСЖ на ремонт жилья.

Более того, некоторые виды работ (особенно ремонт крыш в двухэтажных домах) для ТСЖ слишком дороги, даже с учетом 30% помощи из местного бюджета. А работы проводить надо. Разницу, которая иногда доходит до половины стоимости работ, также выделяет бюджет – но уже на возвратной основе, в счет будущих платежей.

С 2016 по 2019 год капремонт жилья проведен в 127 домах, при наличии в Оленинском районе 96 многоквартирных домов. Это значит, что через программу капремонта прошел весь жилфонд района. В некоторых домах проведен уже второй вид ремонтных работ, а где-то – и третий. Общий объем финансирования капремонта за четыре года составил 17,7 млн руб. – из них 12,4 млн руб. за счет спецсчетов ТСЖ (включая средства, предоставленные из местного бюджета с дальнейшим возвратом) и 5,3 млн – за счет безвозмездной помощи районного бюджета.

Надо заметить, что все работы по капремонту в Оленинском районе ведутся по утвержденным местным расценкам, которые, в зависимости от вида работ, в два – два с половиной раза ниже, чем у Регионального оператора – Фонда капремонта жилья. Соответственно, за одинаковые деньги у нас делается в два раза больше.

Разумеется, работа началась с тех объектов, по которым в 2015 году поступили наказы избирателей. К примеру, в 2016 году были заменены все окна и двери в подъездах многоквартирных домов в Оленино, а год спустя – в Мирном. С 2016 года 10 шиферных крыш перекрыты на металл, восемь из них в Оленино.

В 2018-2019 годах настала очередь плоских крыш на пятиэтажных домах. Теперь все они отремонтированы. Четыре из пяти – в 2019 году, по некоторым из этих домов также имелись наказы избирателей 2015 года.

В капремонте жилья Оленинский район – очевидный лидер в Тверской области. В интересах людей на улучшение их жилья работают не только их собственные платежи, но и бюджетные деньги.

С учетом наказов избирателей, поступивших в адрес местного отделения «Единой России» в январе и феврале 2020 г., мы уже сформировали программу капремонта на период с 2021 по 2023 год. При этом, начиная с 2022 года, в программе остается резерв, который позволит нам рассматривать заявки ТСЖ, поступающие в общем порядке. Но наказы будут безусловным приоритетом, и все они должны быть выполнены в намеченные сроки.

Кроме того, оленинцы в своих наказах обратили наше внимание еще на два направления работы, связанных с ремонтом жилья – но уже не за счет спецсчетов, а полностью за счет местного бюджета.

Во-первых, это косметический ремонт подъездов. С февраля по апрель 2020 года отремонтированы подъезды в 17 многоквартирных домах. На 2021 год, в соответствии с Народной программой, планируется ремонт подъездов в четырех самых больших, пятиэтажных домах – Пионерская, 4а, Заводская, 3 и 5, Чехова, 23.

В Оленинском муниципальном округе имеются неблагоустроенные неприватизированные дома. По закону они освобождены от уплаты взносов за капремонт, а мы – от обязанности его проведения. В то же самое время проблема существует. Поэтому предлагаю, единовременно, на 2021-2022 гг, запланировать ремонт таких домов в соответствии с поступившими наказами избирателей и с учетом активной поддержки жителей в этом вопросе со стороны председателя Собрания депутатов. Конкретно – 1 Мая,17, Полевая,5, Полевая, 12, Садовая, 8 и Союзная,65. Кроме того, один дом в д. Дубровка, где живет инвалид, был весной 2020 г. отремонтирован в долг. Этот долг я также предлагаю погасить в 2021 году.

Предлагаю установить долевой порядок финансирования работы по тем двум направлениям, которые я назвал – 75% местный бюджет и 25% собственные средства предприятий ЖКХ.

Продолжилась работа по утеплению теплотрасс современными изоляционными материалами с целью снижения потерь тепла в сетях, а значит, и расхода топлива. Если бы мы в 2017 году эту работу не начали, то ни районный бюджет, ни, тем более, система ЖКХ не выдержали бы нагрузку, возникшую в связи с ростом цены на уголь. Напомню, что, если на 01.01.2017 г. тонна угля стоила 3900 руб., то действующая цена на отопительный сезон 2019-2020 гг. – 5100 руб. Два года назад потребность в каменном угле составляла 11,5 тыс. тонн в год – то сейчас она составляет 9,8 тыс. тонн в год. Другими словами, все затраты уже окупились.

В 2019 году утеплены 1356 м теплотрасс, присоединенных к котельной №4 по ул. Заводская. С учетом работ 2018 года, мы полностью завершили утепление сетей в залинейной части п. Оленино. На 2020 год запланирована замена 912 м теплосетей, присоединенных к котельной №3 по ул. Больничная. Новый участок этой теплотрассы будет изначально утеплен по современным требованиям. Эти работы ведутся по областной программе. Кроме того, своими силами в апреле 2020 года мы утеплили 120 м теплотрассы от ул. Ленина, 61 до нового здания МФЦ. Существует реальная возможность завершения этой работы в целом по п. Оленино в 2021 году.

Кроме того, в прошлом году по областной программе была заменена дымовая труба котельной №6 ОМУП «ЖЭУ №1» (микрорайон «Сельхозтехники»). Аварийное состояние этой трубы в течение нескольких лет было препятствием для получения Оленинским районом паспорта готовности к отопительному сезону. По итогам выполненных работ паспорт готовности был получен.

Продолжалась значительная работа по развитию водоснабжения на селе.

Всего с 2010 по 2019 год заменено 50 километров сельского водопровода (если быть совсем точным – 49630 метров). На эти цели из местного бюджета выделено 17,9 млн рублей – без учета ремонта водозаборных узлов и замены водонапорных башен. Это беспрецедентный объем работ, выше показателей самых лучших советских лет! Он был обеспечен, в том числе, за счет районных расценок на проведение работ, которые в разы дешевле, чем сметная стоимость. Возможность устанавливать расценки значительно ниже рыночных цен, и за счет этого увеличивать объем работ для населения – это еще одно из многих преимуществ МУПов, на которых держится жизнеобеспечение Оленинского района.

