Письма из прошлого «История одного экспоната»: музей в Оленинском районе хранит письма погибшего в бою партизана

«МК в Твери» продолжает рубрику «История одного экспоната», в которой рассказывает о необычных вещах военного времени в музеях Тверской области.

Ранее мы напомнили жителям легенду о сбитом самолете в Оленинском районе, написали историю старицких поисковиков и бабушки, которая единственная видела гибель летчика на той земле. Также рассказали и об украденном акте фашистом и о пути документа на родину в Белый, о трофейной коллекции со вкусом Победы из Берлина 1945 года в Калининском музее и о редкой награде из города в Тверской области, полностью разрушенного жестокими боями в 1942 году.

Сегодня при содействии Марины Весенковой, директора Оленинского краеведческого музея, мы публикуем редкие письма партизана из Оленинского района. Мужчина погиб в 1942 году, и последнее письмо, аккуратно вшитое в общую папку, написано не от него, а от товарища. Письмо с сообщением о героической смерти во время очередного задания.

Оленинские партизаны

В годы оккупации, с октября 1941 года по март 1943, в районе действовал Оленинский партизанский отряд. Отряд активно помогал Красной армии в боях с немецко-фашистскими захватчиками: провел 38 боевых операций, уничтожив 282 фашистских солдата и офицера, большое количество боевой техники.

Три партизанские группы – татевская, шоптовская и новоселковская – входили в состав оленинского партизанского отряда. Комиссаром татевской группы был Петр Иванович Зверев.

Мужчина до войны работал народным судьей, был юристом, замполитом Оленинской МТС. Там же работала и его жена, которую, как и семьи других работников МТС, эвакуировали в Кашинский район в октябре 1941 года вместе с детьми. В Кашине семья Зверева проживала до освобождения Оленинского района от оккупантов и к осени 1943 года вернулась на родину.

Коммунисты, в их числе и Зверев, остались в районе для организации подпольной борьбы с немецко-фашистскими оккупантами на захваченной врагом территории. Зверев часто писал письма семье в Кашин.

В своих письмах он рассказывал, как отчаянно бойцы партизанской группы борются с врагом. Мечтал, как закончится война, снова увидеть свою семью.

Далекий 42-й…

Эти письма из далекого 1942 года, которые держали в руках наши герои, теперь бережно хранятся в музее. Петр Зверев пишет и о войне, и о мире – его так заботит здоровье своих дочерей и жены. Буквально в каждом письме он выражает надежду на скорую встречу.

Публикуем некоторые письма Зверева своей семье:

«Здравствуйте, дорогие – жена Дуня, дочери Женя и Валя…

Дуня, я пишу тебе 6-е письмо, но не знаю, получаешь ли ты их или нет. О себе хочу сказать, что жив и здоров. Немцы снова заняли большинство деревень нашего района. Жгут все повсеместно: сожжены Жерносеково, Вериистая, Кузовлево, Гордеево и десятки других деревень.

Расстреливают всех подряд. В Дунине расстреляли Кирея, Дормидонта, Кугавейкину с ребенком…Расстреляли всю Хоченкову семью, Агафью с тремя детьми, двоих Борисовых ребят. В общем эти звери проклятые в нашем Оленинском районе расстреляли, повесили не одну сотню людей…

Наверно скоро увидимся. Как только район освободят, наверно, приеду к вам. Будьте здоровы!»

«Здравствуйте, дорогие дочки Женя и Валя!

Целую я вас крепко и желаю счастья в жизни. Женя, уведомляю я вас, что жив и здоров. Крепко бьем фашистскую сволочь, ни один пират не уйдет с нашей земли живым.

Вчера был бой около деревни Грива. Там были немцы и наши с Шоптова, там столько побито немцев, что по дороге не проехать. Сейчас немцев погнали в Корниловку. В общем, враг будет уничтожен.

Женя, расскажи там девочкам о коварстве врага. Эти бандиты убивают детей – расстреливают, колют штыками. И так в нашем районе уничтожено несколько сот человек. Они, эти изверги, сожгли десятки деревень. Но Татево цело.

