В Гусевской основной общеобразовательной школе на сегодняшний день 6 преподавателей на 12 учеников. Хорошо это или плохо? Об этом и о многом другом рассказала нам бессменный, уже с 2003 года, директор этой школы Людмила Анатольевна Власенкова.
Мал
золотник…
– Сама я – человек чисто деревенский. И родилась здесь, в деревне поблизости, и живу всю жизнь именно здесь – с небольшим перерывом на обучение в Старицком педучилище. После него сразу вернулась сюда, начала работу учителем в Гусевской школе (тогда, в 1987 году, ее только построили), и даже высшее образование получала заочно, без отрыва от работы. Еще во время учебы в училище вышла замуж, муж, родившийся, кстати, в Твери, в то время тоже уже жил в Гусево. Так и живем…
А жизнь учителя, особенно учителя «старой формации» – это, в первую очередь, школа. Тем более сейчас, когда дети (а у Людмилы Анатольевны две дочери) выросли и живут уже собственными жизнями. Да, в общем-то, и раньше это было именно так. Хотя школа и небольшая. Но именно активная позиция Власенковой в вопросе защиты сохранения малых сельских школ от оптимизации сыграла, видимо, свою роль и в том, что она была избрана в районное Собрание депутатов еще предыдущего созыва, а в действующем – стала и заместителем председателя.
В этом вопросе она всячески поддерживала главу района Олега Игоревича Дубова, который отстаивал такую же точку зрения. И мы знаем, что именно эта точка зрения в конце концов и победила, – причем не только районном или региональном, а – на федеральном уровне.
– Да, у нас сейчас, условно говоря, на одного учителя приходится два ученика. Но плохо ли это? Не думаю. Ведь индивидуальное обучение во всем мире считается самым качественным, едва ли не элитарным. Не раз приходилось слышать мнения о том, что как раз выпускники малых школ не только более образованны, но и более воспитанны. А в деле воспитания главная роль, конечно, принадлежит семье, но вторая по значимости – именно школе.
И в Гусевской школе есть все и для образования, и для воспитания. Воспитания во всех направлениях: и в патриотическом, и в духовно-нравственном, и в трудовом. Есть свой огород, урожай с которого идет на общий школьный стол, ставятся опыты. Ученики школы достойно выступают и на районных, и на региональных юннатских конкурсах, а в 2017 году стали и участниками конкурса федерального, ездили в Москву. В общем, школе есть, чем гордиться.
Работать по программам
Но жить на селе, тем более будучи депутатом, – значит неизбежно быть в курсе всего, что происходит вокруг: от дел чисто аграрных до дорожных и иже с ними. Вот, например, проблема с борщевиком.
– Сейчас у нас сформирована Народная программа на 2021-2025 годы, и значительная часть наказов, на основе которых она и создавалась, посвящена именно борщевику. Хорошо, что теперь удалось их как-то объединить в одно целое, соответственно объем финансирования тоже увеличился, и мы сможем теперь привлечь к борьбе с этим растением более крупные, имеющие неплохие успехи, организации. По мелким-то заказам они не работают. Да и в целом Народная программа принесет много полезного, ведь это новый, стратегически новый этап в жизни района. И до сего времени работавшего по целому ряду программ, но как бы отдельных.
Вообще, такое «программное» ведение хозяйства, инициированное Олегом Дубовым, с привлечением не только районных, но и региональных, а когда и федеральных средств, Людмила Анатольевна считает, пожалуй, главным, что обеспечило преображение муниципалитета в последние годы.
Перечислять эти программы можно долго, а достигнутое с их помощью – еще дольше: это и объекты ППМИ, и сельский водопровод, и освещение, и дороги, и благоустройство, и молоковоз, купленный на средства, выделенные в Год поселения, и ФАПы – один из которых совсем недавно был установлен в Гусево.
В целом, по словам Власенковой, за последние лет двадцать район изменился до неузнаваемости. «Что тут было в 90-х? Да ничего. Пустота. А что сейчас? Сравните сами».
Из
нерешенного
Да, в районе делается все возможное, а иногда почти невозможное для того, чтобы жить оленинцам было и лучше, и легче. Но все же этого не хватает. Поэтому с такой горечью говорит Людмила Анатольевна о проблемах, которые могут быть решены разве что на региональном, а скорее всего, лишь на федеральном уровне.
– Конечно, сейчас, когда зарплаты на селе, в городе и в столице различаются в несколько раз, молодежь не хочет оставаться на земле. Объективно получается, что в городах жить лучше, а может быть, и легче. Выход лишь в одном – в массовом создании на селе рабочих мест, – разных и с достойной зарплатой. Но как? И это – проблема не наша, не районная, это проблема всей России.
С не меньшей горечью рассуждает она и о проблеме падения престижа профессии учителя. Это как раз на селе, в небольших школах – он еще Учитель с большой буквы. А в городах, в больших, «цивилизованных» школах, с большими классами, он не только нищ по городским меркам, но еще и бесправен, практически беззащитен – даже перед своими учениками. Но ведь то самое воспитание, с которого начался наш рассказ, это продукт симбиоза, взаимодействия трех составляющих: учителя, ученика и родителей. Рвется цепочка в одном месте – вот и нет воспитания. А может быть, и образования тоже.