Дума обсудила бюджет, имущество и благоустройство

Основными вопросами шестого заседания Думы Оленинского муниципального округа стали изменения в районный бюджет, принятие полного пакета нормативных документов в сфере имущества и новых Правил благоустройства Оленинского муниципального округа во втором (окончательном) чтении. Однако первым вопросом повестки заседания стала дальнейшая судьба городских электросетей.

Горсети:
конец «серой» схемы

Начнем с предыстории, уже давней. Многие помнят что в «зеленинские» времена шло серьезное давление на муниципальные предприятия электросетей – через занижение тарифа на передачу энергии и особенно через умышленные неплатежи со стороны тогдашних сбытовых компаний, доходившие до года. В итоге МУП «Олениногорэнерго» (как и подобные предприятия в других районах) оказалось на пороге банкротства. В сложившейся ситуации директор предприятия и, на тот момент, председатель Собрания депутатов Сергей Смирнов в далеком 2008 году подготовил и обеспечил принятие депутатами решения о передаче городских сетей в аренду ООО «Тверьоблэлектро». При всем негативном отношении к приходу частного бизнеса в эту сферу у местной власти не было особого выхода, как договориться с арендатором, приемлемым для тогдашней региональной власти. Плохо было другое – имущество в аренду выделял не район, а предприятие. Соответственно, и арендные платежи шли в «Оленоногорэнерго», а не в местный бюджет.

В итоге главная задача – сохранить устойчивую работу городских электросетей – была решена. Работники МУП «Олениногорэнерго» (продолжающего числиться на бумаге), находясь параллельно в филиале организации-арендатора, смогли законным путем повысить свое благосостояние. А бюджет не получал ничего. Сложилась достаточно «серая» схема, хотя и ни в чем не противоречащая закону. Несколько попыток пересмотреть ее, начавшиеся сразу же после смены председателя Собрания депутатов, ни к чему не привели.

С 1 января 2021 года ситуация меняется. На базе Тверского МУП «Тверьгорэлектро» создается областная государственная электросетевая компания, работающая под руководством правительства региона. Консолидация местных электросетей под управлением области – общая, региональная задача.

Как и постепенное вытеснение частного бизнеса из этого, социально-значимого сектора экономики. И партнерские отношения с руководством округа новый арендатор будет строить с учетом интересов округа, а не отдельных лиц. Из 80 тыс. рублей ежемесячной арендной платы, 60 тысяч (или 720 тыс. руб. в год) будут поступать в бюджет муниципального округа. Еще 20 тысяч в месяц пока, до ликвидации МУП «Олениногорэнерго» (она начнется с Нового года), пойдут на счет МУПа, а затем тоже в местный бюджет. И еще один момент. Контора и гаражи горсетей всегда использовались арендаторами на «неформальной» основе, без каких-либо платежей. МУП «Тверьгорэлектро» готов взять их в аренду официально и так же официально перечислять деньги в местный бюджет. На смену «серой» схеме приходят прозрачные отношения с областной государственной структурой – что, конечно же, является благом для Оленинского МО.

Присутствующий на заседании генеральный директор МУП «Тверьгорэлектро» Максим Сульман ответил на вопросы депутатов о дальнейших планах по сотрудничеству с Оленинским МО. Коллектив горсетей новые арендаторы планируют не только сохранить, но и расширить, постепенно повышая им зарплату. Будет увеличена по объему и ремонтная программа. И если состояние самих сетей вполне приличное, то трансформаторные подстанции требуют срочного ремонта, который планируется на 2021-22 годы.
В целом, диалог на Думе получился очень предметным и конструктивным. Неудивительно, что депутаты единогласно проголосовали за передачу горсетей в аренду МУП «Тверьгорэлектро». Нормальная работа сетей сохранится, а поступления в бюджет увеличатся. Сотрудничество будет идти на понятной, прозрачной основе, без «серых» схем.

Земля стала ближе

11 вопросов повестки дня относились к имущественным вопросам – за одно заседание депутаты приняли полный пакет нормативной базы, относящейся к этой важной сфере деятельности. Все эти решения вступят в силу с 1 января 2021 года.

Поменяется многое. К сожалению, нормативные акты района в сфере имущества давно и безнадежно устарели. Законодательство совершенствовалось, однако правовая база района не совершенствовалась вслед за ним. После выборов главе района пришлось лично заниматься подготовкой новых решений. При этом были заявлены три основные цели – уменьшить избыточный бюрократизм (который, к сожалению, очень негативно отражается на работе с имуществом), сократить до минимума любое взаимодействие Комитета по имуществу с оценочными и посредническими организациями, создать условия для более эффективной работы по пополнению бюджета.