Капитально отремонтированы 17 водозаборных узлов и заменены три водонапорные башни – из них 11 водозаборных узлов и одна башня – за счет Программы поддержки местных инициатив в 2016 – 2017 гг.

Мы все успели забыть, как целые деревни по нескольку месяцев сидели без воды, как прорывы устранялись вручную в 30-градусный мороз, как жители писали коллективные письма в адрес одного из предыдущих губернаторов об отсутствии водоснабжения, а мы при всем желании не имели возможности своевременно выполнить поручения по этим письмам. Все это осталось в прошлом. Техническое состояние водопровода, его обслуживание за последние 12 лет изменилось кардинально.

В то же время, в водоснабжении района остался ряд проблем, требующих своего решения.

Во-первых, существует ряд серьезных проблем в водоснабжении поселка Оленино. Их решение находится в прямой зависимости от решения вопроса о передаче очистных в областную собственность, с такой просьбой мы обратились к губернатору Тверской области. Дальнейший порядок обслуживания водопроводных сетей находится в прямой зависимости от этого вопроса. Понимание будет до конца года.

Во-вторых, вынужденная (не по нашей инициативе) передача водопроводного хозяйства от сельских поселений в ОМУП «Сельский коммунальный участок» резко ухудшила финансовое положение предприятия. Сейчас необходимо направлять на текущую дотацию ОМУП СКУ, чтобы не допустить его банкротства, бюджетные средства на том же (или более высоком) уровне, чем направлялись на программу «Сельский водопровод».

Одновременно должны проводиться энергосберегающие мероприятия. Попытки энергосбережения есть, но пока я не могу сказать что-либо положительное по организации этой работы и ее эффективности – в отличие, например, от уличного освещения. При этом полностью отсутствует контроль за эксплуатацией скважин и расходом энергии. Одновременно с этим, есть безобразные факты низкой собираемости платежей населения за воду, с недобором в разы от начисленного. Мы вынуждены будем с 2021 года увязать расход электроэнергии на водозаборных скважинах с объемом бюджетного финансирования сельских территорий. Финансовую нагрузку мы будем нести – но за счет тех территорий, из-за которых возникла такая критическая ситуация. И тогда, возможно, некоторые специалисты наших территориальных отделов включат мозги и начнут вспоминать о ТЭНах, о графике включения и отключения скважин, о целесообразности использования «частотников», о необходимости своевременного сбора платежей. Мы изучили экономические показатели ОМУП «Сельский коммунальный участок» за 2019 год – в части расхода энергии по каждой скважине, и с учетом этих показателей будем корректировать бюджет 2021 года.

Развитие
социальной
сферы

Уважаемые депутаты!
В 2019 году мы достигли значительных результатов в развитии важнейших отраслей социальной сферы – образования и культуры.

Образование – не только важнейшая социально-значимая отрасль, но и самая крупная по числу работающих на территории Оленинского муниципального округа.

В 2019 году четыре образовательных учреждения: Оленинская средняя, Никулинская, Гусевская, Гришинская основные школы прошли лицензирование по направлению «Дополнительное образование». К сожалению, эта работа началась только с середины года, с двухлетним опозданием, ее надо активно продолжать и ускорять.

Ежегодно средние школы района радуют нас золотыми медалистами. 2019 год не стал исключением. Особенно порадовали успехи Молодотудской школы, 100% выпускников которой получили медали «За особые успехи в обучении».

Помимо образовательного процесса, важную роль играет воспитательная работа подрастающего поколения. Ребята принимают участие в районных, региональных, Всероссийских конкурсах и мероприятиях. Во всех образовательных организациях района большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Это и помощь ветеранам, уход за братскими захоронениями, участие в различных патриотических акциях. На базе Оленинской и Мостовской средних, Холмецкой основной школ созданы отряды «Юнармии». Ребята из Оленинской основной школы уже готовились вступить в ряды юнармейцев, но пока не успели в связи с известной ситуацией.

Финансирование из средств местного бюджета в общем объеме расходов на отрасль «Образование» в 2019 году составило 44730,9 тыс. руб. (без учета субвенций из областного бюджета), что на 20% больше, чем в 2018 году. Продолжается рост средней заработной платы педагогических работников в соответствии с майскими указами Президента России. За 2019 год средняя заработная плата составила:

– у педагогов общеобразовательных организаций – 25662,47 руб.

– у педагогов дошкольного образования – 24868,96 руб.

– у педагогов дополнительного образования – 27912,5 руб.

В целом, средняя заработная плата по отрасли «Образование» в 2019 году составила 152% к уровню 2014 года, что значительно выше уровня инфляции за тот же период. Задача, поставленная майскими указами Президента по достижению уровня заработной платы по отрасли «Образование» выше средней по территории, в Оленинском муниципальном округе давно выполнена и продолжает выполняться. При этом мы понимаем, что проблема неравномерной выплаты зарплаты в первом и втором полугодии, вызывающая справедливые нарекания, пока сохраняется, в том числе по объективным причинам, не зависящим от администрации района.

За последние пять лет был обновлен парк транспортных средств для подвоза обучающихся. В 2016 году приобретена по программе софинансирования Газель в Знаменскую ООШ, в 2018 году – Газель в Оленинскую СОШ (без софинансирования). Новогодним подарком для Оленинской ООШ стало получение нового микроавтобуса для подвоза детей – так же полностью за счет средств областного бюджета…

Продолжилась системная работа по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений. Были привлечены финансовые средства из регионального и местного бюджетов, депутатов различных уровней.

Общий объем бюджетных средств, направленных на развитие материальной базы отрасли образования, в 2019 году составил 4818,4 тыс. руб.

В качестве основных проблем, решенных в 2019 году, можно назвать замену оконных блоков в Оленинской основной и Молодотудской средней школах. Для безопасности наших учреждений в 2019 году смонтировано видеонаблюдение во всех детских садах п.Оленино, Оленинской основной школе. В феврале 2020 года камеры установлены в здании Молодотудской школы. Оленинские и Мостовской детские сады оснащены тревожными кнопками.