Передайте привет жене Дмитрия Даниловича, скажите ей, что Дмитрий Данилович жив и здоров. Живем вместе: я, Ростунов, Матюшкин и др….

Ну, до свидания. Скоро надеюсь увидеться.
Целую крепко. Ваш папа. 26.02.1942 г.»

«Здравствуй, Женя.

Целую тебя крепко, а также Валю и маму.

Женя, письмо я твое получил только одно за 8 месяцев в то время, как вам я послал около 25 писем. Меня интересуют все вопросы: как вы доехали, как живете сейчас, как ваше здоровье, хорошо ли место, где вы живете? В общем – все. Ходите ли с Валей в школу.

Женя, пиши обо всем, ты же грамотная.

Ну, теперь о себе. Мы еще воюем в нашем районе. В Татеве – немцы, но там теперь ничего не узнаешь: все разбито и разграблено. Немецкие бандиты убивают местных жителей. В нашем районе убито и повешено мирных жителей – женщин, детей и стариков – больше 500 человек.

Женя, трудно описать все зверства гитлеровских бандитов. Но час расплаты близок, наш народ не простит им этого.

Находясь в партизанском отряде, мы давали им такого жару, что они долго будут помнить…

Ну, до свидания, живите спокойно, скоро увидимся.

24 июня 1942 года. Зверев».

Но так и не увидели Евдокия Григорьевна и две дочки – Евгения и Валентина – своего мужа и отца. Петр Зверев погиб в неравном бою в ночь с шестого на седьмое ноября 1942 года у деревни Михеево. Партизаны получили задание перейти линию фронта, но не все уцелели из группы, в том числе и комиссар партизанского отряда Петр Иванович Зверев. Он мужественно и стойко боролся с врагом и героически погиб.

Последнее письмо пробирает до мурашек – ведь дочери Зверева пишет не ее отец, а его друг Василий Марченко. Он вынужден сообщить о смерти ее папы.

«Здравствуй, незнакомая, милая девочка Женя!

Пишет тебе незнакомый дядя из д. Суходолки (около Шоптова) Марченко Василий, друг твоего папы. Вчера мы здесь получили твое письмо, что ты пишешь 16.06. 42 г. (Так уж у нас плохо ходит почта). С 16.06. вы писали папе и он вам. Но вот это твое письмо папе уже передать не можем. Трудно писать, но долго ли, коротко, а правду вы должны знать и принять ее твердо и мужественно. Папа вам больше не напишет. Он мужественно боролся долгое время с немецким зверьем и, до конца оставаясь верным Родине, погиб.

В ночь с 6-го на 7-е ноября 1942 года он убит около деревни Михеево. Похоронен он также в дер. Михеево.

Утешить вас нечем, но хочется сказать: будьте мужественны – он погиб в партизанской борьбе за Родину, честно, стойко и мужественно. Так погибают многие.

С приветом ко всей семье, Марченко…»

Все письма аккуратно подшиты в общую папку, их, как и фотографии, хранила младшая дочь Петра Зверева Валя. Она и передала семейный архив на хранение в Оленинский краеведческий музей. Жене Петра Зверева вручили медаль «Партизану Великой Отечественной войны» после гибели мужа, медаль также передали в Оленинский музей.

Петр Зверев с женой Евдокией воспитали достойных дочерей: та самая Женя стала активной общественницей и даже возглавляла партийную организацию, райком профсоюза работников связи, стала ветераном труда. Валя, младшая дочь Зверева, работала на комбинате бытового обслуживания населения. О дедушке-партизане знают и помнят уже его внуки. Так, внучка Зверева Светлана Витяхова, которая сейчас принимает активное участие в издании школьной газеты, пополнила коллекцию экспонатов, посвященных деду – передала его довоенные фотографии. О времени и месте фотографирования – его собственноручные надписи на некоторых снимках.

Петр Зверев погиб как герой. Вечная слава и память!