Самые серьезные изменения произойдут в продаже земельных участков. Когда-то сделки по земле велись на основании оценки, дававшей огромный простор для произвольного формирования цен, в том числе и в ущерб бюджету. А ведь наполнение бюджета – это вообще единственный смысл продажи земли. Поэтому в 2017 году за основу цены за землю была принята не оценочная, а кадастровая стоимость. Однако решение было не до конца проработано, в итоге практически все земельные участки могли продаваться за 100% кадастровой стоимости – кроме тех, где иной порядок прямо указан в законе. Сейчас Олег Дубов предложил гораздо более гибкий и продуманный порядок, который значительно облегчает жизнь, прежде всего, фермерским хозяйствам. Теперь, после трех лет аренды земли, при условии ее использования по назначению, фермеры могут выкупить свой участок по заявлению за 15% от кадастровой стоимости.

Любой желающий приобрести земельный участок под жилищное строительство или сельхозпроизводство (если не хочет ждать трех лет аренды), может сделать это за 50%, а не 100% кадастровой стоимости. Другими словами, средний гектар сельскохозяйственной земли теперь будет стоить не 30 тысяч, а 15 (если покупать ее сразу). Или 4500 рублей, если выкупать арендованную и обработанную землю.

А вот к продаже земли по оценочной стоимости, дающей неограниченный простор для договоренностей продавца с покупателем, возврата не будет никогда.

Изменяются и условия аренды муниципальной земли под жилищное строительство. Первые три года с момента выдачи разрешения на строительство арендатор будет платить в бюджет по нынешней минимальной ставке – точно такой же, как под построенным домом. После трех лет строительства, до сдачи дома в эксплуатацию, ставка будет постепенно повышаться и после пяти лет достигнет максимального уровня. Смысл нововведения понятен. Существует массовый способ ухода от налогов, когда люди построили дом, живут в нем, но не спешат регистрировать свое жилище в Росреестре. Соответственно, и налоги за такую недвижимость не платятся. Теперь этот способ ухода от налогов станет просто невыгодным.

Многое меняется и в порядке сдачи в аренду муниципального имущества. До нынешних решений любое имущество предоставлялось в аренду только на основе оценки. Процедура не просто бюрократическая, долгая, но и затратная для арендатора. И по закону далеко не всегда обязательная. Еще с 2014 года федеральный закон дал право предоставлять имущество в аренду для 16 категорий арендаторов не по оценочной, а по нормативной цене – если эту нормативную цену утвердят депутаты. Именно такие решения – и по этим категориям арендаторов, и по нормативной цене (150 руб. за кв. метр в месяц, с коэффициентами по видам использования) приняты депутатами. Можно говорить о том, что приняты они с опозданием на шесть лет. Но, к сожалению, пока глава района сам не начал изучать законодательство в этой сфере, никто не поднимал этот вопрос. Теперь он решен.

Последним решением (по порядку, а не важности) стала отмена продажи земельных участков через специализированные организации. Порядок принимался в 2006 году, когда Комитет по имуществу был не в состоянии организовать электронные торги. Ситуация давно изменилась, а устаревшее положение (хотя и не нарушающее закон), превратившееся из нужного во вредное, продолжало действовать. С нового года, по предложению Олега Дубова, оно будет отменено, и теперь своей непосредственной работой будет заниматься Комитет по управлению имуществом, и только он.

Изменения в системе управления муниципальным имуществом произошли достаточно серьезные и глубокие. Цель их – повышение эффективности работы с землей, с арендой, наполнение бюджета, ликвидация той «инфраструктуры» из специализированных организаций, которая сложилась вокруг сделок с муниципальной землей и недвижимостью. А вот главное направление – защита муниципальных предприятий от перехода в частные руки и отказ от их приватизации – остается прежним. Решение об этом депутаты приняли раньше, по инициативе партийного большинства «Единой России» и при активной поддержке со стороны главы района.

Бюджет превысил
400 миллионов

Депутаты внесли поправки в районный бюджет на 2020 год. Впервые за всю историю Оленинского района он превысил 400 миллионов – причем, значительно превысил (уточненный объем составил 433 миллиона, на 64 миллиона выше, чем был). Конечно, в основном это целевые средства областного бюджета. 22 миллиона регион выделил на модернизацию котельных в восьми сельских школах. Работы уже завершены, и все деньги использованы по целевому назначению. Еще 31 миллион выделен на обеспечение средней зарплаты педагогическим работникам школ и детсадов в соответствии с майскими Указами. Такая практика – выделение средств после 1 сентября – по образовательным учреждениям существует несколько лет и себя полностью оправдала. Выделенная сумма на 6 миллионов выше, чем в прошлом году. Заметим, что средства по майским Указам направляются на места с учетом налогов, в том числе НДФЛ, который дополнительно поступит в местный бюджет.