В 2019 году на оснащение пищеблоков в школах и детских садах было выделено 826,1 тыс. руб. Проведены работы по ремонту крыши в Оленинской и Татевской школах. На депутатские средства С.А. Голубева обустроена беговая дорожка в Оленинской средней школе (350 тыс. руб.). Проводится работа по замене электрических светильников на светодиодные. В прошлом году на эти цели выделено 210,7 тыс. руб. (Молодотудская и Оленинская основная школы). В этом году работа продолжится.

В октябре 2019 года Оленинская средняя школа вошла в число восьми лучших школ Тверской области и получила 1 млн рублей по нацпроекту «Образование» на приобретение лаборатории прототипирования («мини-Кванториума»), которая открылась 8 февраля 2020 года. Приобретение современного оборудования позволило создать еще одно перспективное направление по дополнительному образованию.

Главная задача этого года, решение которой прямо связано с сохранением сети образовательных учреждений района – перевод восьми сельских школ с печного на водогрейное отопление в соответствии с решением Правительства Российской Федерации о запрете печного отопления в школах. В 2019 году мы своевременно изготовили проектно-сметную документацию по монтажу системы отопления в Глазковской, Гришинской, Ленинской, Молодотудской, Никулинской, Первомайской, Рогалевской, Шоптовской школах, что позволило нам войти в областную программу с привлечением федерального, регионального и местного бюджетов. Сметная стоимость работ составляет 26 млн руб., в том числе 10% – местный бюджет. В основном здании Глазковской школы, в качестве эксперимента произведен монтаж и установка системы отопления на основе пленочного лучистого электронагревателя (ПЛЭН). По итогам отопительного сезона система ПЛЭН показала свою работоспособность, однако действующие тарифы на электроэнергию и тепловые характеристики зданий препятствуют ее дальнейшему распространению – даже несмотря на такие преимущества, как относительная низкая стоимость и высокая скорость монтажа. Поэтому принято решение об устройстве в восьми школах обычных водогрейных котельных.

Работы по монтажу водогрейного отопления в школах начались 4 мая 2020 года и ведутся в штатном режиме. Уже сегодня можно сказать, что нам удалось избежать коллапса системы образования в Оленинском районе, связанного с запретом печного отопления. Школы мы сохранили, и 1 сентября все они продолжат работу.

Следует отметить, что переводу с печного отопления подлежат 8 школ Оленинского округа из 17 по Тверской области, т.е. у нас выполняется половина от регионального объема работ. С чем это связано? Только с одним. В большинстве других районов подобные школы были давно закрыты, еще в период «оптимизации». Мы сельские школы сохраняли и будем сохранять. Нашумевшая ситуация с закрытием Холминской школы – это отдельное решение, а не система и не общий подход к проблемам отрасли.

К сожалению, в этой школе на 01.09.2019г. оставались всего четыре ученика и 12 педагогических вакансий на 15 предметов основной школы. Поэтому учреждение, где стало некого учить и некому учить, оказалось нежизнеспособным. Дети переведены в Оленинскую основную школу, им организован подвоз на самом новом автобусе, полученном в декабре 2019 года. Аналогичная ситуация возникла и по Бобровской ООШ, но там не было попыток ее политизировать, и все вопросы решались в нормальном рабочем порядке.

Из значимых работ, уже завершенных в 2020 году, необходимо отметить благоустройство территории Оленинской средней школы по программе «Городская среда» и замену окон в Татевской средней школе на депутатские средства С.А. Голубева, выделенные по просьбе председателя Собрания депутатов.

Еще одной системообразующей отраслью социальной сферы является культура, в которую входят РДК, 25 клубных учреждений на селе, 26 библиотек, 2 музыкальные школы, краеведческий музей. Мы никогда не закрывали учреждения культуры, не собираемся этого делать, и на сегодня эта отрасль по-прежнему присутствует на каждой сельской территории.

В течение целого ряда лет Управление культуры является примером эффективной работы по развитию отрасли. Серьезный уровень материальной базы был достигнут в предыдущий период. Например, компьютеризированы все клубы и библиотеки, 92,3% библиотек (24 из 26) имеют доступ к сети Интернет. Более 10 лет Оленинский район – абсолютный лидер в Тверской области по пополнению книжных фондов, а с 2015 года организована выдача не только бумажной, но и электронной литературы через ресурс «ЛитРес». Практически во всех Домах культуры есть бильярдные или теннисные столы, а на базе целого ряда ДК созданы сельские тренажерные залы. Продолжена реализация проекта «Виртуальные концертные залы Тверской области», в котором Оленинский район выступил одним из первопроходцев в деле музыкального и эстетического просвещения и воспитания своих жителей. Уже несколько лет мы даем уникальную возможность населению района приобщаться к достижениям современной академической сцены, открывать для себя лучшие образцы мирового культурного наследия, не выезжая за пределы района.

Работа по развитию культуры системно, последовательно и успешно ведущаяся длительное время, продолжилась и в 2019 году.

Отремонтированы 12 Домов культуры, 5 библиотек, Оленинская ДМШ, объем финансирования работ составил 2201,0 тыс. рублей. В частности, по программе «Год поселения» заменена кровля в Молодотудском СДК. Отремонтированы полы в Требескинском и Гришинском СДК.

Преобразилась Оленинская детская музыкальная школа, отметившая в 2019 году свой 50-летний юбилей. Произведен ремонт полов, косметический ремонт классов, установка двери, обшивка наружных стен здания. Напомню, что в 2018 году в ДМШ была заменена кровля, а за несколько предыдущих лет учреждение было подключено к центральному отоплению, водоснабжению, канализации. Из неприглядного здания в центре поселка, ДМШ на наших глазах превратилась в красивое, современное и благоустроенное учреждение, полностью соответствующее своим функциям.

