Новому Уставу – Да! «Портфелю» для Лыкошева – Нет!

Дума Оленинского муниципального округа продолжает свою активную работу. За полтора месяца ее существования принято уже более полусотни решений, определяющих будущее муниципалитета. Нет сомнений, что и основные, фундаментальные решения – выбор главы, принятие Устава и бюджета, будут приняты до конца года. Результат – очень хороший, свидетельствующий о слаженной и конструктивной работе и администрации, и Думы. Однако…

Несмотря на то, что заседания Думы проходят регулярно, необходимые для жизни округа решения принимаются, но сам их ход нередко вызывает то ли улыбку, то ли печаль, причем по одному и тому же поводу: по своеобразной активности двух внефракционных депутатов, которые, разумеется, горды и рады тому, что получили мандаты, но стремление их принять участие в общей работе раз за разом вызывает ощущение то ли мышиной возни, то ли откровенной имитации кипучей деятельности. Когда хочется вроде бы что-то сделать, показать себя, но не хочется «петь под дудку «Единой России». Ну а поскольку именно партия разрабатывает все действительно нужные, полезные для муниципалитета, продуманные и взвешенные решения, то для внесистемных депутатов остается лишь один вариант: предлагать нечто, хоть и не укладывающееся в партийную линию, но хотя бы не слишком вредное для оленинцев.

О пользе тут говорить, конечно же, не приходится. Хотя и о прямом вреде – пока тоже. Спасибо и за это. Впрочем… Об этом – позже.

Как пример, можно взять публичные слушания по проекту Устава Оленинского муниципального округа, на которых оппозицией были внесены сразу три поправки – одна из них идейным вдохновителем политических неформалов Виктором Лыкошевым и две – внефракционным депутатом Александром Гудановым. Ни одна из них, естественно, не была поддержана – что неудивительно. Но сами поправки таковы, что можно остановиться на них подробнее.

Первой поправкой предлагалось ликвидировать Совет Думы – орган, который, на минуточку, в той или иной форме, имеется в любом органе законодательной и представительной власти. В Оленино он почему-то не нужен? Почему? Объясним.

Любой документ, выносимый на обсуждение сессией Думы, требует предварительного одобрения профильной комиссией, либо Советом Думы. Поскольку депутаты наши работают не на освобожденной основе, у них есть основная работа, они могут уехать в отпуск, в командировку, в конце концов – заболеть. В каждой из пяти комиссий по четыре члена, и если двое пришли, а двое нет – кворум отсутствует и комиссия неправомочна. Систематически собирать комиссии для одобрения тех или иных документов становится делом если не сложным, то объективно более долгим – чем в той ситуации, когда одобрить документ может и Совет, явка в котором, по опыту всех прошлых созывов, значительно лучше, чем в комиссиях. Ликвидировать Совет – значит, просто-напросто затормозить работу Думы, затянуть время от разработки документов до обсуждения и, возможно, принятия их депутатами. Хорошо ли это? Наверное, нет. Хотя, возможно, простые жители муниципалитета и не знали раньше о таких тонкостях. Но депутат-то должен был это понимать! Так откуда взялась такая поправка? От незнания, необразованности? Или это сознательная попытка усложнить работу окружной Думы?

Вторая поправка менее серьезна, но более смехотворна, что поймет, пожалуй, каждый. Было предложено, в случае предоставления депутатом на заседании Думы любого запроса, давать исчерпывающий ответ на этот запрос уже до конца этого самого заседания. Что, разумеется, просто нереально, ибо одна только формулировка «исчерпывающий ответ» уже подразумевает неизбежную проработку запроса, причем чаще всего с участием нескольких должностных лиц, а то и различных ведомств. «Предложить – лишь бы предложить?» – похоже на то. При этом поправка была сформулирована так, что запрос можно вносить практически на любую тему – начиная от эпидемии ковида и кончая выборами в Америке. Каких-то ограничений по этой части поправка не предусматривала.

Ну а третья поправка явно имела свою персональную ориентацию. Депутат Гуданов предложил учредить в Оленинском муниципальном округе институт помощников депутатов. Что, конечно, не является чем-то невиданным или противозаконным, но используется, как правило, лишь в законодательных органах больших территорий, в тех случаях, когда депутатам реально никак не справиться со всем потоком дел без помощников. В относительно небольшом Оленинском округе (ранее – районе) вопрос о помощниках не ставился депутатами никогда – как-то сами справлялись. И вдруг – вот это. С чего бы? Да ясно с чего. С того, чтобы дать, по слухам, всем известному гражданину Лыкошеву хоть какой-то статус. А ведь «помощник депутата» – это все-таки какой-никакой, а статус, предусматривающий как определенный перечень обязанностей (хотя в наших условиях и весьма расплывчатый), так и некоторый набор прав, которые, по всей видимости, Лыкошеву очень хотелось получить. Но не вышло.

Как видим, все три поправки, предложенные несистемной оппозицией, абсолютно бессмысленны, а одна из них, первая, еще и потенциально вредна для округа. И так ли уж на самом деле безобидна деятельность политических неформалов, как мы писали выше? Задуматься здесь есть над чем. Можно вспомнить и августовский дебош одного из «активистов» в кафе и в здании администрации, по итогам которого он сейчас ждет окончания следствия в СИЗО. Можно вспомнить и более ранние «подвиги» подобного рода. А можно и задуматься над тремя происшествиями, случившимися в один день – 4 ноября. Когда – повторимся – в один и тот же день сначала пьяный водитель из Холмины протаранил трактор коммунального хозяйства, затем неустановленный водитель повредил теплотрассу на улице Пионерской, оставив несколько домов на сутки без теплоснабжения и, наконец, неустановленные вандалы устроили погром на оленинском кладбище. В один день. И еще – знакомое название: Холмина, давно превратившаяся в «столицу» любого оленинского протеста. Возможно, все эти происшествия как-то связаны? Это установят правоохранительные органы. Конечно, сами «идеологи» оленинской оппозиции из числа представителей старой элиты никак не причастны к этим противоправным действиям. Но политическая атмосфера, которую они пытаются создать, пагубно влияет на людей с неустойчивой психикой, выбирающих свои формы протеста, очень далекие от закона и общепринятых норм цивилизованного общества.

Тем временем, оленинцы, сделавшие выбор в пользу стабильности и развития, продолжают спокойно жить. Не обращая внимания на выходки единичных маргиналов, по большому счету – уже не вызывающих ничего, кроме жалости. По итогам слушаний 34 поправки рабочей группы и областного управления юстиции рекомендованы к принятию во втором чтении. Работа Думы продолжается – активно и вполне успешно, несмотря на все попытки ей помешать. Дело идет к тому, чтобы Оленинский муниципальный округ встретил Новый год с действующим Уставом.

Н. ВЕТРОВ