Точно так же в бюджете теперь отражены средства, доведенные из области по поручениям Президента России – например, на выплаты за классное руководство, на горячее питание в начальных классах.

Другие поступления из областного бюджета связаны с участием Оленинского района в различных областных программах и проведением выборов депутатов Думы Оленинского муниципального округа. Но эти суммы, конечно, значительно меньше, чем на школьные котельные и зарплату педагогам.

Появились и дополнительные собственные доходы местного бюджета. Они были направлены в основном на закрытие года по зарплате бюджетникам и по оплате за электроэнергию. Откровенно жаль было направлять дополнительные 58 тысяч, которых не хватило ЖЭУ №1 на оплату штрафа за состояние очистных сооружений по жалобам оппозиционных «активистов». Они даже не скрывали, что смысл жалоб – подорвать финансовое положение бюджета и ЖКХ, о чем активно писали в Интернете. Сейчас очистные уже переданы в областную собственность, но от уплаты прежних штрафов ЖЭУ №1 (а, в конечном итоге, местный бюджет) никто не освободит. И это главный осязаемый результат «работы» деструктивных сил.

Одновременно до 31 декабря было приостановлено действие той части Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Оленинском муниципальном округе, которая касается сроков внесения проекта бюджета на 2021 год. Такие изменения приняты сейчас по всей стране и на всех уровнях – начиная с Бюджетного Кодекса Российской Федерации и заканчивая всеми городами, районами, округами. Решения связаны с внесением проекта федерального бюджета значительно позднее установленного срока, что вызвало цепную реакцию на местах. при этом глава Оленинского района Олег Дубов сообщил, что работа над проектом бюджета-2021 активно ведется, и сразу после внесения в Законодательное Собрание проекта областного бюджета, наш главный финансовый документ будет представлен в Думу в кратчайшие сроки. В конце октября состоялись встречи главы района с депутатами от «Единой России» (раздельно по каждому из избирательных округов), где обсуждалась совместная работа по выполнению Народной программы в будущем году, и администрация постаралась по максимуму учесть все предложения депутатов, связанные с наказами избирателей.

Новые Правила
благоустройства
приняты

Дума приняла во втором, окончательном чтении Правила благоустройства на территории Оленинского муниципального округа, которые вступят в силу с 1 января 2021 года. После первого чтения документа поступили 18 поправок, 17 из которых рекомендованы к принятию сначала публичными слушаниями, а затем Советом Думы. Большинство изменений в проект предложены председателем Думы Татьяной Дубовой и прокуратурой района.

Каких-то споров по Правилам благоустройства на Думе не возникло, документ принят единогласно. По сравнению с прежними Правилами в нем значительно меньше пробелов.
Что появилось в новых Правилах благоустройства?

Воспроизводятся требования закона, что вывоз мусора (в том числе, крупногабаритного) может производиться только по договору со специализированной организацией. Никакой «самовывоз» не допускается. Закон это требует с 2019 года, и теперь те же требования содержатся в наших Правилах.

Борьба с борщевиком на частных и прилегающих территориях. Раньше в Правилах благоустройства про это ничего не говорилось. Теперь это прямая обязанность собственников.

Снос разрушенных зданий – теперь обязанность собственника. Установлен срок – один год с момента получения письменного уведомления от администрации округа.
Требования к состоянию неогороженных личных участков становятся такими же, как к придомовой территории по фасадам домов. Вполне логично: не хочешь ставить забор – держи в чистоте всю территорию.

Полностью запрещена остановка фур на расстоянии ближе 50 метров к жилым домам, а также техническое обслуживание транспортных средств в жилой зоне и громкое включение музыки в автомобилях. Точно так же запрещена мойка транспортных средств на колонках.

Есть еще целый ряд изменений. А самое главное изменится после избрания главы округа. Ожидается, что для контроля за соблюдением Правил благоустройства (и вообще для всей административной практики) будет назначено отдельное должностное лицо, от которого ожидается гораздо более системная и эффективная работа, чем мы ее видим сегодня со стороны управления ЖКХ и сельских поселений, занятых, прежде всего, другими вопросами.