К сожалению, значительные средства из бюджета мы вынуждены направлять на выполнение требований пожарного надзора как по образованию, так и по культуре. На 01.01.2020 года автоматической системой пожарной сигнализации оснащены ОМКУК «РДК», все учреждения культуры. Основная масса работ выполнена в 2019 году.

25 учреждений пополнились новой музыкальной аппаратурой, мебелью, оргтехникой, сценическими костюмами на общую сумму 675,0 тыс. рублей.

На комплектование книжного фонда новыми книгами израсходовано 465,2 тыс. рублей из местного бюджета. Показатели комплектования библиотечными фондами у нас по-прежнему остаются лучшими в Тверской области.

В 2019 году средняя заработная плата по учреждениям культуры Оленинского района составила 23956,6 рублей, по учреждениям дополнительного образования в сфере культуры (к которым относятся детские музыкальные школы) – 27912,10 рублей. Точно так же, как и в сфере образования, мы полностью выполняем показатели, намеченные в майских указах – разумеется, благодаря помощи, выделяемой из областного бюджета.

В целом, финансирование отрасли «Культура» в 2019 г. составило 49,0 млн руб., или 11% от общего объема районного бюджета (для сравнения, в 2018 г. – 43,8 млн, или 8,3%). И это правильно. Кто хорошо работает, тем надо помогать.

В сфере культуры больше, чем в любой другой важно не только материальное и финансовое обеспечение, но и, в первую очередь, содержательная часть работы. Все мы знаем, что в Оленинском районе традиционно сложилась интересная и разнообразная культурная жизнь. В 2019 году в учреждениях культуры проведен 51 вид мероприятий. Не отдельных мероприятий, а именно видов мероприятий, большинство из которых шли по всем учреждениям. Другими словами, каждую неделю у нас происходило что-то интересное для жителей. Разумеется, это разный формат мероприятий, начиная со Дня района, Дня Победы, Нового года, Дня молодежи и заканчивая отраслевыми праздниками и юбилеями творческих коллективов. Яркими событиями в культурной жизни давно стали ежегодные фестивали «Воспой свою Россию» и рок-фестиваль «Ураган», а также Дни деревень, которые проходят по всем сельским территориям. В 2019 году ярким событием стала реконструкция сражения времен Великой Отечественной войны, зрителями которого стали несколько тысяч человек.

В течение многих лет, под руководством Управления культуры развивается молодежная игра КВН, давно ставшая популярной среди оленинцев. В 2019 году создана районная лига КВН с целью повысить уровень районных соревнований и уровень выступлений оленинской команды на областном уровне. Создание лиги себя полностью оправдало. В 2019 году в Оленино на очень высоком уровне прошел областной финал юниор-лиги КВН. Наша команда после семилетнего перерыва вернула в район чемпионский титул, представляла Тверскую область на российском уровне в Анапе. Впервые две наши команды одновременно вышли в финал и заняли призовые места.

Отрасль культуры района обладает богатым творческим потенциалом. В районе насчитывается 158 любительских творческих объединений, в которых занимаются 1370 человек, 2 «народных» коллектива: студия эстрадной песни «Россияне» (ОМКУК «РДК») и ансамбль народной песни «Камелек» (Мостовской СДК). Высокую популярность имеют танцевальный коллектив «Шарм», вокальный дуэт «ВиоРия», хор «Калинушка», успешно выступающие не только на местном, но и на региональном уровне. В 2019 году более 80 тысяч человек посетили массовые культурные мероприятия.

Работая с молодежью, Управление культуры уделяет большое внимание развитию волонтерского движения. В эффективности этой работы мы все убедились нынешней весной в связи с пандемией коронавируса. В кратчайшие сроки была развернута волонтерская сеть из 74 человек, которая смогла очень четко организовать работу по помощи пожилым людям. Следует отметить, что в рамках благотворительного марафона «Мы вместе», организованного Партией «Единая Россия» совместно с социально-ответственным бизнесом и некоммерческими объединениями, активное участие в помощи пожилым, социально-незащищенным людям, в доставке им продовольственных наборов, принимали депутаты Собрания депутатов Оленинского района. Безусловно, волонтерская работа внесла свой положительный вклад в сдерживании эпидемии.

Большое значение для всех оленинцев имеет отрасль здравоохранения. С 2012 года она перестала быть муниципальной, поэтому, к сожалению, мы не можем влиять на хозяйственные и кадровые вопросы работы больницы. В то же время, считаю нужным остановиться на двух моментах.

Безусловно, все жители Оленинского муниципального округа должны быть благодарны нашим медикам за работу в условиях пандемии коронавируса. Оленинской районной больницей действительно сделано и делается все необходимое для защиты оленинцев от инфекции, и это относится ко всему коллективу медработников. Спасибо!

В Оленинском муниципальном округе до 29 мая не было заболевших коронавирусом. Мы продержались дольше, чем 38 городов и районов Тверской области. Это результат нашей общей, системной, организованной работы.

В то же время остаются вопросы к сложившимся подходам по развитию здравоохранения в Оленинском муниципальном округе. Прежде всего, вызывает крайнюю обеспокоенность явно недостаточное внимание руководства ГБУЗ «Оленинская районная больница» к первичному уровню здравоохранения. У нас районная больница, а не поселковая. Но мы не видим необходимой поддержки ФАПам – даже строительством двух ФАПов в 2018 году, по факту, занималась администрация района, а не ГБУЗ ОРБ. Мы не видим никаких усилий по выполнению поручения губернатора от 2017 года о восстановлении медицинского обслуживания в д. Глазки. И, конечно, безобразным фактом была дезорганизация работы амбулатории в с. Молодой Туд, когда нам пришлось помогать в восстановлении ее работы с участием депутата Законодательного Собрания и регионального минздрава.
Кроме проблемы коронавируса, по многим другим вопросам взаимодействие администрации с больницей является недостаточным, и такая ситуация устраивать нас не может.

Если говорить в целом про социальную сферу в районе, то, находясь на высоком уровне развития все последние годы, она не просто сохранилась, но и успешно развивалась на уровне самых высоких современных требований. Важно, что это развитие идет не только в поселке, но и на селе – благодаря тому, что нам удалось спасти учреждения образования и культуры от «оптимизации» и связанных с ней разрушительных последствий.

Текущая
экономическая ситуация

Уважаемые депутаты!
Результаты нашей работы в социальной сфере, ЖКХ, благоустройстве, дорожном хозяйстве достаточно очевидны. Именно поэтому основная масса критики, искаженной информации со стороны наших оппонентов относится к сфере экономики, в которой многим жителям разобраться сложнее.

Начну с объективных факторов, негативно влияющих на экономическое развитие муниципального округа и никак не зависящих от местной власти, какие бы люди и какие бы политические силы ни руководили бы территорией.

Вся экономика Оленинского района исторически строилась вокруг убыточных отраслей – таких, как сельское хозяйство и предприятия, обслуживающие АПК. Неслучайно банкротства и закрытие большинства предприятий этой сферы начались еще до 1996 года или произошли сразу после него – не в последнюю очередь из-за массовой непродуманной приватизации начала 1990-х годов, проведенной в ущерб интересам населения и местного бюджета. Нам оставалось только возвращать в муниципальную собственность потерянные активы, попавшие в руки некомпетентной и безответственной «бизнес-элиты» 90-х годов. Частично это удалось – благодаря чему после перепрофилирования бывших предприятий на их базе сегодня работают такие МУПы, как, например, ПАТП или «Спецавтохозяйство ЖКХ». Самой большой проблемой Оленинского района (в отличие, например, от Ржева или Нелидова) было и остается отсутствие современных отраслей промышленности (которых не было и в советское время), а также централизация самых доходных отраслей экономики в крупных городах в сегодняшних рыночных условиях. Это объективная реальность, которая была, есть и будет всегда по многим причинам – начиная с географического положения, отсутствия природного газа и заканчивая структурой и составом населения.

Вторая реальность – тоже объективная. Близость к Московскому региону в условиях рыночной экономики стала одним из крайне негативных факторов в развитии нашего муниципального округа. При неизбежной разнице в уровне заработной платы между Оленинским округом и Московской областью или Тверью происходит неизбежный отток работоспособных и квалифицированных кадров в Москву, Подмосковье, Тверь. Это дополняется устоявшимися предрассудками о «престижности» городской жизни среди молодежи, даже несмотря на то что для молодых специалистов у нас имеются реальные возможности для профессионального и карьерного роста, работают «социальные лифты», особенно после 2017 года.

В этой реальности единственно правильной экономической политикой с нашей стороны было полное прекращение приватизации (с первых лет моей работы), усиление муниципального сектора экономики при одновременном создании бизнесу комфортных условий для открытия новых объектов – прежде всего, это относится к сфере услуг и крестьянско-фермерским хозяйствам.

Есть еще один момент, который стал существенным в условиях коронавируса и связанных с ним мер по защите населения от эпидемии.

Высокая доля бюджетников, работников МУПов в структуре занятого населения Оленинского округа существенно снизила экономические потери, вызванные ограничениями для отдельных видов бизнеса в условиях эпидемии. Потери, конечно, тоже есть, но масштаб их не настолько серьезен, как в городах. Наша, в целом, эффективная работа в условиях эпидемии была связана в том числе и с высокой долей муниципальных объектов, а значит – с высокой управляемостью территорий.

Теперь перейду к конкретным цифрам, которые опровергают миф о якобы «развалившейся» экономике района.

Начну с уровня заработной платы и его росту по отношению к уровню инфляции. При этом возьмем не только 2019 год, но и весь период последних пяти лет.

2016 год – средняя зарплата 15667 руб.

2017 год – 16699 руб. (рост на 6,6% при уровне инфляции 2,5%).

2018 год – 20617 руб. (рост за год на 23,5%, при уровне инфляции 4,3%).

2019 год – 21835 руб. (рост на 5,9 %, при уровне инфляции 3,0%).

Общий уровень инфляции в России составил с 2016г. по 2019 год 116,06%. Общий уровень роста средней заработной платы по Оленинскому району за тот же период составил 142,6%. В этих цифрах не учитываются доходы людей, выезжающих на заработки в Подмосковье или работающих на крупных предприятиях Ржева и Нелидова, доход которых очевидно выше.

Разумеется, в таком, достаточно приличном, росте средней заработной платы по району решающая роль принадлежит майским указам Президента, на выполнение которых выделяется помощь из областного бюджета. Но именно действующая местная власть сохранила всю бюджетную сферу. Мы сохранили эти рабочие места, которые благодаря майским указам из нагрузки на бюджет превратились в важный фактор наполнения бюджета и повышения общего уровня благосостояния жителей.

На сегодняшний день в бюджетной сфере работает 41,3% от всего населения, занятого в Оленинском округе, в МУПах – еще 10%. Наличие более половины работающего населения в муниципальном секторе экономики является очень важным фактором не только экономической, но и социально-политической стабильности на территории. Особенно это относится к сельской местности, где именно бюджетная сфера, в первую очередь, формирует занятость населения.

С ростом средней зарплаты связан устойчивый рост поступления доходов в местный бюджет (основной из которых – налог на доходы физических лиц). В 2015 году собственные доходы районного бюджета составили 76,9 млн руб., в 2019г. – 96,2 млн руб. Рост в 2019 году к уровню 2015 года составил 123,03%. Это говорит, в том числе о том, что имеющиеся проблемы местного бюджета связаны не с исполнением собственных доходов (оно вполне нормальное), а с «подушевой» методикой формирования расходной потребности, что при нашей демографии и при нашей крайне низкой плотности населения ведет к ежегодному ухудшению бюджета. Именно в результате действующей методики, объем финансовой помощи району в 2019 году уменьшился по сравнению с 2015 годом на 6,0 млн руб. и составил 90,7% от уровня пятилетней давности (без учета целевых средств, поступление которых наоборот ежегодно растет).

В течение многих лет обстановку в Оленинском районе отравляла массовая безработица, доходившая в 2008-2009 гг. до 10%, а в отдельные месяцы и до 12%. Это действительно была одна из самых острых проблем – не только экономических, но и социальных для нашего района. Но это было 10 лет назад. И меня удивляет, когда тему безработицы продолжают мусолить сейчас, избегая упоминания конкретных цифр.

А цифры таковы.

Ежегодное сокращение безработицы происходит и продолжает происходить с 2011 года. В 2015 г. уровень безработицы составлял 4,08% (193 зарегистрированных безработных). В 2016 – 2,7% (180 безработных), в 2017 – 2,63% (168 безработных), в 2018 – 1,88% (119 безработных), в 2019 – 1,79% (113 безработных).

Другими словами, мы радикально снизили безработицу, доведя ее до уровня ниже 2%, и выбыли из числа самых «безработных» территорий. Сегодняшний уровень безработицы в Оленинском муниципальном округе – самый низкий за последние 25 лет. И в этом тоже далеко не последнюю роль сыграло усиление муниципального сектора экономики и сохранение бюджетной сферы.

Да, значительная часть оленинцев продолжает работать за пределами района, на производствах и в сфере услуг с более высокой зарплатой. Но они точно так же работают и точно так же кормят свои семьи. Поэтому сегодняшняя обстановка на рынке труда не идет ни в какое сравнение с тем, что было 10 или даже 5 лет назад.

Муниципальный бюджет ни в одном городе или районе не финансирует развитие какого-либо производства или бизнеса. Это связано не только с финансовыми возможностями каждой территории, но и с конкретными требованиями законодательства. Поэтому я не понимаю, на кого рассчитаны предвыборные сказки отдельных лиц о том, как они собираются «выделять деньги из бюджета» на сельское хозяйство или в целом на поддержку бизнеса (надеюсь, что не их личного). За счет кого и за счет чего они это собираются делать? За счет закрытия объектов социальной сферы или за счет приватизации МУПов? На основе каких законов они собираются делать?

На самом деле, есть нормальные, законные способы поддержки малого бизнеса, которыми мы активно пользуемся и которые никак не связаны с расходами из районного бюджета. Прежде всего – это поддержка крестьянско-фермерских хозяйств через привлечение грантов из федерального и областного бюджетов. В наше время роль фермерства резко возросла – по объективным демографическим причинам. Конечно, я всегда считал и считаю, что прежние колхозы и совхозы, а также возникшие на их основе СПК были гораздо более эффективной формой хозяйствования на селе. Но сейчас на многих сельских территориях для полноценной работы коллективных хозяйств нет главного – достаточного количества трудоспособного населения, готового работать в сельском хозяйстве. Это реальность всего российского Нечерноземья, а не только Оленинского округа. Как раз поэтому развитие фермерских хозяйств, где требуется значительно меньше работников, входит в число наших приоритетных задач.

За период с 2015 по 2019 год выдано 12 фермерских грантов на общую сумму 29805,5 тыс. руб. Повторю еще раз – фермеры, при нашей активной помощи, за пять лет получили почти 30 миллионов безвозмездной финансовой поддержки! Это, не считая различных видов субсидий, выделяемых всем категориям сельхозпроизводителей.

2019 год был рекордным – три гранта, выделенных на развитие фермерства, составили в сумме 8932,8 тыс. руб. Люди получили государственную поддержку и начали работать. Бывает, что и дальнейшее развитие фермерских хозяйств также происходит за счет бюджета, а не за счет собственной прибыли. Например, в 2015 г. фермер И.Д. Смирнова на создание своего хозяйства получила грант 3851,6 млн руб., а в 2019 году ее муж Ю.А. Смирнов получил грант на развитие семейного фермерства 2962,8 тыс. руб. Итого – почти 7 миллионов. В получении супругами двух грантов, разумеется, нет ничего противозаконного и ничего плохого. Наоборот, это хорошо – деньги, в конечном итоге, вложены в район и работают на развитие сельхозпроизводства. Плохо то, что данный фермер, создавшая этот вид своего бизнеса полностью за счет бюджета, с нашей помощью занялась пиаром, получив государственные деньги совсем не для этого.

Есть немало примеров успешной работы фермеров, развивающихся благодаря полученным грантам. Один из них – Н.И. Грачев, который находясь в Холмеце, занял экономическую нишу развалившегося СПК «Холмецкий». Это фермерское хозяйство было создано с нуля, на ровном месте, после получения гранта в 2017 году. В 2019 году фермер посеял 55 га зерновых, получил от 29 коров 103 т молока, обеспечил надой 3552 кг. на корову. Для сравнения, в СПК «Холмецкий» все эти показатели равны нулю, и от крупнейшего хозяйства района остались название, печать, три работника и некоторое количество сена, заготавливаемого на продажу.

Успешно работают КФХ Р.Д. Дмитриев (д. Козлы) и В.М. Цветков (д. Глазки), возникшие на базе сельхозпредприятий. Например, В.М. Цветков благодаря приобретению скота на средства гранта вышел в лидеры по надоям молока.

Это никак не отменяет поддержки традиционных хозяйств – таких как: ООО «Гусевское», СПК «Каденка», где сложились работоспособные коллективы, которые продолжают успешно трудиться на перспективу и на развитие.

Мы никогда не приветствовали и не будем приветствовать активное присутствие бизнеса в информационном пространстве и политической жизни. Может быть, поэтому складывается ошибочное мнение об отсутствии поддержки бизнеса со стороны власти. На самом деле, мы не просто помогаем предпринимателям в их деятельности, но в ряде случаев эта помощь оказывается весьма эффективной. Например, в разгар эпидемии коронавируса 7 апреля 2020 года правительством Тверской области был утвержден список 220 системообразующих предприятий (142 – регионального и 74 – муниципального уровня), которые могли продолжать работу в апреле. В их числе оказались 4 предприятия Оленинского муниципального округа: ООО «Оленинский хлебокомбинат», ООО «Мостлес», ООО «Любятино-2», ЗАО «Экзот». Для небольшого района дать возможность работать 4 предприятиям из 74 по области (т.е. 5% от всех предприятий были наши) в самый трудный период – это существенный результат, за которым стояла наша очень серьезная работа с правительством и министерством экономики Тверской области.

Конструктивно взаимодействуя с бизнесом, мы считаем недопустимым присутствие любых частных коммерческих структур в отраслях, влияющих на жизнь населения и на социально-политическую обстановку. Прежде всего, это относится к ЖКХ – но не только.

В целом, экономическое положение района в последнее время характеризуется следующими основными тенденциями.

Первое. Сохранение бюджетной сферы и муниципальных предприятий как основы занятости и социально-экономической структуры Оленинского муниципального округа. Запретив приватизацию МУПов, мы защищаем население района, и этот запрет необходимо сохранить в дальнейшем.

Второе. Рост средней заработной платы в течение последних нескольких лет превышает уровень инфляции. Отставание от среднего по области уровня зарплаты у нас последовательно сокращается.

Третье. Мы победили массовую безработицу, сократив ее за 10 лет в пять раз и стабилизировав на приемлемом уровне 2%.

Четвертое. Сложилась многоукладная экономика, в частном секторе которой преобладают малые производства, малые фермерские хозяйства, малые объекты сферы услуг. С нашей стороны им создаются комфортные условия для работы, но они не могут влиять в своих интересах на социальную обстановку на территории.

Можно говорить о недостаточно быстрых темпах экономического развития. Но само развитие идет, в правильном направлении, без серьезных рисков для устойчивой обстановки на территории, в том числе без риска возникновения местечковых «олигархов», способных навязывать свою волю власти и населению.

Формирование Оленинского
муниципального округа

Уважаемые депутаты!
Важнейшим решением для развития системы управления на нашей территории на длительный период стало создание Оленинского муниципального округа.

28 ноября 2019 года Законодательным Собранием Тверской области был принят, а 29 декабря вступил в силу Закон Тверской области № 86-ЗО от 18.12.2019 г. (дата подписания губернатором) о создании Оленинского муниципального округа.

У новой системы управления, переход к которой нам предстоит, есть целый ряд ощутимых преимуществ.

Единая система управления. На всей территории будет действовать один депутатский корпус – 20 депутатов, а не 92 – и единая администрация. При этом власть из села никуда не уходит: работники поселений остаются на своих местах, а администрации поселений становятся территориальными органами администрации округа.

Единый бюджет. Разделение сегодняшнего бюджета района на восемь частей (район и семь поселений) носит надуманный и искусственный характер, ведет к распылению расходов, от чего, прежде всего, страдают сельские поселения. Единый бюджет позволит улучшить планирование расходов, сделать его более равномерным, значительно смягчить сегодняшние финансовые проблемы. Кроме того, в областную Методику межбюджетных отношений внесены существенные изменения, к которым я отношусь очень позитивно и которые улучшают бюджет округов по сравнению с районами. Эти изменения будут распространяться на нас с 2021 года.

Снижение документооборота. Сегодня значительная часть работы всех органов власти (как района, так и поселений) связана не с решением конкретных проблем жителей, а с непрерывным производством бумаг. Муниципальный округ означает снижение документооборота в восемь раз.

Единая муниципальная собственность. Разграничение собственности между районом и поселениями – не до конца продуманное и постоянно меняющееся, с регулярной передачей некоторых муниципальных объектов «туда и обратно» – создает дополнительные проблемы для эффективного управления районом. Особенно это относится к сфере ЖКХ.

Расширение участия в программах – прежде всего, это относится к ППМИ, где у муниципального округа появляется целый ряд новых возможностей, новых направлений, которые пока недоступны поселениям. Это относится, например, к водоснабжению, сфере культуры, приобретению коммунальной техники.

Жизнь показала, что 131 Федеральный закон о местном самоуправлении, с искусственным разделением на уровень района и поселений, был большой ошибкой. Он оказался шагом назад, а не вперед в развитии местного самоуправления. За эти 14 лет система управления в нашем районе работала более четко и слаженно, чем в большинстве других, только благодаря работоспособной партийной организации и партийной вертикали «Единой России». Мы не сбросили на поселения сферу ЖКХ, что стало главной гарантией против банкротства, приватизации и развала МУПов. Мы не сбросили на поселения сферу культуры, и поэтому не допустили массового закрытия клубов и библиотек, как это произошло во многих районах. Мы не допустили политического разброда и противостояния между властью района и райцентра, что нередко случалось на других территориях. А сейчас, когда закон это позволил, мы «обнулили» весь негатив от реформы местного самоуправления, вернувшись с незначительными отличиями к той системе управления, которая была до 2006 года – но с учетом сложившейся за это время в поселениях и полностью оправдавшей себя, территориальной структуры.

В то же время, при формировании муниципального округа возникли непредвиденные сложности, которые негативно сказываются на нашей работе. Когда принимался закон об округе, планируемой датой выборов окружной Думы было 26 апреля 2020 года, и оставалось целых восемь месяцев для формирования нормативно-правовой базы в переходный период. Это был вполне достаточный срок для планомерной и результативной работы. В связи с появлением в политической повестке всенародного голосования по изменениям в Конституцию, дата выборов была назначена на месяц позднее, на 24 мая. Однако началась эпидемия коронавируса, и сегодня мы вообще не знаем дату выборов и фактический срок окончания своих полномочий.

Нам необходимо уже сейчас прорабатывать будущую структуру органов местного самоуправления – особенно на сельских территориях, а также дальнейший статус отдельных структурных подразделений администрации. При этом пока не решен главный вопрос – должны или нет должности руководителей сельских территорий относиться к муниципальной службе. Речь не о зарплате (она в любом случае будет на сегодняшнем уровне), а об особенностях статуса, порядка назначения и квалификационных требованиях.

Нам необходимо уже до выборов подготовить проекты нормативных актов, адаптирующих деятельность сегодняшних МУПов к изменениям в законодательстве, принятым в декабре 2019 года. По моему мнению, все МУПы, от реорганизации которых мы по закону можем уйти – должны оставаться только МУПами. Там, где закон это не допускает, с 01.01.2021 г. должна пройти реорганизация в муниципальных бюджетных учреждениях. Одновременно на рассмотрение нового созыва депутатов должен быть внесен проект нормативно-правового акта, исключающего не только приватизацию МУПов, но и создание на их базе АО и ООО с муниципальным участием. Защита муниципальной собственности от прихода частного капитала должна быть абсолютной.

И третий момент, связанный с нормативно-правовой базой, которая в дальнейшем должна регулироваться Уставом округа. Как известно, новые органы местного самоуправления, которые мы должны избрать, начнут свою работу в отсутствие Устава муниципального образования. Более того, существует очень высокая вероятность, что в составе Думы муниципального округа ни одна из общественно-политических сил не будет иметь 2/3 голосов, позволяющих принять Устав в ближайшем будущем. Для того чтобы до принятия Устава, которое может занять очень длительный срок, не была парализована система управления округом, считаю необходимым к началу работы нового депутатского корпуса разработать пакет временных нормативно-правовых актов, регулирующих основные вопросы местного самоуправления в Оленинском муниципальном округе. Эти временные нормативные акты, в своей совокупности, должны охватывать всю сферу действия Устава округа и действовать до его вступления в силу. Разница в том, что в отличие от Устава они, по закону, принимаются большинством, а не 2/3 голосов (другими словами, 11 депутатами, а не 14). Тем самым мы сможем предотвратить политический, правовой и управленческий коллапс, к которому идет наша территория при таком начале избирательной кампании, которое мы все видим. Разумеется, наличие таких документов никак не влияет на необходимость разработки Устава муниципального округа и на сроки его внесения – даже независимо от реальной перспективы его принятия.

Народная
программа – основа нашей дальнейшей
работы!

Уважаемые депутаты!
22 мая 2020 года Политсовет местного отделения «Единой России» принял Народную программу на 2020-2025 годы.

Это действительно НАРОДНАЯ программа, ее сформировали все оленинцы в форме наказов, поступивших в адрес лидирующей партии. Это объемный документ, в который вошли 762 наказа по всем направлениям деятельности муниципальной власти – ЖКХ, благоустройству, дорожному хозяйству, образованию, культуре. Понимая важность и приоритетность наказов избирателей, мы, не дожидаясь официального принятия Народной программы, начали ее выполнять. По состоянию на 10 мая 2020 года, выполнены 144 наказа из 762 (18,9% от их общего количества). Отремонтированы подъезды в 17 многоквартирных домах п. Оленино и в двух – поселка Мирный. В ряде населенных пунктов заменены мусорные контейнеры, обустроены контейнерные площадки (хотя эту работу нам предстоит продолжать еще долго). Установлены и продолжают устанавливаться дополнительные уличные светильники в целом ряде населенных пунктов, а в Хлебниках и Городке освещение обустроено с нуля. Началась борьба с борщевиком. В центре п.Оленино и д. Воротьково появились новые детские площадки. Многие грунтовые дороги приведены в порядок как в поселке, так и особенно на селе. Благоустроены территории Оленинской средней школы и Мостовского детского сада. В Татевской школе заменены окна. Целому ряду учреждений образования и культуры оказана помощь в приобретении оборудования и инвентаря. Восстановлено движение автобуса Никитино – Нелидово, а в ближайшее время будет организовано автобусное сообщение Оленино – Нелидово через Холмец (с пересадкой в п. Мирный). Это лишь некоторые примеры проведенной работы по выполнению Народной программы с марта по май.

Безусловно, гораздо больше предстоит сделать в дальнейшем. Из наказов избирателей, вошедших в Народную программу, уже сформированы программа капремонта жилья на 2021-23 гг., программа ремонта дорог и дворовых территорий на 2021-24 гг. При этом планы по дорогам были не просто изменены, а переписаны с учетом наказов, поступивших от жителей. Сейчас активно ведутся проектные работы по объектам 2021 года. Точно так же, на основе наказов, будут сформированы программы укрепления материальной базы по отраслям образования и культуры – по некоторым из них (например, по ремонту кровли Свисталовской основной школы) ведется проектирование.

В своих наказах сами оленинцы, наши избиратели написали, что конкретно они ждут от руководства района. А все вместе 762 наказа, вошедшие в Народную программу, составляют полноценный пятилетний план развития инфраструктуры и социальной сферы Оленинского муниципального округа. Это основа всей нашей дальнейшей работы. Все должно быть выполнено! А для этого потребуется концентрация ресурсов местного бюджета, участие в областных программах, «депутатские» средства и, конечно же, значительное повышение качества планирования и организации работы всех муниципальных служб и должностных лиц.

Полностью поддерживаю решение Политсовета «Единой России» выйти с инициативой о принятии Народной программы Оленинского местного отделения Партии «Единая Россия» в качестве Народной программы Оленинского муниципального округа, в форме нормативно-правового акта Думы Оленинского муниципального округа, который будет обязателен к исполнению.

Подготовка и принятие Народной программы стала примером, как жители сами напрямую могут обращаться к власти со своими вопросами и получать конкретные решения этих вопросов. Вот это и есть настоящая, а не надуманная демократия. Вот это и есть настоящий, а не надуманный диалог с населением. А те извращенные формы псевдодемократии и псевдодиалога, которые пытается навязать нам бывшая «элита», «демшиза» под красным флагом и «хранители» наследия 90-х годов, преследуют лишь одну цель – поставить власть на службу определенной части бизнеса. Так когда-то у нас уже было, и, слава богу, закончилось в 1996 году. Хотят вернуть то, давно ушедшее время. Эта цель наших оппонентов полностью деструктивна. Она не просто далека от интересов оленинцев, а прямо противоположна этим интересам.

Вместе идем в будущее – с Народной программой, новой, более эффективной системой управления и реальными делами, которые сделаны, делаются, и которых в дальнейшем ждет от власти разумное большинство оленинцев!